Индивидуальные особенности и благополучие детей: модерирующая роль семейной среды

 
Код статьиS020595920013335-4-1
DOI10.31857/S020595920013335-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Младший научный сотрудник
Аффилиация: ФГБУН НИИ физиологии и фундаментальной медицины
Адрес: Новосибирск, Новосибирск-117, а/я 237
Должность: Главный научный сотрудник НИИФФМ
Аффилиация: НИИ физиологии и фундаментальной медицины, Новосибирский государственный университет
Адрес: улица Тимакова, 4
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 42 № 1
Страницы80-91
Аннотация

Исследование посвящено изучению специфики вклада индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста в их благополучие в зависимости от семейных условий воспитания. С помощью международно признанных родительских опросников исследовано 652 ребенка в возрасте от 2 до 7 лет. Большинство выявленных взаимодействий индивидуальных особенностей детей и методов родительского воспитания соответствовало “двойному риску”: предрасполагающий эффект уступчивости детей в отношении просоциального поведения и защитный эффект сознательности в отношении экстернальных проблем при низком уровне позитивного воспитания и вовлеченности родителей были значительно больше, чем при воспитании с обилием похвалы, поддержки и участия. Защитные эффекты экстраверсии детей в отношении интернальных проблем и уступчивости в отношении влияния проблем психического здоровья на функционирование ребенка в важнейших сферах жизни при частых наказаниях были значительно больше, чем при относительно редких. Одно обнаруженное взаимодействие факторов соответствовало “дифференцированной восприимчивости”: у закрытых и мало любознательных детей при высоком уровне позитивного воспитания и вовлеченности родителей риск проблем психического здоровья был меньше, а при низком уровне позитивного воспитания – больше, чем у открытых и любознательных детей. Полученные результаты дополняют имеющиеся сведения и расширяют существующие представления о взаимодействии индивидуальных и семейных факторов развития в детском возрасте.

Ключевые словадети, индивидуальные особенности, семейное воспитание, благополучие детей, дошкольный возраст
Источник финансированияРабота выполнена за счет средств федерального бюджета на проведение фундаментальных научных исследований (тема № АААА-А16-116021010228-0, анализ данных), гранта РНФ (№ 16-18-00003, сбор данных) и гранта РФФИ (№ 19-013-00034, подготовка статьи)
Получено09.01.2021
Дата публикации20.01.2021
Кол-во символов25725
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 1, всего просмотров: 1059

Оценка читателей: голосов 0

1. Логинова С.В., Слободская Е.Р., Козлова Е.А., Корниенко О.С. Адаптация опросника для изучения практик родительского воспитания детей дошкольного возраста (APQ-PR) // Психологические исследования. 2016. Т. 9. № 47. С. 12.

2. Слободская Е.Р., Ахметова О.А. Взаимодействие личностных и семейных факторов благополучия детей / Е.Р. Слободская, О.А. Ахметова // Культурно-историческая психология. 2012. Т. 2012. №. 2. С. 60−68.

3. Слободская Е.Р., Ахметова О.А., Кузнецова В.Б., Рябиченко Т.И. Социальные и семейные факторы психического здоровья детей и подростков // Психиатрия. 2008. №1. С. 16−23.

4. Чесс С., Томас А. Значение темперамента для психиатрической практики // Детство идеальное и настоящее: Сборник работ современных западных ученых / под ред. Е.Р. Слободской. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994. С. 131–144.

5. Шведовская А. А., Загвоздкина Т. Ю. Социально-экономический статус семьи и психическое развитие ребенка: зарубежный опыт исследования // Психологическая наука и образование. 2013. № 1. С. 73−82.

6. Belsky J., Pluess M. Beyond diathesis stress: differential susceptibility to environmental influences // Psychological Bulletin. 2009. V. 135. №. 6. P. 885.

7. Bradley R.H., Corwyn, R.F. Infant temperament, parenting, and externalizing behavior in first grade: A test of the differential susceptibility // Journal of Child Psychology and Psychiatry and Allied Disciplines. 2008. V. 49. №. 2. P. 124–131.

8. Caspi A., Shiner R.L. Personality development // Handbook of child psychology. Social, emotional, and personality development / Ed. Eisenberg N. V. 3. N.Y.: Wiley, 2006. P. 300−365.

9. Caspi A., Roberts B.W., Shiner R.L. Personality development: Stability and change // Annual Review of Psychology. 2005. V. 56. P. 453−484

10. Clerkin S. M. Halperin J. M., Marks D. J., Policaro K. L. Psychometric Properties of the Alabama Parenting Questionnaire–Preschool Revision // Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology. 2007. V. 36. №. 1. P. 19−28.

11. De Pauw S. S., Mervielde I. Temperament, personality and developmental psychopathology: A review based on the conceptual dimensions underlying childhood traits // Child Psychiatry and Human Development. 2010. №. 41. P. 313–329.

12. Deal J.E., Halverson C.F., Martin R.P., Victor J., Baker S. The Inventory of Children’s Individual Differences: development and validation of a short version // Journal of Personality Assessment. 2007. №. 89. P. 162−166.

13. Dopkins-Stright A., Cranley Gallagher K., Kelley K. Infant temperament moderates relations between maternal parenting in early childhood and children’s adjustment in first // Child Development. 2008. V. 79. №. 1. P. 186−200.

14. Eisenberg N., Fabes R. A., Spinrad T. L. Handbook of child psychology. New-Jersey: John Wiley & Sons Inc., 2006. 1152 p.

15. Goodman R. Psychometric properties of the Strengths and Difficulties Questionnaire (SDQ) // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 2001. V. 40. №. 11. P. 1337–1345.

16. Goodman R., Slobodskaya H.R., Knyazev G.G. Russian child mental health: a cross-sectional study of prevalence and risk factors // European Child and Adolescent Psychiatry. 2005. V. 14. Р. 28−33.

17. Karreman A., de Haas S., van Tuijl C. Relations among temperament, parenting and problem behavior in young children // Infant Behavavior Development. 2010. V. 33. P. 39–49.

18. Kessler R.C., Berglund P., Demler O., Jin R., Walters E.E. Lifetime prevalence and age-of-onset distributions of DSM-IV disorders in the National Comorbidity Survey Replication // Archives of general psychiatry. 2005. V. 62. №. 6. P. 593−602.

19. Kiff C. J., Lengua L. J., Zalewski, M. Nature and nurturing: Parenting in the context of child temperament // Clinical child and family psychology review. 2011. V. 14. №. 3. P. 251−301.

20. Leve L.D., Kim H.K., Pears K.C. Childhood temperament and family environment as predictors of internalizing and externalizing trajectories from ages 5 to 17 // Journal of Abnormal Child Psychology. 2005. V. 33. P. 505–520.

21. Lionett, F., Aron A., Aron E. N., Burns G. L., Jagiellowicz J., Pluess M. Dandelions, tulips and orchids: Evidence for the existence of low-sensitive, medium-sensitive and high-sensitive individuals // Translational Psychiatry. 2018. V. 8. №. 1. P. 24.

22. McClelland G. H., Judd C. M. Statistical difficulties of detecting interactions and moderator effects // Psychological Bulletin. 1993. №. 114. P. 376–390.

23. Ozer D. J., Benet-Martinez V. Personality and the prediction of consequential outcomes / D. J.Ozer, V.Benet-Martinez // Annual Review of Psychology. 2006. V. 57. P. 401–421.

24. Pluess M., Belsky J. Children's differential susceptibility to effects of parenting // Family Science. 2010. V. 1. №. 1. P. 14−25.

25. Roberts B.W., Kuncel N., Shiner R. et al. The power of personality: The comparative validity of personality traits, socio-economic status, and cognitive ability for predicting important life outcomes // Perspectives in Psychological Science. 2007. V. 2. №. 4. P. 313−345.

26. Slagt M., Dubas J.S., Deković M., van Aken M.A. Differences in sensitivity to parenting depending on child temperament: A meta-analysis // Psychological Bulletin. 2016. V. 142. P. 1068−1110.

27. Slobodskaya H.R., Akhmetova O.A. Personality development and problem behavior in Russian children and adolescents // International Journal of Behavioral Development. 2010. V. 34. №. 5. P. 441−451.

28. Slobodskaya H. R., Zupancic M. Development and Validation of the Inventory of Child Individual Differences-Short Version in Two Slavic Countries // Studia Psychologica. 2010. V. 52. №. 1. P. 23−39.

29. Soper D.S. Interaction (Computer software). 2013. Режим доступа: http://danielsoper.com/interaction/

30. Tremblay R. E. Developmental origins of disruptive behaviour problems: the ‘original sin’hypothesis, epigenetics and their consequences for prevention // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2010. V. 51. №. 4. P. 341−367.

31. Van Aken C., Junger M., Verhoeven M., van Aken M.A.G., Dekovic M. The interactive effects of temperament and maternal parenting on toddlers’ externalizing behaviours. Infant and Child Development. 2007. V. 16. №. 5. P. 553–572.

32. Widiger T. A., Sellbom M., Chmielewski M., Clark L. A., DeYoung C. G., Kotov R., Krueger R. F., Lynam D. R., Miller J. D., Mullins-Sweatt S., Samuel D. B., South S. C., Tackett J. L., Thomas K. M., Watson D., Samuel D. B. Personality in a hierarchical model of psychopathology // Clinical Psychological Science. 2018. V. 7. №. 1. P. 77−92.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх