Субъективное благополучие детей младшего школьного возраста: значение семейных факторов

 
Код статьиS020595920007311-8-1
DOI10.31857/S020595920007311-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Младший научный сотрудник
Аффилиация: ФГБНУ НИИ физиологии и фундаментальной медицины
Адрес: Новосибирск, ул. Тимакова, д. 4
Должность: Младший научный сотрудник
Аффилиация: ФГБНУ НИИ физиологии и фундаментальной медицины
Адрес: улица Тимакова, 4
Аффилиация: ФГБУ “НИИ физиологии и фундаментальной медицины”
Адрес: улица Тимакова, 4
Должность: Главный научный сотрудник
Аффилиация: НИИ физиологии и фундаментальной медицины, Новосибирский государственный университет
Адрес: улица Тимакова, 4
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 40 № 6
Страницы18-30
Аннотация

В выборке детей младшего школьного возраста (N = 906, 54 % девочек) по данным самоотчетов, с помощью шкалы удовлетворенности жизнью ученика (SLSS), изучено субъективное благополучие детей и его связь с семейными факторами, оцененными по данным родителей. В исследовании приняли участие 906 детей (46 % мальчиков, 54 % девочек) от шести до двенадцати лет (средний возраст 9 ± 1,2 лет). Семейные факторы включали: тип семьи, образование и профессиональный статус родителей, материальное положение, сплоченность семьи, социальную поддержку, семейное насилие; уровень родительского стресса измерялся с помощью краткой формы опросника SRQ, методы родительского воспитания оценивались с помощью краткой формы Алабамского опросника APQ-BF; времяпровождение ребенка с семьей измерено с помощью авторских шкал. По данным исследования, большинство детей оценивали свою жизнь положительно; у девочек удовлетворенность жизнью оказалась несколько выше, чем у мальчиков; у детей с двумя родными родителями — выше, чем у детей из других типов семей, однако эти эффекты были невелики и объясняли менее 1% вариации. Корреляционный анализ показал, что субъективное благополучие ребенка положительно связано со сплоченностью семьи, материальным положением, совместными занятиями в общественных местах, вовлеченностью родителей в дела ребенка и внутрисемейными занятиями, и отрицательно — с недостаточным присмотром, высоким уровнем родительского стресса и телесными наказаниями. По результатам множественного иерархического регрессионного анализа единственным предиктором удовлетворенности ребенка жизнью оказались совместные с родителями занятия в общественных местах.

Ключевые словаСубъективное благополучие, удовлетворенность жизнью, семья, родители, дети, младший школьный возраст.
Источник финансированияРабота частично поддержана грантами РНФ № 16-18-00003 (анализ данных) и РФФИ № 19-013-00034 (подготовка статьи).
Получено31.10.2019
Дата публикации21.11.2019
Кол-во символов28226
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 4, всего просмотров: 2558

Оценка читателей: голосов 0

1. Бессонова Ю.В. О структуре психологического благополучия // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: сборник статей. Составитель: Ю. В. Братчикова. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. С. 30–36.

2. Богомазова Н.В., Мосалева К.В. Психологическая безопасность образовательной среды как условие субъективного благополучия подростков / Научно-практическая конференция. Тольятти, 27–28 ноября 2014 года. С. 100–103.

3. Водяха С.А. Психологическое благополучие учащихся // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: сборник статей. Составитель: Ю. В. Братчикова. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. С. 5–11.

4. Елисеева О.А. Структура субъективного благополучия подростков в образовательной среде с низким уровнем психологической безопасности // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. СПб, 2011. № 132. С. 35–41.

5. Логинова С.В., Слободская Е.Р., Федорова Н.А., Козлова Е.А. Адаптация краткой версии алабамского опросника методов родительского воспитания (APQ-BF) // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 5. С. 79–90.

6. Слободская Е.Р., Ахметова О.А., Кузнецова В.Б., Рябиченко Т.И.Социальные и семейные факторы психического здоровья детей и подростков // Психиатрия. 2008. № 1. С. 16–23.

7. Bjarnason T., Bendtsen P., Arnarsson A.M., Borup I., Iannotti R.J., Löfstedt P., Haapasalo I., Niclasen B. Life satisfaction among children in different family structures: a comparative study of 36 western societies // Children & Society. 2012. № 26.P. 51–62.

8. Bøe T., Sivertsen B., Heiervang E., Goodman R., Lundervold A.J., Hysing M. Socioeconomic status and child mental health: The role of parental emotional well-being and parenting practices // Journal of Abnormal Child Psychology. 2014. № 42. P. 705–715.

9. Bornstein M.H. The proximal to distal environments in child development: Theoretical, structural, methodological, and empirical considerations // The Cambridge handbook of environment in human development / Eds. Mayes L.C., Lewis M. New York: Cambridge University Press, 2012. P. 15–34.

10. Bradshaw J., Hoelscher P., Richardson D. An Index of Child Well being in the European Union // Social Indicators Research, 2006. URL: http://springerlink.metapress.com/content/f3642p2x00hn5h01/? p=c2bb8379bdd64df8bcc101ac93ecce0f&pi=1.

11. Bradshaw J., Keung A., Rees G., Goswami H. Children's subjective well-being: International comparative perspectives // Children and Youth Services Review. 2011. V. 33. №. 4. P. 548–556.

12. Bronfenbrenner U. Environments in developmental perspective: theoretical and operational models // Measuring environment across the life span: Emerging methods and concepts / Eds. Friedman S.L., Wachs T.D. Washington, DC: American Psychological Association Press, 1999. P. 3–28.

13. Cantril H. The pattern of human concerns. New Brunswick (N.J.): Rutgers Univ. Press, 1965.

14. Casas F., Bello A., González M., Aligué M. Children’s subjective well-being measured using a composite index: What impacts Spanish first-year secondary education students’ subjective well-being? // Child Indicators Research. 2013. № 6.P. 433–460.

15. Chapple S. Child well-being and sole-parent family structure in the OECD: An Analysis. OECD Social Employment and Migration Working Papers. Directorate for Employment, Labour and Social Affairs. Paris: OECD, 2009.

16. Cohen J. Statistical power analysis for the behavioral sciences (2nd ed.). New York: Academic Press, 1988.

17. Coyl-Shepherd D.D., Hanlon C. Family play and leisure activities: correlates of parents' and children's socio-emotional well-being // International Journal of Play. 2013.V. 2. № 3.P. 254–272.

18. Cummins R.A., Eckersley R., Pallant J., Van Vugt J., Misajon R. Developing a national index of subjective wellbeing: the Australian unity wellbeing index. Social Indicators Research. 2003. № 64.P. 159–190.

19. Currie C., Zanotti C., Morgan A., Currie D., Looze M., Roberts C., Samdal O., Smith O.R.F., Barnekow V. Social determinants of health and well-being among young people. Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) study: International report from the 2009/2010 survey. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe, 2012. P. 1–252.

20. Diener E. Subjective well-being// Psychological Bulletin.1984. № 95. P. 542–575.

21. Diener E., Suh E.M., Lucas R.E., Smith H.L. Subjective Well-being: Three decades of progress // Psychological Bulletin. 1999. V. 125. № 2. P. 276–302.

22. Dinisman T., Montserrat C., Casas F. The subjective well-being of Spanish adolescents: Variations according to different living arrangements // Children and Youth Services Review.2012. V. 34. № 12. P. 2374–2380.

23. Eid M., Diener E. Global judgments of subjective well-being: Situational variability and long-term stability // Social Indicators Research. 2004. V. 65. № 3. P. 245–277.

24. Epstein, N. B., Bishop, D. S. & Levin, S. The McMaster model of family functioning // Journal of Marriage and Family Counseling. 1978. № 4. P. 19–31.

25. Gallagher E.N., Vella-Brodrick D.A. Social support and emotional intelligence as predictors of subjective well-being // Personality and Individual Differences.2008. V. 44. № 7.P. 1551–1561.

26. Gilman R., Huebner, S. A review of life satisfaction research with children and adolescents // School Psychology Quarterly.2003. № 18.P. 192–205.

27. Goodman R., Slobodskaya H.R., Knyazev G.G. Russian child mental health: a cross-sectional study of prevalence and risk factors // European Child & Adolescent Psychiatry. 2005. Vol. 14. P. 28–33.

28. Goswami H. Social relationships and children’s subjective well-being // Social Indicators Research. 2012. V. 107. № 3. P. 575–588.

29. Holder M.D., Coleman B. The contribution of social relationships to children’s happiness // Journal of Happiness Studies. 2009. № 10. P. 329–349.

30. Huebner E.S. Correlates of life satisfaction in children // School psychology quarterly. 1991. № 6. P. 103–111.

31. Huebner E.S. Initial development of the Students' Life Satisfaction Scale // School Psychology International. 1991. № 12. P. 231–240.

32. Huebner E.S., Suldo S.M., Valois R.F. Children’s Life Satisfaction // What do children need to flourish? Conceptualising and measuring indicators of positive development / Eds. Moore K.A., Lippman L.H. New York: Springer, 2005. P. 41–59.

33. Land K.C., Lamb V.L., Zheng H. How are the Kids Doing? How do We Know? Recent Trends in Child and Youth Well-Being in the United States and Some International Comparisons // Social Indicators Research. 2011. № 100.P. 463–477.

34. Leto I.V., Petrenko E.N., Slobodskaya H.R.Life Satisfaction in Russian Primary Schoolchildren: Links with Personality and Family Environment // Journal of Happiness Studies, 2018. P. 1–20.

35. Little R.J.A test of missing completely at random for multivariate data with missing values // Journal of the American Statistical Association. 1988. № 83. P. 1198–1202.

36. Lucas R.E., Dyrenforth P.S., Diener E. Four myths about subjective well-being // Social and Personality Psychology Compass. 2008. V. 2. № 5. P. 2001–2015.

37. McAuley C., Layte R. Exploring the relative influence of family stressors and socio-economic context on children’s happiness and well-being // Child Indicators Research.2012. № 5.P. 523–545.

38. Parkes A., Sweeting H., Wight D. What shapes 7-year-olds’ subjective well-being? Prospective analysis of early childhood and parenting using the Growing Up in Scotland study // Social Psychiatry and Psychiatric Epidemiology.2016. № 51.P. 1417–1428.

39. Proctor C.L., Linley P.A., Maltby J. Youth life satisfaction: A review of the literature // Journal of Happiness Studies. 2009. № 10.P. 583–630.

40. Rees G., Bradshaw J., Goswami H., Keung A. Understanding Children's Well-being: A national survey of young people's well-being. 2010.

41. Rees G., Goswami H., Pople L., Bradshaw J., Keung A., Main G. The good childhood report 2012: A review of our children’s well-being. London: The Children’s Society, 2012.

42. Scott S., Briskman J., Dadds M.R. Measuring parenting in community and public health research using brief child and parent reports // Journal of Child and Family Studies. 2011. V. 20. №. 3. P. 343–352.

43. Slobodskaya H.R., Akhmetova O.A., Rippinen T.O. Does personality matter more in difficult circumstances? // Journal of Research in Personality. 2014. № 48. P. 33–44.

44. Suldo S.M., Huebner E.S. The role of life satisfaction in the relationship between authoritative parenting dimensions and adolescent problem behavior // Social Indicators Research. 2004. № 66. P. 165–195.

45. Thomson E., McLanahan S.S. Reflections on “Family structure and child well-being: Economic resources vs. parental socialization” // Social Forces.2012. № 91. P. 45–53.

46. World Health Organization. A user’s guide to the Self Reporting Questionnaire (SRQ). Geneva: World Health Organisation, 1994.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх