Континуум “задатки – способности – профессионально важные качества – компетенции”: открытые вопросы

 
Код статьиS020595920010427-5-1
DOI10.31857/S020595920010427-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник Лаборатории психологии труда, эргономики, инженерной и организационной психологии.
Аффилиация: Институт психологии РАН
Адрес: Москва, Ул. Ярославская, д. 13
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 41 № 4
Страницы32-45
Аннотация

Обсуждается проблема отношений и содержания ряда (континуума) научных понятий, сопряженных с понятием эффективности профессиональной деятельности субъекта: “задатки”, “способности” (общие, специальные, профессиональные), “профессионально важные качества” (ПВК), “компетенции” и др. Предполагается, что с помощью историко-теоретического  анализа содержательных аспектов отношений разных характеристик профессионального становления субъекта (или единой характеристики на разных стадиях её эволюции), а также формальных аспектов отношений обозначающих их понятий, можно выявлять новые свойства и связи этих характеристик (этой характеристики), а также восстанавливать их сущностные свойства, генезис, динамику и факторы эволюции. Для анализа стадий эволюции профессионального становления субъекта используются два критерия — мера специализации функциональных систем и то, насколько тесно связаны функциональные системы интеграции субъекта с условиями среды. Оба критерия отражают один вектор эволюции профессионального становления субъекта, сопряженный с повышением и/или понижением эффективности его профессиональной деятельности и его социальной успешности. По двум критериям можно различать и выделить стадии эволюции профессионального становления субъекта, представленные разными функциональными системами (психологическими системами) с последовательно возрастающей мерой их специализации и избирательной интеграции с новыми условиями среды. Такие системы являются эволюционно изменяющимися функциональными системами (ФС), становление, развитие, функционирование и угасание которых обусловлено мерой опыта субъекта, накапливаемого в процессах познания и решения задач деятельности. Стадии эволюции профессионального становления субъекта можно представить как континуум последовательных трансформаций его функциональных систем: задатки — способности (общие) — специальные способности — профессиональные способности — профессионально важные качества (ПВК) — компетенции — дополняющие командные качества — диадные дополняющие качества, и т.д. Даны определения вышеназванных понятий с учетом пространства-времени их становления и функционирования, а также обсуждаются вопросы, возникающие при новой постановки проблемы и методология ее дальнейшего изучения.

Ключевые словаЗадатки, способности, специальные способности, профессиональные способности, профессионально важные качества (ПВК), компетенции, дополняющие командные качества, диадные дополняющие качества
Источник финансированияИсследование выполнено в рамках Государственного задания Минобрнауки России, тема № 0159-2018-0001 "Психологические проблемы профессионального менталитета в условиях организационных и технологических инноваций"
Получено19.07.2020
Дата публикации24.07.2020
Кол-во символов48811
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1262

Оценка читателей: голосов 0

1. Александров Ю.И., Дружинин В.Н. Теория функциональных систем в психологии // Психологический журнал. 1998. Т. 10. № 6. С. 4–19.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001.

3. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина,1975. 4. Башкин Е.Б. Эффективность стратегических ассессмент-сессий в развитии профессиональных компетенций. Дисс. … канд. психол. наук. М., 2010 . C. 24.

4. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2001.

5. Волкова Е.В. Роль дифференционно-интеграционного подхода в разработке теории специальных способностей // Дифференционно-интеграционная теория развития. Кн. 2. Сост. и ред. Н.И. Чуприкова, Е.В. Волкова. М.: Языки славянской культуры: Знак, 2014. С. 61–85.

6. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993.

7. Додонов Р.А. Этническая ментальность: опыт социально-философского исследования. Запорожье: РА “Тандем-У”, 1998.

8. Дружинин В.Д. Психология способностей. Избранные труды. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2007.

9. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2008.

10. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания: Факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности. М.: Педагогика, 1983.

11. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004.

12. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.

13. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.

14. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: РАГС, 1996.

15. Мартиросова Н.В. Психологическое обеспечение расстановки кадров в подразделениях охраны общественного порядка органов внутренних дел. Дисс. … канд. психол. наук. СПб., 2014. С. 24.

16. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Изд. центр “Академия”, 2004.

17. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Дело,1994.

18. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003.

19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999.

20. Спенсер Л.М., Спенсер С.М. Компетенции на работе. М.: Hippo, 2005.

21. Степнова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих. М.: РАГС, 2003.

22. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.

23. Толочек В.А. Компетентностный подход и ПВК-подход: возможности и ограничения // Вестник СПбГУ. Сер. Психология. 2019. Т.9. Вып. 2 (30). С.123–137.

24. Толочек В.А. Личностное и профессиональное развитие субъекта: способности, профессионально важные качества и компетентность, ресурсы и потенциал / Современные тенденции развития психологии труда и организационной психологии / Отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев, А. Н. Занковский. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2015. С. 107–116.

25. Толочек В.А. Профессиональное становление субъекта: способности и профессионально важные качества, компетенции и компетентность // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2017. Т. 2. № 2. С. 3–30.

26. Толочек В.А. Психология труда. 3-е изд. доп. СПб.: Питер, 2019.

27. Уиддет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. М.: Hippo, 2003.

28. Харитонова Е.В. Соотношение понятий “менталитет” и “ментальность” // Историогенез и современное состояние российского менталитета / Отв. ред. В.А. Кольцова, Е.В. Харитонова. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2015. С. 226–239.

29. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. М.: Аспект-Пресс, 2007.

30. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982.

31. Шадриков В.Д. Психология деятельности человека. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2013.

32. Boyatzis R.E. The Competent Manager: A model for effective performance. Chichester: John Wiley & Sons, 1982.

33. Krober A., Kluckhohn C. Culture. A critical review of concepts and definitions. Cambridge. Massachusets, 1952.

34. McClelland D.C. Testing for competence rather than for intelligence. American Psychologist. 1973.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх