Постнеклассическая рациональность в психологии

 
Код статьиS020595920009337-6-1
DOI10.31857/S020595920009337-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: 199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная, 7/9
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 41 № 3
Страницы131-134
Аннотация

Рассматриваются дискуссионные вопросы, обсуждавшиеся в статье А.Л. Журавлева и В.Е. Лепского, посвященной управленческим аспектам проблемы субъекта в инженерной психологии и эргономике. Показана эволюция системных оснований психологического знания в условиях изменения научной картины мира, связанная со сменой представлений о научной рациональности в инженерной психологии и эргономике. Рассматриваются сложности перехода психологии от классической к постнеклассической форме. Обосновывается неизбежность введения в категориальный аппарат психологии понятий мультисистемной, мультисредовой самоорганизации сложных систем в качестве базисных категорий.

Ключевые словаПостнеклассическая рациональность в психологии, проблема субъекта, самоорганизация, саморазвивающиеся среды, социогуманитарная психология, техногенная среда, типы научной рациональности
Получено26.04.2020
Дата публикации08.05.2020
Кол-во символов8886
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1377

Оценка читателей: голосов 0

1. Еськов В.М., Зинченко Ю.П., Филатова О.Е. Признаки парадигмы и обоснование третьей парадигмы в психологии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2017. № 1. С. 3–17.

2. Журавлев А.Л. Роль системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива // Психологический журнал. 1988. Т. 9. № 6. С. 53−64.

3. Журавлев А.Л., Лепский В.Е. Проблема субъекта в инженерной психологии и эргономике: управленческий аспект // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 4. С. 7–16.

4. Клочко В.Е. Постнеклассическая наука и проблема объяснения в психологии // Методология и история психологии. 2008. Т. 3. Выпуск 1. С. 165–178.

5. Клочко В.Е., Галажинский Э.В., Краснорядцева О.М., Лукьянов О.В. Системная антропологическая психология: понятийный аппарат // Сибирский психологический журнал. 2015. № 56. С. 9–20.

6. Леонтьев Д.А. Илья Пригожин и психология XXI века // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 3. С. 5–14.

7. Луман Н. Общество как социальная система. Пер. с нем. / А. Антоновский. М.: Логос, 2004.

8. Матурана У., Варела Ф. Древо познания: биологические корни человеческого понимания / Пер. с англ. Ю.А. Данилова. М.: Прогресс-Традиция, 2001.

9. Петренко В.Ф., Супрун А.П. Методологические пересечения психосемантики сознания и квантовой физики.М.: URSS, 2018.

10. Сергеева А.С., Сергеев С.Ф. Психологическая наука на границе с технологической сингулярностью // Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 3. С. 124–128.

11. Сергеев С.Ф., Сергеева А.С. Сознание и обучение в постнеклассической парадигме образования // Психология обучения. 2016. № 8. С. 4–15.

12. Степин В.С. Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различения // Постнеклассика: философия, наука, культура: коллективная монография / Отв. ред. Л.П. Киященко, В.С. Степин. СПб.: Мiръ, 2009. С. 249–295.

13. Piaget J. La constructiondu réelchezlʼenfant. 6 éd. Neuchâtel, 1977.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх