История отечественной прикладной социальной психологии: развитие отношений фундаментальной науки и практики (по материалам интервью с Э.С. Чугуновой)

 
Код статьиS020595920008569-1-1
DOI10.31857/S020595920008569-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Москва, Российская Федерация
Должность: научный руководитель Института психологии РАН
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация
Должность: Профессор факультета психологии ФГБОУ ВО ЛГУ им. А.С. Пушкина
Аффилиация: ФГБОУ ВО Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
Адрес: г. Санкт-Петербург, Пушкин, Петербургское шоссе, д. 10, Россия
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 41 № 2
Страницы90-103
Аннотация

Излагаются результаты исследования, выполненного по истории социальной психологии. Целью данной работы стал анализ предпосылок, закономерностей и этапов развития прикладной социальной психологии, а также роли конкретных личностей в становлении ее проблематики в период 60–70 гг. ХХ века. В качестве основного метода исследования применялся авторский вариант исследовательского биографического интервью. Содержание использованного материала – воспоминания доктора психологических наук Эмилии Сергеевны Чугуновой о событиях, связанных с первыми этапами становления и последующим развитием прикладной социальной психологии в рамках деятельности лаборатории социальной психологии Ленинградского государственного университета (в настоящее время ФГБОУ ВО “Санкт-Петербургский государственный университет”). Воспоминания Э.С. Чугуновой, длительный период руководившей хозрасчетными работами в лаборатории, затрагивают вопросы отношений социальной психологии и социально-психологической практики, развития методического аппарата, предпосылок организации первых хозрасчетных работ, формирования заказов предприятий и т.п. В интервью излагаются ее взгляды на проблемы развития психологии инженерного творчества, востребованности социально-психологического знания в практике. 

Ключевые словаИстория отечественной социальной психологии, прикладная социальная психология, лаборатория социальной психологии Ленинградского государственного университета, исследовательское биографическое интервью, личность и профессиональная деятельность ученого, Э.С. Чугунова
Источник финансированияРабота подготовлена в рамках Государственного задания №0159-2019-0002 “Психология коллективного субъекта в изменяющихся условиях совместной жизнедеятельности”
Получено22.02.2020
Дата публикации04.03.2020
Кол-во символов51229
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1531

Оценка читателей: голосов 0

1. Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. О психологии изобретательского творчества // Вопросы психологии. 1956. № 6. С. 37–49.

2. Багджюнене Д.М. Социально-психологические особенности личности руководителя производственного коллектива: Дисс. ... канд. психол. наук. Л., 1982. 251 с.

3. Дробышева Т.В. Исследовательское биографическое интервью в историко-психологическом исследовании: подход к разработке метода и некоторые результаты его применения // Развитие российской психологии накануне и после русской революции 1917 года: тенденции, научные школы, персоналии. Саров: Интерконтакт, 2019. С. 33–44.

4. Дробышева Т.В., Журавлев А.Л. К истории становления и развития лаборатории социальной и экономической психологии РАН (по материалам интервью) // Социальная и экономическая психология. Т.2. Новые направления исследований. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018. С. 11–44.

5. Дробышева Т.В., Журавлев А.Л. Развитие профессиональных интересов ученого как объект психобиографического анализа (на материале интервью) // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 2. С. 78–93.

6. Журавлев А.Л., Ушаков Д.В., Юревич А.В. Академическая психология и практика: история отношений и современные проблемы (вместо предисловия) // Взаимоотношения исследовательской и практической психологии / Под ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2015. С. 7–17.

7. Матина Г.О. Профессиональные установки в деятельности педагогов: Дисс. … канд. психол. наук. СПб., 1999. 208 с.

8. Русалинова А.А. Влияние взаимоотношений между мастером и учащимися на формирование коллектива учебной группы профессионально-технического училища. М.: Высш. школа, 1968. 38 с.

9. Русалинова А.А., Журавлев А.Л., Дробышева Т.В. История отечественной промышленной социальной психологии (Интервью с А.А. Русалиновой) // Институт психологии РАН. Социальная и экономическая психология. 2018. Т. 3. №3 (11). С.199–217. [эл. ресурс: http://soc-econom-psychology.ru/engine/documents/document642.pdf] (дата обращения: 01.12.2018)

10. Скородумов Н.М., Чугунова Э.С. Профессиональная устойчивость молодых рабочих. М.: Высш. школа, 1969. 80 с.

11. Чугунова Э.С. Социально-психологические особенности технического творчества учащихся и выпускников ПТУ: Автореф. дисс. канд. пед. наук (по психологии). Л., 1967. 19 с.

12. Чугунова Э.С., Михеева С.М. Опыт применения методики групповой оценки личности инженеров. Вильнюс: ЛатНИИНТИ, 1977. 76 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх