Анализ современных понятий в психологии часть I. Опыт систематизации понятий

 
Код статьиS020595920015130-9-1
DOI10.31857/S020595920015130-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор, научный руководитель Института психологии РАН
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва, ул. Ярославская, д. 13, корп. 1
Должность: Главный научный сотрудник лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва, ул. Ярославская, д. 13, корп. 1
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 42 № 3
Страницы5-15
Аннотация

Анализируются современные понятия в психологической науке на примере разработок ученых Института психологии РАН. Первая часть статьи посвящена сравнению опыта классификации понятий в отечественной психологии (К.К. Платонов, Я.А. Пономарев, Л.И. Анцыферова, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, В.А. Петровский). Сопоставляются термины “категория” и “понятие”. Сравниваются идеи К.К. Платонова с понятийной сеткой А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, доказывается, что они основаны на единых принципах историко-генетического анализа: классификация К.К. Платонова содержит основные идеи детерминизма, системности и иерархии, детально разработанные в понятийной сетке Петровского и Ярошевского. Представлены идеи Я.А. Пономарева и Л.И. Анцыферовой по разработке психологических категорий. Опыт систематизации понятий позволяет утверждать, что, несмотря на стройность и конструктивность идей предшественников, в настоящее время становится невозможным рассмотрение психологических понятий в прежних координатах. Это связано с изменением общенаучных методологических принципов, а именно: переходом от классической к неклассической и постнеклассической методологии метамодерна. Показано взаимопроникновение и взаимовлияние психологических подходов в психологической науке, нарастание меж- и полипарадигмальности в современной психологии. Выявляются и сравниваются координаты анализа предшествующих ученых и определяются современные тенденции. С этих позиций, авторы обращаются именно к понятийной системе психологии, а не к общим психологическим категориям и принципам. Понятийное поле науки, и психологии в том числе, демонстрирует развитие и преобразование, подвижность и текучесть значительно более отчетливо, чем общие категории или принципы. Понятийный строй наиболее ясно обнаруживает динамику развития науки, что делает это звено методологической системы более демонстративным для анализа перемен на современном этапе.

Ключевые словапонятия, категории, классификация понятий, понятийная сеть, общепсихологические понятия, частнопсихологические понятия, межпарадигмальность, междисциплинарность, метамодернизм, субъектность понятий
Получено12.06.2021
Дата публикации12.06.2021
Кол-во символов32587
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 4, всего просмотров: 979

Оценка читателей: голосов 0

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.

2. Анцыферова Л.И. Материалистическая диалектика и психологическая наука (Вместо предисловия) // Категории материалистической диалектики в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой. М.: Наука, 1988. С. 3−21.

3. Асмолов А.Г. Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека. 3-е изд., испр. и доп. М.: Смысл: Издательский центр “Академия”, 2007.

4. Гусельцева М.С. Культурная психология: методология, история, перспективы. М.: Прометей, 2007.

5. Гусельцева М.С. Эволюция психологического знания в смене типов рациональности. М.: Акрополь, 2013.

6. Гусельцева М.С. Принцип развития в психологии: вызовы полипарадигмальности и трансцисциплинарности // Принцип развития в современной психологии / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2016. С. 31−61.

7. Гусельцева М.С. Перспективы развития психологического знания: блеск и нищета прогнозов // Психологическое знание: Современное состояние и перспективы развития / Под ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018. С. 628−670.

8. Гусельцева М.С., Изотова Е.И. Позитивная социализация детей и подростков: методология и эмпирика. М.: Смысл, 2016.

9. Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. Современные понятия в психологической науке: попытка анализа // Разработка понятий современной психологии / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018. С. 5−62.

10. Зеленкова Т.В. Интегративные тенденции в развитии психологии: от монолога к полилогу // Психологическое знание: Современное состояние и перспективы развития / Под ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018. С. 332−367.

11. Краткий словарь по философии / Под общ. ред. И.В. Блауберга, И.К. Пантина, 3-е изд., доработ. и доп. М.: Политиздат, 1979.

12. Леонтьев Д.А., Овчинникова У.Ю., Рассказова Е.И., Фам А.Х. Психология выбора. М.: Смысл, 2015.

13. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.

14. Марцинковская Т.Д. Проблема социализации в историко-генетической парадигме. М.: Смысл, 2015.

15. Новое в науках о человеке: к 85-летию со дня рождения академика И.Т. Фролова / Отв. ред. Г.И. Белкина; ред. сост. М.И. Фролова. М.: Ленанд, 2015.

16. Петровский А.В., Петровский В.А. Категориальная система психологии // Вопросы психологии. 2000. №. 5. С. 3−17.

17. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998.

18. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология: Учебное пособие для студ. Псих. фак. Высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр “Академия”, 2001. 496 с.

19. Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972.

20. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982.

21. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М.: Изд-во Наука. 1983.

22. Психологическое знание: Современное состояние и перспективы развития / Под ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018. С. 332−367.

23. Принцип развития в современной психологии / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2016.

24. Разработка понятий современной психологии / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018.

25. Сергиенко Е.А. Межпарадигмальные мосты // Психологические исследования. 2016. Т. 9. № 48. С. 4. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 29.10.2016).

26. Сергиенко Е.А. От дифференциации к интеграции подходов и категорий в современном психологическом знании // Психологическое знание: Современное состояние и перспективы развития / Под ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018. С. 308−331.

27. Холодная М.А. Структурно-интегративная методология в исследовании интеллекта // Дифференционно-интеграционная теория развития / Сост. Н.И. Чуприкова, А.Д. Кошелев. М.: Языки славянских культур, 2011. С. 469−477.

28. Холодная М.А. Структура и функции естественного интеллекта в контексте проблемы искусственного интеллекта // Искусственный интеллект: междисциплинарный подход / Под ред. Д.И. Дубровского и В.А. Лекторского. М.: ИИтеЛЛ, 2006. С. 149−162.

29. Холодная М.А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2012.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх