Развитие символических функций в дошкольном возрасте: роль модели психического и интеллекта

 
Код статьиS020595920011080-4-1
DOI10.31857/S020595920011080-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт психологии РАН
Адрес: Москва, ул. Ярославская, 13
Должность: Главный научный сотрудник лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 41 № 5
Страницы49-62
Аннотация

Представлены результаты исследования соотношения развития символических функций, модели психического и интеллектуального развития в дошкольном возрасте. Проверялась гипотеза о сопряженности уровня интеллектуального развития и развития модели психического с пониманием и использованием дошкольниками символических средств в игре и рисовании. Для исследования развития символических функций были разработаны задачи, позволяющие проанализировать успешность использования и понимания детьми символических средств в игре и рисовании. Развитие модели психического оценивалось при помощи двух батарей задач, охватывающих ее основные компоненты: распознавание эмоций, понимание ситуативных и ментальных причин эмоций, визуальной перспективы, намерений, неверных мнений и обмана. Для тестирования уровня интеллектуального развития использовалась методика Д. Векслера для дошкольного и младшего школьного возраста. В исследовании приняли участие 60 детей двух возрастных групп — 3–4 года и 5–6 лет. Корреляционный анализ показал возрастную вариативность связей между развитием символических функций, аспектами модели психического и отдельными интеллектуальными способностями. С возрастом изменялись связи между интеллектом и символическими функциями: от связей между невербальными способностями и использованием символических средств к связям между вербальными способностями и пониманием символических средств в игре и рисовании. Также с возрастом усиливалась связь между отдельными аспектами модели психического и способностью к символизации. Результаты моделирования на основе структурных уравнений указывают на опосредующую роль модели психического в воздействии интеллекта и возраста на развитие символических функций.

Ключевые словамодель психического, символические функции, психометрический интеллект, развитие игры и рисования, символическая игра, дошкольный возраст
Получено06.09.2020
Дата публикации13.09.2020
Кол-во символов32939
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 1, всего просмотров: 1416

Оценка читателей: голосов 0

1. Выготский Л.С. Проблемы детской и возрастной психологии. Собрание сочинений. М.: Педагогика, 1984.

2. Веракса Н.Е., Коконцева Е.В., Символ как средство диалектического мышления старших дошкольников // Вестник РГГУ. Серия “Психологические науки”. 2014. № 20 (142). С. 63–76.

3. Ильина М.Н. Психологическая оценка интеллекта у детей. Санкт-Петербург: Питер, 2006.

4. Королева Н.А., Сергиенко Е.А. Генезис соотношения модели психического и символических функций в дошкольном возрасте // Психологические исследования. 2017. Т. 10. № 52. С. 9. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 10.01.2020).

5. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.

6. Сергиенко Е.А. Модель психического как интегративное понятие в современной психологии // Психологические исследования. 2017. Т. 10. № 54. С. 7. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 10.01.2020).

7. Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А. Модель психического в онтогенезе человека. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2009.

8. Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Королева Н.А. Разработка теста “Модель психического. Детский вариант” // V Международная научная конференция “Психология индивидуальности”: сборник материалов / А.С. Елисеенко. М.: Литературное агентство “Университетская книга”, 2015. С. 157–158.

9. Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Уланова А.Ю. Модель психического – способность понимания мира людей // Разработка понятий современной психологии / Отв. ред. Е. А. Сергиенко, А. Л. Журавлев. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018. С. 269–342.

10. Смирнова Е.О., Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А., Рябкова И.А. Связь игровой деятельности дошкольников с показателями познавательного развития // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. № 1. P. 4–14.

11. Astington J. W., Jenkins J. M. Theory of mind development and social understanding //Cognition & Emotion. 1995. Т. 9. №. 2–3. P. 151–165.

12. Bloom P., Markson L. Intention and analogy in children's naming of pictorial representations // Psychological Science. 1998. V. 9. №. 3. P. 200–204.

13. Callaghan T. C. Early understanding and production of graphic symbols //Child development. 1999. V. 70. №. 6. P. 1314–1324.

14. Callaghan T. C. Factors affecting children's graphic symbol use in the third year: Language, similarity, and iconicity //Cognitive Development. 2000. V. 15. №. 2. P. 185–214.

15. Callaghan T. C., Rankin M. P. Emergence of graphic symbol functioning and the question of domain specificity: A longitudinal training study // Child development. 2002. V. 73. №. 2. P. 359–376.

16. Cole D., La Voie J. C. Fantasy play and related cognitive development in 2-to 6-year-olds // Developmental Psychology. 1985. V. 21. №. 2. P. 233–240.

17. Hutchins T.L., Bonazinga L.A., Prelock P.A., Taylor R.S. Beyond false beliefs: The development and psychometric evaluation of the Perceptions of Children’s Theory of Mind Measure—Experimental Version (PCToMM-E) // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2008. V. 38. №. 1. P. 143–155.

18. Jenkins J. M., Astington J. W. Theory of mind and social behavior: Causal models tested in a longitudinal study // Merrill-Palmer Quarterly. 2000. V. 4. № 2. P. 203–220.

19. Johnson J.E. Relations of divergent thinking and intelligence test scores with social and nonsocial make believe play of preschool children // ETS Research Bulletin Series. 1976. №. 1. P. 1-16.

20. Johnson J.E., Ershler J., Lawton J.T. Intellective correlates of preschoolers' spontaneous play // The Journ. of General Psychology. 1982. V. 106. №. 1. P. 115–122.

21. Lillard A.S. Pretend play skills and the child's theory of mind // Child development. 1993. V. 64. №. 2. P. 348–371.

22. Lillard A.S. Lerner M.D., Hopkins E.J., Dore R.A., Smith E.D., Palmquist C.M. The impact of pretend play on children's development: A review of the evidence // Psychological bulletin. 2013. V. 139. №. 1. P. 1–34.

23. Peisach E., Hardeman M. Imaginative play and logical thinking in young children // The Journ. of genetic psychology. 1985. V. 146. №. 2. P. 233–248.

24. Rakoczy H., Tomasello M., Striano T. Young children know that trying is not pretending: a test of the “behaving-as-if” construal of children's early concept of pretense // Developmental Psychology. 2004. V. 40. №. 3. P. 388–399.

25. Rubin K.H., Maioni T.L. Play preference and its relationship to egocentrism, popularity and classification skills in preschoolers // Merrill-Palmer Quarterly of Behavior and Development. 1975. V. 21. №. 3. P. 171–179.

26. Rutherford M. D., Rogers S. J. Cognitive underpinnings of pretend play in autism //Journ. of Autism and Developmental Disorders. 2003. V. 33. №. 3. P. 289–302.

27. Saltz E., Dixon D., Johnson J. Training disadvantaged preschoolers on various fantasy activities: Effects on cognitive function and impulse control // Child Development. 1977. V. 48. № 2. P. 367–380.

28. Schwebel D.C., Rosen C.S., Singer J.L. Preschoolers' pretend play and theory of mind: The role of jointly constructed pretence // British Journ. of Developmental Psychology. 1999. V. 17. №. 3. P. 333–348.

29. Smith P. K. Children and play. West Sussex: Wiley-Blackwell, 2010.

30. Smith P. K., Dalgleish M., Herzmark G. A comparison of the effects of fantasy play tutoring and skills tutoring in nursery classes // International Journ. of Behavioral Development. 1981. V. 4. №. 4. P. 421–441.

31. Stavrou P. D. The Development of Emotional Regulation in Pre-Schoolers: The Role of Sociodramatic Play // Psychology. 2019. V. 10. №. 1. P. 62–78.

32. Tomasello M. Having intentions, understanding intentions, and understanding communicative intentions // Developing theories of intention: Social understanding and self-control / Ed. by P.D. Zelazo, J.W. Astington, D.R. Olson. N.J.: Lawrence Erlbaum Associates Publishers, 1999. P. 63–75.

33. Youngblade L.M., Dunn J. Individual differences in young children's pretend play with mother and sibling: Links to relationships and understanding of other people's feelings and beliefs //Child Development. 1995. V. 66. №. 5. P. 1472–1492.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх