Analysis of modern concepts in psychology. Part II. Development of modern concepts by scientists of the Institute of psychology RAS

 
PIIS020595920016002-8-1
DOI10.31857/S020595920016002-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor, Scientific Adviser of Institute of Psychology RAS
Affiliation: Institute of Psychology RAS
Address: Moscow, Yaroslavskaya str., 13, building 1
Occupation: Chief researcher of the laboratory of psychology of development of the subject in normal and post-traumatic States
Affiliation: Federal State-financed Establishment of Science, Institute of Psychology RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal namePsikhologicheskii zhurnal
EditionVolume 42 issue 4
Pages5-15
Abstract

The purpose of part II of the article was to analyze modern concepts developed by scientists of the Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. The concepts in the general theory of modern psychology were considered: Individual and Collective subject, Mentality, Psychological relations, Intellect, Insight; concepts in modern branches of psychology: Resilience Model mental, Behavior control, Social representations, Collective image of the future, Discourse, Intention, Discursive abilities, Special abilities, Styles of activity and concepts in applied branches of psychology: Subjective age, Compensation, Psychological health, Happiness, Patriotism. Comparison of the experience of the classification of concepts in Russian psychology (K.K. Platonov, Ya.A. Ponomarev, L.I. Antsyferova, A.V. Petrovsky, M.G. Yaroshevsky) the harmony and constructiveness of the ideas of predecessors, one should note the obvious difficulties in categorizing psychological concepts in their coordinates, which is associated with a change in general scientific methodological principles: the transition from classical to non-classical and post-non-classical metamodern methodology. The distinctive features of modern concepts are highlighted. The first is their integrative and interdisciplinary nature. The second feature is manifested not only in the expansion of the concept and its use in a wider thematic field, but also in the change in the content itself. The third difference between modern concepts lies in a different type of their structural organization. These are not separate concepts such as Image, Motive, Action, etc., but integrated conceptual formations, where many basic psychological constructs are implicitly represented, which are difficult to explicate as single ones. The fourth characteristic of modern concepts is their subjectivity, which acts in two senses: as a developer and creator of conceptual analysis, and an appeal to the category of the subject (individual and collective). A network structure of concepts with the allocation of nodal meta-concepts (individual and collective subject), reflecting the tendencies of theoretical searches in psychology, is proposed. The network of modern concepts is a new stage in the development of the methodology of science, the stage of metamodernism, with the maximum plasticity of conceptual fields, the network principle of their organization, a different type of concept construction, increasing complexity, dynamism, latency, antinomy. The authors report on the limited nature of this analysis and its controversial nature. This attempt is an invitation to dialogue, to continue the search.

Keywordsmetamodernism, network principle, integrativeness of concepts, subjectivity, metaponceptions, umbrella concepts, antinomy of concepts, latency
Received29.07.2021
Publication date14.08.2021
Number of characters29081
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1

Проведенный в первой части статьи анализ опыта систематизации понятий показал, что, несмотря на высокую креативность и общетеоретическую значимость, предлагаемые в предшествующих исследованиях решения о понятийных сетках или выводимости из частных понятий общих в период методологических изменений требует существенного пересмотра и развития. Показано, что опыт систематизации понятий в психологии и отмечающиеся сдвиги в развитии различных подходов в сторону размывания жестких границ и взаимовлияний, усиливают тенденции межпарадигмальности в научных школах, позволяют перейти к анализу современных понятий, которые разрабатываются в Институте психологии РАН и представлены в коллективном труде “Разработка современных понятий психологии” [19].

2 СОВРЕМЕННЫЕ ПОНЯТИЯ В МЕТОДОЛОГИИ МЕТАМОДЕРНИЗМА
3 Проводя анализ постмодернизма в науке ХХ века М.С. Гусельцева выделяет следующие основные его черты: толерантность, креативность, “сверхрефлексивность – сосредоточенность на многомерности, на возможных ходах мысли оппонента…” [5, c. 657]. Эта методология отвечала сомнениям и изменениям современности, с ее радикальными сдвигами в социальной организации, усилением ценности индивидуальности человека, его уникальности, росту гуманистических ценностей. Изменения, происходящие в XXI в. привели к динамике и методологии науки. В ответ на вызовы современного мира (нарастание сложности, неопределенности, уникальности и разнообразия, разрыв линии прогресса и нарастания регрессивных тенденций) возник метамодернизм, как эпистимология современной науки [3, 4]. Для новой интеллектуальной стратегии характерна не дихотомия (и/или), а континуум возможных поисков и решений (и/и). “Тем не менее метамодернистская эпистемология служит удачной интегрирующей концептуальной рамкой для сетевой неструктурированности, принципа антиномий, эпистемологии сложности и латентности” [5, с. 660]. Ведущей метамодернистской стратегией становится сочетание продвижения и раскачивания, что создает поле напряжение для новых решений, порождения новых научных решений, понятий, концепций, методов, соотношений теории и практики. Все это означает ведущую роль субъекта как научного творца, его методологических выборов и возможностей поисков в условиях нарастающей неопределенности и противоречивости.
4

Такому методологическому повороту соответствуют особенности современного общества: нарастание неопределенности и желание определенности; нарастание глобализма и утверждение локального своеобразия; рост национализма и утверждение общегуманитарных ценностей; рост жестокости, агрессии, отчужденности и повышение значения роли уникальности человеческой жизни, личности и повышение роли коллективистических сообществ; появление информационного общества, с изменением понимания пространства и времени, изменением коммуникаций – их виртуализацией, краткостью, и ными законами речи, нарастанием роли визуальной информации, интенсивности обменов и необходимостью самопрезентации (как предъявление и сохранение себя) в общем доступном информационном пространстве глобального общества. Информационные технологии изменяют деятельность и сознание человека, его субъективность, размываются границы автора и читателя, происходит смещение ролей творца и зрителя – интерактивность в создании произведений искусства, вмешательство в конструирование реальности. Совмещение, смешивание таких противоречивых явлений и тенденций в свою очередь требует антиномичности. “В свете принципа антиномий, чем глубже человек осваивает универсальные ценности, тем сильнее он индивидуализируется и обретает творческое своеобразие” [5, с. 640].

Price publication: 0

Number of purchasers: 3, views: 1156

Readers community rating: votes 0

1. Bogdanovich N.V. Sub"ekt kak kategoriya otechestvennoj psihologii: istoriya i sovremennoe sostoyanie. Sub"ekt, lichnost' i psihologiya chelovecheskogo bytiya. Eds. V.V. Znakov i Z.I. Ryabikina. Мoscow: Izd-vo “Institut psihologii RAN”, 2005. P. 58−84. (In Russian)

2. Gusel'ceva M.S. Kul'turnaya psihologiya: metodologiya, istoriya, perspektivy. Мoscow: Prometej, 2007. (In Russian)

3. Gusel'ceva M.S. Evolyuciya psihologicheskogo znaniya v smene tipov racional'nosti. Мoscow: Akropol', 2013. (In Russian)

4. Gusel'ceva M.S. Princip razvitiya v psihologii: vyzovy poliparadigmal'nosti i transcisciplinarnosti. Princip razvitiya v sovremennoj psihologii. Otv. red. A.L. Zhuravlev, E.A. Sergienko. Мoscow: Izd-vo “Institut psihologii RAN”, 2016. P. 31−61. (In Russian)

5. Gusel'ceva M.S. Perspektivy razvitiya psihologicheskogo znaniya: blesk i nishcheta prognozov. Psihologicheskoe znanie: Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya. Ed. A.L. Zhuravleva, A.V. Yurevicha. Мoscow: Izd-vo “Institut psihologii RAN”, 2018. P. 628−670. (In Russian)

6. Gusel'ceva M.S., Izotova E.I. Pozitivnaya socializaciya detej i podrostkov: metodologiya i empirika. Мoscow: Smysl, 2016. (In Russian)

7. Zhuravlev A.L. Kollektivnyj sub"ekt kak fenomen i ponyatie v sovremennoj psihologii. Razrabotka ponyatij sovremennoj psihologii. Otv. red. A.L. Zhuravlev, E.A. Sergienko. Мoscow: Izd-vo “Institut psihologii RAN”, 2018. P. 116−162. (In Russian)

8. Zhuravlev A.L., Sergienko E.A. Sovremennye ponyatiya v psihologicheskoj nauke: popytka analiza. Razrabotka ponyatij sovremennoj psihologii. Otv. red. A.L. Zhuravlev, E.A. Sergienko. Мoscow: Izd-vo “Institut psihologii RAN”, 2018. P. 5−62. (In Russian)

9. Lomov B.F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii. Мoscow: Nauka. 1984. (In Russian)

10. Mahnach A.V. Zhiznesposobnost' cheloveka: novoe ponyatie i novye vyzovy. Razrabotka ponyatij sovremennoj psihologii. Otv. red. A.L. Zhuravlev, E.A. Sergienko. Мoscow: Izd-vo “Institut psihologii RAN”, 2018. P. 533−561. (In Russian)

11. Nestik T.A. Kollektivnyj obraz budushchego. Razrabotka ponyatij sovremennoj psihologii. Otv. red. A.L. Zhuravlev, E.A. Sergienko. Мoscow: Izd-vo “Institut psihologii RAN”, 2018. P. 401−431. (In Russian)

12. Petrovskij A.V., Yaroshevskij M.G. Osnovy teoreticheskoj psihologii. Мoscow: INFRA-M, 1998. (In Russian)

13. Petrovskij A.V., Petrovskij V.A. Kategorial'naya sistema psihologii. Voprosy psihologii. 2000. №. 5. P. 3−17. (In Russian)

14. Petrovskij A.V., Yaroshevskij M.G. Teoreticheskaya psihologiya: Uchebnoe posobie dlya stud. Psih. fak. Vyssh.ucheb. zavedenij. Мoscow: Izdatel'skij centr “Akademiya”, 2001. 496 p. (In Russian)

15. Platonov K.K. O sisteme psihologii. Мoscow: Mysl', 1972. (In Russian)

16. Ponomarev Ya.A. Metodologicheskoe vvedenie v psihologiyu. Мoscow: Nauka. 1983. (In Russian)

17. Psihologicheskoe znanie: Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya. Eds. A. L. Zhuravlev, A.V. Yurevicha. Мoscow: Izd-vo “Institut psihologii RAN”, 2018. P. 332−367. (In Russian)

18. Problemy sub"ektov v postneklassicheskoj nauke. Preprint Ed. V.I. Arshinov i V.E. Lepskij. Мoscow: Kogito- Centr, 2007. (In Russian)

19. Razrabotka ponyatij sovremennoj psihologii. Otv. red. A.L. Zhuravlev, E.A. Sergienko. Мoscow: Izd-vo “Institut psihologii RAN”, 2018. P. 401−431. (In Russian)

20. Sergienko E.A. Psihologiya sub"ekta: poiski i resheniya. Psikhologicheskii zhurnal. 2008. V. 29. №. 2. P. 16−28. (In Russian)

21. Sergienko E.A. Sub"ektivnyj vozrast cheloveka- rasshirenie ponyatie vozrastnoj identichnosti. Razrabotka ponyatij sovremennoj psihologii. Otv. red. A.L. Zhuravlev, E.A. Sergienko. Мoscow: Izd-vo “Institut psihologii RAN”, 2018. P. 561−592. (In Russian)

22. Sergienko E.A., Znakov V.V., Harlamenkova N.E. Individual'nyj sub"ekt v psihologii. Razrabotka ponyatij sovremennoj psihologii. Otv. red. A.L. Zhuravlev, E.A. Sergienko. Мoscow: Izd-vo “Institut psihologii RAN”, 2018. P. 63−116. (In Russian)

23. Sergienko E.A., Vilenskaya G.A. Kontrol' povedeniya – integrativnoe ponyatie psihicheskoj regulyacii. Razrabotka ponyatij sovremennoj psihologii. Otv. red. A.L. Zhuravlev, E.A. Sergienko. Мoscow: Izd-vo “Institut psihologii RAN”, 2018. P. 343−379. (In Russian)

24. Sergienko E.A., Lebedeva E.I., Ulanova A.YU. Model' psihicheskogo – sposobnost' ponimaniya mira lyudej. Razrabotka ponyatij sovremennoj psihologii. Otv. red. A.L. Zhuravlev, E.A. Sergienko. Мoscow: Izd-vo “Institut psihologii RAN”, 2018. P. 269−343. (In Russian)

25. Sergienko E.A. Ot differenciacii k integracii podhodov i kategorij v sovremennom psihologicheskom znanii. Psihologicheskoe znanie: Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya. Eds. A. L. Zhuravlev, A. V. Yurevich. Moscow: Izd-vo “Institut psihologii RAN”, 2018. P. 308−331. (In Russian)

26. Holodnaya M.A. Struktura i funkcii estestvennogo intellekta v kontekste problemy iskusstvennogo intellekta. Iskusstvennyj intellekt: mezhdisciplinarnyj podhod. Eds. D.I. Dubrovskij i V.A. Lektorskij. Мoscow: IInteLL, 2006. P. 149−162. (In Russian)

Система Orphus

Loading...
Up