Анализ современных понятий в психологии. Часть II. Разработка современных понятий учеными Института психологии РАН

 
Код статьиS020595920016002-8-1
DOI10.31857/S020595920016002-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор, научный руководитель Института психологии РАН
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Москва, ул. Ярославская, д. 13, корп. 1
Должность: Главный научный сотрудник лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 42 № 4
Страницы5-15
Аннотация

Вторая часть статьи посвящена анализу современных понятий психологической науки, разрабатываемых учеными Института психологии РАН. Рассматриваются следующие понятия, используемые как в общей теории современной психологии: Индивидуальный и Коллективный субъект, Менталитет, Психологические отношения, Интеллект, Инсайт; так и понятия, применяемые в современных отраслях психологии: Модель психического, Контроль поведения, Социальные представления, Коллективный образ будущего, Дискурс, Интенция, Дискурсивные способности, Специальные способности, Стили деятельности, а также понятия, употребляемые в исследованиях прикладных отраслях психологии: Жизнеспособность, Субъективный возраст, Компенсация, Психологическое здоровье, Счастье, Патриотизм. Проведенный в первой части статьи анализ истории и опыта классификации понятий отечественными психологами (К.К. Платонов, Я.А. Пономарев, Л.И. Анцыферова, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, В.А. Петровский), а также их сравнение показали, что, несмотря на стройность и конструктивность идей предшественников, существуют явные трудности категоризации психологических понятий в предлагаемых координатах, что связано с изменением общенаучных методологических принципов: переходом от классической к неклассической и постнеклассической методологии метамодерна. Во второй части статьи выделяются отличительные особенности современных понятий, а также предложена сетевая структура понятий с выделением узловых метапонятий (индивидуальный и коллективный субъект), отражающая тенденции теоретических поисков в психологии. Сеть современных понятий – новый этап развития методологии науки, этап метамодернизма, с максимальной пластичностью понятийных полей, сетевым принципом их организации, иным типом построения понятий, нарастающей сложностью, динамичностью, латентностью, антиномичностью. Авторы отдают отчет в ограниченном характере данного анализа и его дискуссионности. Данная попытка – это приглашение к диалогу и продолжению поисков.

Ключевые словаметамодернизм, сетевой принцип, интегративность понятий, субъектность, метапонятия, зонтичные понятия, антиномичность понятий, латентность
Получено29.07.2021
Дата публикации14.08.2021
Кол-во символов29081
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1

Проведенный в первой части статьи анализ опыта систематизации понятий показал, что, несмотря на высокую креативность и общетеоретическую значимость, предлагаемые в предшествующих исследованиях решения о понятийных сетках или выводимости из частных понятий общих в период методологических изменений требует существенного пересмотра и развития. Показано, что опыт систематизации понятий в психологии и отмечающиеся сдвиги в развитии различных подходов в сторону размывания жестких границ и взаимовлияний, усиливают тенденции межпарадигмальности в научных школах, позволяют перейти к анализу современных понятий, которые разрабатываются в Институте психологии РАН и представлены в коллективном труде “Разработка современных понятий психологии” [19].

2 СОВРЕМЕННЫЕ ПОНЯТИЯ В МЕТОДОЛОГИИ МЕТАМОДЕРНИЗМА
3 Проводя анализ постмодернизма в науке ХХ века М.С. Гусельцева выделяет следующие основные его черты: толерантность, креативность, “сверхрефлексивность – сосредоточенность на многомерности, на возможных ходах мысли оппонента…” [5, c. 657]. Эта методология отвечала сомнениям и изменениям современности, с ее радикальными сдвигами в социальной организации, усилением ценности индивидуальности человека, его уникальности, росту гуманистических ценностей. Изменения, происходящие в XXI в. привели к динамике и методологии науки. В ответ на вызовы современного мира (нарастание сложности, неопределенности, уникальности и разнообразия, разрыв линии прогресса и нарастания регрессивных тенденций) возник метамодернизм, как эпистимология современной науки [3, 4]. Для новой интеллектуальной стратегии характерна не дихотомия (и/или), а континуум возможных поисков и решений (и/и). “Тем не менее метамодернистская эпистемология служит удачной интегрирующей концептуальной рамкой для сетевой неструктурированности, принципа антиномий, эпистемологии сложности и латентности” [5, с. 660]. Ведущей метамодернистской стратегией становится сочетание продвижения и раскачивания, что создает поле напряжение для новых решений, порождения новых научных решений, понятий, концепций, методов, соотношений теории и практики. Все это означает ведущую роль субъекта как научного творца, его методологических выборов и возможностей поисков в условиях нарастающей неопределенности и противоречивости.
4

Такому методологическому повороту соответствуют особенности современного общества: нарастание неопределенности и желание определенности; нарастание глобализма и утверждение локального своеобразия; рост национализма и утверждение общегуманитарных ценностей; рост жестокости, агрессии, отчужденности и повышение значения роли уникальности человеческой жизни, личности и повышение роли коллективистических сообществ; появление информационного общества, с изменением понимания пространства и времени, изменением коммуникаций – их виртуализацией, краткостью, и ными законами речи, нарастанием роли визуальной информации, интенсивности обменов и необходимостью самопрезентации (как предъявление и сохранение себя) в общем доступном информационном пространстве глобального общества. Информационные технологии изменяют деятельность и сознание человека, его субъективность, размываются границы автора и читателя, происходит смещение ролей творца и зрителя – интерактивность в создании произведений искусства, вмешательство в конструирование реальности. Совмещение, смешивание таких противоречивых явлений и тенденций в свою очередь требует антиномичности. “В свете принципа антиномий, чем глубже человек осваивает универсальные ценности, тем сильнее он индивидуализируется и обретает творческое своеобразие” [5, с. 640].

Цена публикации: 0

Всего подписок: 3, всего просмотров: 1196

Оценка читателей: голосов 0

1. Богданович Н.В. Субъект как категория отечественной психологии: история и современное состояние // Субъект, личность и психология человеческого бытия / Под ред. В.В. Знакова и З.И. Рябикиной. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2005. С. 58−84.

2. Гусельцева М.С. Культурная психология: методология, история, перспективы. М.: Прометей, 2007.

3. Гусельцева М.С. Эволюция психологического знания в смене типов рациональности. М.: Акрополь, 2013.

4. Гусельцева М.С. Принцип развития в психологии: вызовы полипарадигмальности и трансцисциплинарности // Принцип развития в современной психологии / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2016. С. 31−61.

5. Гусельцева М.С. Перспективы развития психологического знания: блеск и нищета прогнозов // Психологическое знание: Современное состояние и перспективы развития / Под ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018. С. 628−670.

6. Гусельцева М.С., Изотова Е.И. Позитивная социализация детей и подростков: методология и эмпирика. М.: Смысл, 2016.

7. Журавлев А.Л. Коллективный субъект как феномен и понятие в современной психологии // Разработка понятий современной психологии / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018. С. 116−162.

8. Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. Современные понятия в психологической науке: попытка анализа // Разработка понятий современной психологии / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018. С. 5−62.

9. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука. 1984.

10. Махнач А.В. Жизнеспособность человека: новое понятие и новые вызовы // Разработка понятий современной психологии / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018. С. 533−561.

11. Нестик Т.А. Коллективный образ будущего // Разработка понятий современной психологии / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018. С. 401−431.

12. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998.

13. Петровский А.В., Петровский В.А. Категориальная система психологии // Вопросы психологии. 2000. №. 5. С. 3−17.

14. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология: Учебное пособие для студ. Псих. фак. Высш.учеб. заведений. М.: Издательский центр “Академия”, 2001. 496 с.

15. Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972.

16. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М.: Наука. 1983.

17. Психологическое знание: Современное состояние и перспективы развития / Под ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018. С. 332−367.

18. Проблемы субъектов в постнеклассической науке / Препринт под ред. В.И. Аршинова и В.Е. Лепского. М.: Когито- Центр, 2007.

19. Разработка понятий современной психологии / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018. С. 401−431.

20. Сергиенко Е.А. Психология субъекта: поиски и решения // Психологический журнал. 2008. Т. 29. №. 2. С. 16−28.

21. Сергиенко Е.А. Субъективный возраст человека- расширение понятие возрастной идентичности // Разработка понятий современной психологии / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018. С. 561−592.

22. Сергиенко Е.А., Знаков В.В., Харламенкова Н.Е. Индивидуальный субъект в психологии // Разработка понятий современной психологии / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018. С. 63−116.

23. Сергиенко Е.А., Виленская Г.А. Контроль поведения – интегративное понятие психической регуляции // Разработка понятий современной психологии / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018. С. 343−379.

24. Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Уланова А.Ю. Модель психического – способность понимания мира людей // Разработка понятий современной психологии / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018. С. 269−343.

25. Сергиенко Е.А. От дифференциации к интеграции подходов и категорий в современном психологическом знании // Психологическое знание: Современное состояние и перспективы развития / Под ред. А. Л. Журавлева, А. В. Юревича. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018. С. 308−331.

26. Холодная М.А. Структура и функции естественного интеллекта в контексте проблемы искусственного интеллекта // Искусственный интеллект: междисциплинарный подход / Под ред. Д.И. Дубровского и В.А. Лекторского. М.: ИИнтеЛЛ, 2006. С. 149−162.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх