Socio-psychological laboratory of the Kursk state university: history of creation and development trends

 
PIIS020595920005474-7-1
DOI10.31857/S020595920005474-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor, psychology chair
Affiliation: FSFEE “Kursk State University” (KSU)
Address: Kursk, Radishhev str. 33
Occupation: Head of psychology chair
Affiliation: FSFEE “Kursk State University”
Address: Kursk, Radishhev str. 33
Occupation: head of psychology chair
Affiliation: FSFEE “Kursk State University” (KSU)
Address: Kursk, Radishhev str. 33
Occupation: associate professor, psychology chair
Affiliation: FSFEE “Kursk State University” (KSU)
Address: Kursk, Radishhev str. 33
Occupation: Associate professor, psychology chair
Affiliation: FSFEE “Kursk State University” (KSU)
Address: Kursk, Radishhev str. 33
Journal namePsikhologicheskii zhurnal
EditionVolume 40 issue 4
Pages95-106
Abstract

The process of formation and development of the Kursk socio-psychological laboratory is analyzed. The role of social order from the fields of education and youth policy in the creation of the laboratory is noted. It is postulated that the activity of the laboratory is based on the methodological principle of Russian psychology about the unity of theory, experiment and practice, laid down by V.M. Bekhterev, S.L. Rubinstein and B.F. Lomov. It is indicated that the subject of the study was the socio-psychological basis of social activity of the individual and group; the psychological status of the group as a subject of joint activities, communication and relationships; theory and practice of training youth leaders in the region. The studies were conducted on the basis of the laboratory developed by the staff of the laboratory under the guidance of Professor L.I. Umansky parametric theory of small groups and groups, including along with the conceptual apparatus - the socio-psychological structure of the group, the level of socio-psychological maturity, the stages of development of the group and the corresponding methodical arsenal consisting of questionnaires, a laboratory experiment based on instruments-models of joint activity, natural and natural formative experiments. Verification and practical application of the theory were carried out in the psychological school of youth leaders together with the regional committee of the Komsomol and in the organization of the teaching and educational process at the historical-pedagogical faculty established simultaneously in Kursk State Pedagogical Institute. The laboratory took part in the state program “Help” to study the psychological consequences and develop protective measures in the regions of the Chernobyl wake. As a result, a method was proposed for designing psychological assistance to children through the creation of educational environments with great educational opportunities (developing social environments — social oases). Traditionally, the laboratory collaborates with other laboratories and research centers.

KeywordsSocial activity, parametric theory, developing social environment, experiment, psychological school of youth leaders, psychological assistance to young people, psychological service
Received15.06.2019
Publication date26.06.2019
Number of characters35737
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ И СОТРУДНИКИ ЛАБОРАТОРИИ
2 Как известно, 60–80-е годы XX века для отечественной и зарубежной социальной психологии стали временем интенсивных, имевших как теоретическую, так и непосредственную практическую значимость исследований малой группы как социально-психологического феномена, обладающего высоким потенциалом в повышении производительности труда и влияющего на социализацию личности членов таких групп. В большинстве своем эти исследования, несмотря на огромное количество эмпирических данных, не поддавались единому теоретическому осмыслению вследствие разнообразия существовавших в то время теоретико-методологических подходов.
3 На этот сложный и важный для социальной психологии малой группы период и приходится создание и первоначальное развитие Курской социально-психологической лаборатории, возникшей при кафедре педагогики и психологии Курского государственного педагогического института в 1965 году.
4 Создание лаборатории (на общественных началах) было связано, с одной стороны, с имевшимся на кафедре значительным научным потенциалом, с другой стороны – с непосредственными потребностями существовавшей в то время практики в области воспитания и работы с молодежью (школьники, студенты). Ректорат оказал существенную помощь в создании научно-материальной базы лаборатории (помещение, аппаратура для проведения исследований, комплектование штатов, финансирование научных командировок, приобретение материалов и т.д.). Таким образом, лаборатория вошла в систему общественных организаций Курского государственного педагогического института. Позже (в 2001 году) решением Ученого совета Курского государственного университета лаборатория вошла в структуру научных подразделений университета.
5 Научный потенциал лаборатории базировался в первую очередь на деятельности ведущих ученых кафедры того периода профессорах Ш.А. Френкеле (аспирант С.Л. Рубинштейна) и Л.И. Уманском (аспирант Б.М. Теплова), вокруг которых объединились аспиранты и преподаватели кафедры А.С. Чернышев, А.Н. Лутошкин, Е.А. Шанин, А.С. Крикунов, Е.И. Тимощук, В.Я. Подорога, И.С. Полонский, Л.И. Акатов, Е.И. Дымов и др.
6 Ведущими направлениями научной деятельности лаборатории стали фундаментальные и прикладные исследования психологии групп и коллективов школьников и студентов, которые проводились на базе двух основных экспериментальных площадок – лагеря комсомольского актива “Комсорг” (созданного по инициативе Л.И. Уманского и его учеников), который в сущности являлся первой в стране психологической школой молодежных лидеров, и историко-педагогического факультета Курского государственного педагогического института, деканом которого был кандидат психологических наук А.С. Чернышев. Теоретическая новизна и научная значимость полученных в ходе исследований сотрудниками лаборатории результатов во многом определялась их апробацией в реальной практической деятельности на экспериментальных базах лаборатории.

Number of purchasers: 2, views: 1161

Readers community rating: votes 0

1. Behterev V.M. Izbrannye raboty po social'noj psihologii. Moscow: Nauka, 1994. (in Russian)

2. Behterev V.M. Kollektivnaja refleksologija. Pg.: Kolos, 1921. (in Russian)

3. Brushlinskij A.V. Voprosy metodologii i teorii sub#ekta // Psihologija individual'nogo i gruppovogo sub#ekta / Eds. A.V. Brushlinskij, M.I. Volovikova. Moscow: PER SJe, 2002. P. 9–33. (in Russian)

4. Gajdar K.M. Social'no-psihologicheskaja koncepcija gruppovogo sub#ekta: monografija. Voronezh: Izd-vo Voronezh.gos. un-ta, 2013. (in Russian)

5. Gorbov F.D., Novikov M.A. Voprosy integrativnoj ocenki gruppovoj aktivnosti // Tez.dokladov na II s#ezde psihologov SSSR. Vyp.3. Moscow, 1963. P. 12–22. (in Russian)

6. Drobysheva T.V., Zhuravlev A.L. Specifika estestvennogo formirujushhego jeksperimenta v social'no-psihologicheskom issledovanii // Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovanija. 2008. ¹ 3 (16). P. 18–24. (in Russian)

7. Elizarov S.G. Motivacionno-cennostnaja vkljuchennost' maloj gruppy v social'nuju sistemu (sistemu grupp) razlichnyh tipov: na materiale issledovanija molodezhnyh uchebnyh grupp: diss. ... doktora psihol. nauk. Kursk, 2010. (in Russian)

8. Zhuravlev A.L. Razvitie koncepcii sovmestnoj dejatel'nosti v sovremennoj otechestvennoj psihologii // Psihologija sovmestnoj dejatel'nosti malyh grupp i organizacij. Moscow: Izd-vo “Socium”,”Institut psihologii RAN”, 2001. P. 120–135. (in Russian)

9. Zhuravlev A.L. Ponimanie “kollektivnogo sub#ekta”: osnovnye podhody v psihologii // Individual'nyj i gruppovoj sub#ekty v izmenjajushhemsja obshhestve / Eds. A.V. Brushlinskij i M.I. Volovikova. Moscow: Izd-vo “Institut psihologii RAN”,1999. P. 68–70. (in Russian)

10. Kompleksnaja programma Minobrazovanija Rossii “Pomoshh'” / Ed. A.A. Tjukov. Moscow: Redakcionno-izdatel'skij centr “Pomoshh'”, 1994. (in Russian)

11. Lomov B.F. Teorija, jeksperiment i praktika v psihologii // Psihol. zhurn. 1980. V.1. ¹ 6. P. 8–21. (in Russian)

12. Lomov B.F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii. Moscow: Nauka, 1984. (in Russian)

13. Makarenko A.S. O vospitanii. Moscow. 1988. (in Russian)

14. Makarenko A.S. Trudovoe vospitanie: Otnoshenija, stil', ton v kollektive // Sobr. soch. V. 5. Moscow: Pedagogika, 1960. (in Russian)

15. Metody social'noj psihologii / Eds. E.S. Kuz'min i V.E. Semenov. L.: LGU, 1977. (in Russian)

16. Obozov N.N. Apparaturnyj metod issledovanija srabatyvaemosti i sovmestimosti ljudej // Metody social'noj psihologii. L.: LGU, 1977. (in Russian)

17. Parygin B.D. Social'naja psihologija. Problemy metodologii, istorii i teorii. St. Petersburg: IGUP, 1999. (in Russian)

18. Petrovskij A.V. Lichnost'. Dejatel'nost'. Kollektiv. Moscow: Politizdat, 1982. (in Russian)

19. Petrovskij A.V. Psihologija v Rossii. XX vek. Moscow: URAO, 2000. (in Russian)

20. Platonov K.K. O processe samoukreplenija kollektiva // Kollektiv i lichnost' / Eds. E.V. Shorohova i dr. Moscow: Nauka, 1975. P. 87–96. (in Russian)

21. Psihologicheskaja nauka v Rossii XX stoletija: problemy teorii i istorii / Ed. A.V. Brushlinskij. Moscow: Izd-vo “Institut psihologii RAN”, 1997. P. 415–416. (in Russian)

22. Rubinshtejn S.L. Osnovy obshhej psihologii. St. Petersburg: Piter, 2001. (in Russian)

23. Sarychev S.V. Motivacionnaja osnova nadezhnosti gruppy v naprjazhennyh situacijah sovmestnoj dejatel'nosti // Psihologija innovacionnogo upravlenija social'nymi gruppami i organizacijami: Materialy mezhdunarodnogo kongressa. Moscow.–Kostroma, 2001. P. 358–359. (in Russian)

24. Sidorenkov A.V., Zaharchenko N.A., Sidorenkova I.I. Social'no-psihologicheskie teorii maloj gruppy. Moscow: Vuzovskaja kniga, 2011. (in Russian)

25. Umanskij L.I. Lichnost', organizatorskaja dejatel'nost', kollektiv: Izbr. trudy. Kostroma: Kostrom.gos. un-t, 2001. (in Russian)

26. Umanskij L.I. Psihologija organizatorskoj dejatel'nosti shkol'nikov. Moscow: Prosveshhenie, 1980. (in Russian)

27. Foroponova A.A. Vlijanie social'no-psihologicheskih kachestv gruppy na uspeshnost' uchebnoj dejatel'nosti inostrannyh studentov: avtoref. dis…. kand. psihol. nauk. Kursk, 2014. (in Russian)

28. Chernyshev A.S., Sarychev S.V. Problema edinstva teorii, jeksperimenta i praktiki v social'noj psihologii // Social'naja i jekonomicheskaja psihologija. Chast' 1: Sostojanie i perspektivy issledovanij / Eds. T.A. Nestik, Ju.V. Kovaleva. Moscow: Izd-vo “Institut psihologii RAN”, 2018. P. 103–110. (in Russian)

29. Chernyshev A.S., Sarychev S.V., Lobkov Ju.L. Social'no-psihologicheskij jeksperiment v lichnostnom razvitii social'no odarennyh podrostkov i junoshej // Problems of education in the 21st century. Vol. 2 “Variety of education in Central and Eastern Europe”. 2007. P. 161–165. (in Russian)

Система Orphus

Loading...
Up