Представления Я.А. Пономарева о психофизической проблеме

 
Код статьиS020595920013323-1-1
DOI10.31857/S020595920013323-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин
Аффилиация: Пермский государственный институт культуры
Адрес: Пермь, ул. Газеты Звезда, д. 18
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 42 № 1
Страницы16-25
Аннотация

Проведен методологический и теоретический анализ решения Пономаревым психофизической проблемы. Отмечается, что Я. А. Пономарев использовал принцип двуаспектности, онтологический и гносеологический планы анализа. Пономарев исходил из того, что мир один, и его единство заключается в его материальности. Решая психофизическую проблему, он опирался на понятия взаимодействия и отражения. Указывается, что в концепции Я. А. Пономарева отношения “оригинал – моделирующая система – модель – копия” раскрывают смысл понятия психического отражения. Оригиналом является фрагмент реальности, с которой взаимодействует живой организм, имеющий моделирующую (нервную) систему. В ходе взаимодействия с оригиналом в моделирующей системе организма формируются модели оригинала (динамические мозговые модели). Я. А. Пономарев полагал, что копия – это идеальное образование, образ оригинала, который создается на основе модели и является нематериальным, в отличие от модели, которая материальна. Идеальное, подчеркивал Пономарев, это не субстанция, а абстракция. Ее строит познающий человек с помощью сознания, и она есть результат сопоставления отпечатка предмета в сознании (модели) с самим предметом, который существует вне ее. Между оригиналом и моделью есть онтологическое различие, а между оригиналом и копией, напротив, гносеологическое сходство. Пономарев ставит под сомнение постулат об идеальном как о качественном своеобразии психического, считая, что идеальное может быть присуще любым формам отражения. Он полагал, что понимание качественного своеобразия психического возможно при анализе его гносеологического аспекта в единстве с онтологическим аспектом. В этом случае психофизическая проблема снимается, а лежащий в ее основе миф разрушается. Пономарев предложил использовать научный аналог психофизической проблемы – проблему отношения модели к моделирующей системе. Делается вывод о том, что представления Я. А. Пономарева о психофизической проблеме являются фундаментальными, раскрывающими резервы современной психологической науки.

Ключевые словапсихофизическая проблема, взаимодействие, отражение, принцип двуаспектности, онтологический план, гносеологический план, оригинал, модель, копия, моделирующая система, идеальное
Получено05.01.2021
Дата публикации20.01.2021
Кол-во символов29762
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 3, всего просмотров: 968

Оценка читателей: голосов 0

1. Александров И.О. Максимова Н.Е. Экспериментальная методология Я.А. Пономарева и принцип реконструкции // Психология творчества: школа Я.А. Пономарева / Под ред. Д.В. Ушакова. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2006. С. 329−351.

2. Валуева Е.А., Ушаков Д.В. Сигнальная модель инсайта: от исторических предпосылок к эмпирическим предсказаниям // Современные исследования интеллекта и творчества / Под ред. А.Л. Журавлева, Д.В. Ушакова, М.А. Холодной. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2015. С. 15−47.

3. Васильев И.А. Влияние концепции Я.А. Пономарева на развитие психологии мышления // Психология творчества: школа Я.А. Пономарева / Под ред. Д.В. Ушакова. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2006. С. 377−393.

4. Галкина Т.В., Журавлев А.Л. Развитие научного творчества Я.А. Пономарева // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 1. С. 16−25.

5. Галкина Т.В., Журавлев А.Л.  Проблема типов психологического знания в трудах Я.А. Пономарева // Психологическое знание: Современное состояние и перспективы развития / Под ред. А.Л. Журавлева и А.В. Юревича. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018. С. 246−274.

6. Галкина Т.В., Журавлев А.Л.  Основные научные идеи Я.А. Пономарева в области теории и методологии психологии // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 2 (107). С. 73−81.

7. Дорфман Л.Я. Креативное ментальное поле, дивергенция и вариативность // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 1. С. 26−34.

8. Журавлев А.Л., Галкина Т.В. Философско-психологическая система научных представлений Я.А. Пономарева: истоки, основные положения, перспективы // История отечественной и мировой психологической мысли: судьбы ученых, динамика идей, содержание концепций / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2016. С. 264−279.

9. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

10. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980.

11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Академия, 2005.

12. Ломов Б.Ф. Методологические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.

13. Пономарев Я. А. Психологическое и физиологическое в системе комплексного исследования // Системный подход к психофизиологической проблеме / Отв. ред. В.В. Швырков. М.: Наука, 1982. С. 5−10.

14. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М.: Наука, 1983.

15. Пономарев Я.А. Перспективы развития психологии творчества // Психология творчества: школа Я.А. Пономарева / Под ред. Д.В. Ушакова. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2006. С. 145−276.

16. Пономарев Я. А. Психика и интуиция. Неопубликованные материалы, стихи, рисунки и фотографии / Ред.-сост. А. Л. Журавлев, Т. В. Галкина. М.: Арис, 2010.

17. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972.

18. Тюхтин В.С. Отражение, системы, кибернетика: теория отражения в свете кибернетики и системного подхода. М.: Наука, 1972.

19. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. СПб.: Питер, 2017.

20. Ушаков Д.В. Языки психологии творчества: Яков Александрович Пономарев и его научная школа // Психология творчества: школа Я.А. Пономарева / Под ред. Д.В. Ушакова. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2006. С. 19−142.

21. Ушаков Д.В., Белова С.С., Валуева Е.А. От психологии творчества к методологии психологии: к 90-летию со дня рождения Якова Александровича Пономарева // Психологический журнал, 2011. № 2. С. 125−132.

22. Chisholm H. “Parallelism, Psychophysical” // Encyclopædia Britannica. 20 (11th ed.). Cambridge University Press, 1911. (https://en.wikisource.org/wiki/1911_Encyclop%C3%A6dia_Britannica/Parallelism,_Psychophysical).

23. Heil J. Philosophy of mind: A contemporary introduction. Routledge, 2004. P. 27−29.

24. Hergenhahn B.R. An introduction to the history of psychology. Australia: Wadsworth Cengage Learning, 2009. Print.

25. Skirry J. “Rene Descartes: The Mind-Body Distinction” (http://www.iep.utm.edu/descmind/#H 4). Internet Encyclopedia of Philosophy. (https://www.worldcat.org/issn/2161-00 02). Archived (https://web.archive.org/web/20161119144904/http://www.iep.utm.edu/descmind/#H 4) from the original on 19 November 2016. Retrieved 05 July 2020.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх