Психология развития в трудах Л. И. Анцыферовой: прогресс и регресс как закономерные процессы развития

 
Код статьиS020595920006042-2-1
DOI10.31857/S020595920006042-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Главный научный сотрудник лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 40 № 5
Страницы5-14
Аннотация

Показана современность и фундаментальность идей Л.И. Анцыферовой в разработке принципов психологии развития. Фокус статьи направлен на дискуссионные моменты принципа диахронии психического развития: соотношении и тесном взаимодействии процессов прогресса и регресса. Показано сосуществование процессов прогресса и регресса в раннем онтогенезе и проявления этих процессов во взрослом возрасте. Обсуждается концепция регрессии как обратимой дедифференциации, приводящей к увеличению в актуализируемом опыте низкодифференцированных систем Ю.И. Александрова и др. Выдвигаются аргументы, указывающие на необратимый характер развития, тесное взаимодействие регрессивных и прогрессивных процессов. Показаны различия между понятиями регрессия и регресс, а также изменений и развития, продемонстрированы возможности проявлений и регрессионных, и прогрессивных форм поведения как разноуровневых систем поведения. Обсуждается вопрос о переходных формах регресса и прогресса в развитии как антиципирующих феноменов при реорганизации поведения. Рассматриваются примеры диахронического развития: становление избирательного поведения у младенцев к разной визуальной информации как демонстрация прогрессивного и регрессивного развития; появление улыбки и смеха в онтогенезе вначале как “эндогенных”, а затем — как социально детерминированных форм поведения и возможность неуместных улыбки и смеха как “разрядки” напряжения у взрослых. Сосуществование “инфантильных” и “зрелых” защит (психологических защит и совладающего поведения) в условиях острого и повседневного стресса также указывает на возможность одновременного участия прогрессивных и регрессивных процессов в регуляции поведения. Представление о доминировании регрессионных процессов в пожилом и старческом возрасте существенно изменяется в рамках разработки проблем благополучного старения, где возможна успешная компенсация потерь при актуализации психологических ресурсов человека, что носит ярко индивидуальный характер. Приведенный анализ показывает современность и опережающий характер научных идей Л.И. Анцыферовой.

Ключевые словадиахроничность развития, прогресс, регресс, регрессия, изменение, развитие, переходные формы, гетерархия
Источник финансированияРабота выполнена при поддержке РФФИ, грант № 17-06-00069-ОГН
Получено29.07.2019
Дата публикации04.09.2019
Кол-во символов30436
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 2, всего просмотров: 2801

Оценка читателей: голосов 0

1. Александров Ю.И., Сварник О.Е., Знаменская И.И., Колбенева М.Г., Арутюнова К.Р., Крылов А.К. Булава А.И. Регрессия как этап развития. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2017.

2. Анцыферова Л.И. Методологические проблемы психологии развития // Принцип развития в психологии / Отв. ред. Л.И. Анцыферова. М.: Наука, 1978. С. 3–20.

3. Анцыферова Л.И. Материалистическая диалектика и психологическая наука (Вместо предисловия) // Категории материалистической диалектики в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой. М.: Наука,1988. С.3–21.

4. Анцыферова Л.И., Завалишина Д.Н., Рыбалко Е.Ф. Категория развития в психологии // Категории материалистической диалектики в психологии / Отв. ред. Л.И. Анцыферова. М.: Наука. 1988. С. 22–55.

5. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2-е испр. и доп. изд.,2006.

6. Асеев В.Г. О диалектике детерминации психического развития // Принцип развития в психологии / Отв. ред. Л.И. Анцыферова. М.: Наука, 1978. С.21–37.

7. Брушлинский А.В. О категориях непрерывное и прерывное, качество и количество в психологии // Категории материалистической диалектики в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой. М.: Наука,1988. С.89–119.

8. Гусельцева М.С. Принцип развития в психологии: вызовы полипарадигмальности и трансдисциплинарности // Принцип развития в современной психологии / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М. : Изд-во “Институт психологии РАН”. 2016. С.31–51.

9. Грушин Б.А. Развитие // Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 2001. С. 396–397.

10. Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. Принцип развития в психологии: разработка и перспективы // Психологический журнал. 2017. Т. 38. №.4. С. 29–40.

11. Иванова Е.М., Ениколопов С.Н., Митина О.В. Нарушения чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах // Вопросы психологии. 2008.Т. 1. С. 45–57.

12. Изотова Е.И. Инволюционный и эволюционный подходы к эмоциональному развитию в детском возрасте: дихотомия интерпретаций эмоциональных феноменов в онтогенезе // Принцип развития в современной психологии / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2016. С.301–318.

13. Егоров А.Ю. Возрастная наркология. СПб.: Дидактика Плюс, М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002.

14. Козинцев А.Г. Антропология смеха: на пути к синтезу // Вестник Российского гуманитарного научного фонда.2008. №. 4. С. 53–63.

15. Козулин А. Понятие психологической регрессии // Вопросы психологии. 1990. №. 2. С. 24–34.

16. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова. 2010.

17. Марцинковская Т.Д. Принцип развития в дискурсе персонологической и возрастной психологии //Принцип развития в современной психологии. / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2016. С.116–134.

18. Принцип развития в психологии / Отв. ред. Л.И. Анцыферова. М.: Наука, 1978.

19. Принцип развития в современной психологии / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2016.

20. Руководство по аддиктологии / Под ред. проф. В.Д. Менделевича. СПб: Речь, 2007.

21. Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: новый взгляд. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2006.

22. Сергиенко Е.А. Принципы психологии развития: современный взгляд // Психологические исследования. 2012. Т. 5, № 24. С. 1. URL: http://psystudy.ru

23. Сергиенко Е.А. Психология развития: идеи Л.И. Анцыферовой и их разработка в современной науке // Психологический журнал. 2014. Т. 35. №6. С.25–34.

24. Хазова С.А. Юмор как ресурс совладающего поведения // Сибирский педагогический журнал. 2012. №. 3. С.177–182.

25. Харламенкова Н.Е. Компенсация как один из механизмов развития личности // Принцип развития в современной психологии / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2016.С.235–253.

26. Spitz R. A., Wolf К. М. The smiling response: A contribution to the ontogenesis of social relations // Genet. Psychol. Monogr. 1946. V. 34. N 1. P. 57–125.

27. Sroufe A., Waters E. The ontogenesis of smiling and laughter: A perspective on the organization of development in infancy // Psychol. Rev. 1976. V. 83, N 1. P. 173–189.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх