Социально-психологическая лаборатория Курского государственного университета: история создания и тенденции развития

 
Код статьиS020595920005474-7-1
DOI10.31857/S020595920005474-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор кафедры психологии
Аффилиация: ФГБОУ ВО Курский государственный университет (КГУ)
Адрес: Курск, ул. Радищева, 33
Должность: Заведующий кафедрой психологии
Аффилиация: ФГБОУ ВО Курский государственный университет (КГУ)
Адрес: Курск, ул. Радищева, 33
Должность: Профессор кафедры психологии
Аффилиация: ФГБОУ ВО Курский государственный университет (КГУ)
Адрес: Курск, ул. Радищева, 33
Должность: Доцент кафедры психологии
Аффилиация: ФГБОУ ВО Курский государственный университет (КГУ)
Адрес: Курск, ул. Радищева, 33
Должность: Доцент кафедры психологии
Аффилиация: ФГБОУ ВО Курский государственный университет (КГУ)
Адрес: Курск, ул. Радищева, 33
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 40 № 4
Страницы95-106
Аннотация

Анализируется история становления и развития Курской социально-психологической лаборатории. Отмечается роль социального заказа из сфер образования и молодежной политики в создании лаборатории. Постулируется, что деятельность лаборатории опиралась на методологический принцип отечественной психологии о единстве теории, эксперимента и практики, заложенный В.М. Бехтеревым и Б.Ф. Ломовым. Указывается, что предметом исследования стали социально-психологические основы общественной активности личности и группы; психологический статус группы как субъекта совместной деятельности, общения и отношений; теория и практика подготовки молодежных лидеров в регионе. Исследования проводились на основе разработанной сотрудниками лаборатории под руководством профессора Л.И. Уманского параметрической теории малых групп и коллективов, включающей наряду с понятийным аппаратом (в который входят такие понятия, как социально-психологическая структура группы, уровень социально-психологической зрелости, этапы развития группы и др.) соответствующий методический арсенал, состоящий из опросников, лабораторного эксперимента на основе приборов-моделей совместной деятельности, а также различных видов естественного эксперимента. Апробация и практическое применение теории проводились в психологической школе молодежных лидеров, которая была создана лабораторией совместно с областным комитетом комсомола, а также  на вновь открывшемся в 1960-е годы историко-педагогическом факультете Курского государственного педагогического института в ходе учебно-воспитательного процесса. Лаборатория принимала участие в государственной программе “Помощь” по изучению психологических последствий и выработке защитных мер в регионах Чернобыльского следа. В итоге был предложен метод проектирования психологической помощи детям через создание образовательных сред с большими воспитательными возможностями (так называемые развивающие социальные среды, или социальные оазисы). Лаборатория приняла участие в организации психологической службы образования и открыла соответствующие психологические центры. Традиционно лаборатория сотрудничает с другими лабораториями и психологическими центрами. 

Ключевые словаОбщественная активность, параметрическая теория, развивающая социальная среда, эксперимент, психологическая школа молодежных лидеров, психологическая помощь молодежи, психологическая служба
Получено15.06.2019
Дата публикации26.06.2019
Кол-во символов35737
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ И СОТРУДНИКИ ЛАБОРАТОРИИ
2 Как известно, 60–80-е годы XX века для отечественной и зарубежной социальной психологии стали временем интенсивных, имевших как теоретическую, так и непосредственную практическую значимость исследований малой группы как социально-психологического феномена, обладающего высоким потенциалом в повышении производительности труда и влияющего на социализацию личности членов таких групп. В большинстве своем эти исследования, несмотря на огромное количество эмпирических данных, не поддавались единому теоретическому осмыслению вследствие разнообразия существовавших в то время теоретико-методологических подходов.
3 На этот сложный и важный для социальной психологии малой группы период и приходится создание и первоначальное развитие Курской социально-психологической лаборатории, возникшей при кафедре педагогики и психологии Курского государственного педагогического института в 1965 году.
4 Создание лаборатории (на общественных началах) было связано, с одной стороны, с имевшимся на кафедре значительным научным потенциалом, с другой стороны – с непосредственными потребностями существовавшей в то время практики в области воспитания и работы с молодежью (школьники, студенты). Ректорат оказал существенную помощь в создании научно-материальной базы лаборатории (помещение, аппаратура для проведения исследований, комплектование штатов, финансирование научных командировок, приобретение материалов и т.д.). Таким образом, лаборатория вошла в систему общественных организаций Курского государственного педагогического института. Позже (в 2001 году) решением Ученого совета Курского государственного университета лаборатория вошла в структуру научных подразделений университета.
5 Научный потенциал лаборатории базировался в первую очередь на деятельности ведущих ученых кафедры того периода профессорах Ш.А. Френкеле (аспирант С.Л. Рубинштейна) и Л.И. Уманском (аспирант Б.М. Теплова), вокруг которых объединились аспиранты и преподаватели кафедры А.С. Чернышев, А.Н. Лутошкин, Е.А. Шанин, А.С. Крикунов, Е.И. Тимощук, В.Я. Подорога, И.С. Полонский, Л.И. Акатов, Е.И. Дымов и др.
6 Ведущими направлениями научной деятельности лаборатории стали фундаментальные и прикладные исследования психологии групп и коллективов школьников и студентов, которые проводились на базе двух основных экспериментальных площадок – лагеря комсомольского актива “Комсорг” (созданного по инициативе Л.И. Уманского и его учеников), который в сущности являлся первой в стране психологической школой молодежных лидеров, и историко-педагогического факультета Курского государственного педагогического института, деканом которого был кандидат психологических наук А.С. Чернышев. Теоретическая новизна и научная значимость полученных в ходе исследований сотрудниками лаборатории результатов во многом определялась их апробацией в реальной практической деятельности на экспериментальных базах лаборатории.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1237

Оценка читателей: голосов 0

1. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1994.

2. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. Пг.: Колос, 1921.

3. Брушлинский А.В. Вопросы методологии и теории субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 9–33.

4. Гайдар К.М. Социально-психологическая концепция группового субъекта: монография. Воронеж: Изд-во Воронеж.гос. ун-та, 2013.

5. Горбов Ф.Д., Новиков М.А. Вопросы интегративной оценки групповой активности // Тез.докладов на II съезде психологов СССР. Вып.3. М., 1963. С. 12–22.

6. Дробышева Т.В., Журавлев А.Л. Специфика естественного формирующего эксперимента в социально-психологическом исследовании // Вестник практической психологии образования. 2008. № 3 (16). С. 18–24.

7. Елизаров С.Г. Мотивационно-ценностная включенность малой группы в социальную систему (систему групп) различных типов: на материале исследования молодежных учебных групп: дисс. ... доктора психол. наук. Курск, 2010.

8. Журавлев А.Л. Развитие концепции совместной деятельности в современной отечественной психологии // Психология совместной деятельности малых групп и организаций. М.: Изд-во “Социум”, “Институт психологии РАН”, 2001. С. 120–135.

9. Журавлев А.Л. Понимание “коллективного субъекта”: основные подходы в психологии // Индивидуальный и групповой субъекты в изменяющемся обществе /Под ред. А.В. Брушлинского и М.И. Воловиковой. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”,1999. С. 68–70.

10. Комплексная программа Минобразования России “Помощь” / Под ред. А.А. Тюкова. М.: Редакционно-издательский центр “Помощь”, 1994.

11. Ломов Б.Ф. Теория, эксперимент и практика в психологии // Психол. журн. 1980. Т.1. № 6. С. 8–21.

12. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.

13. Макаренко А.С. О воспитании. М., 1988.

14. Макаренко А.С. Трудовое воспитание: Отношения, стиль, тон в коллективе // Собр. соч. Т. 5. М.: Педагогика, 1960.

15. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова. Л.: ЛГУ, 1977.

16. Обозов Н.Н. Аппаратурный метод исследования срабатываемости и совместимости людей // Методы социальной психологии. Л.: ЛГУ, 1977.

17. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП, 1999.

18. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.

19. Петровский А.В. Психология в России. XX век. М.: УРАО, 2000.

20. Платонов К.К. О процессе самоукрепления коллектива // Коллектив и личность / Под ред. Е.В. Шороховой и др. М.: Наука, 1975. С. 87–96.

21. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А.В. Брушлинского. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 1997. С. 415–416.

22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001.

23. Сарычев С.В. Мотивационная основа надежности группы в напряженных ситуациях совместной деятельности // Психология инновационного управления социальными группами и организациями: Материалы международного конгресса. М.–Кострома, 2001. С. 358–359.

24. Сидоренков А.В., Захарченко Н.А., Сидоренкова И.И. Социально-психологические теории малой группы. М.: Вузовская книга, 2011.

25. Уманский Л.И. Личность, организаторская деятельность, коллектив: Избр. труды. Кострома: Костром.гос. ун-т, 2001.

26. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980.

27. Форопонова А.А. Влияние социально-психологических качеств группы на успешность учебной деятельности иностранных студентов: автореф. дис…. канд. психол. наук. Курск, 2014.

28. Чернышев А.С., Сарычев С.В. Проблема единства теории, эксперимента и практики в социальной психологии // Социальная и экономическая психология. Часть 1: Состояние и перспективы исследований / Отв. ред. Т.А. Нестик, Ю.В. Ковалева. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018. С. 103–110.

29. Чернышев А.С., Сарычев С.В., Лобков Ю.Л. Социально-психологический эксперимент в личностном развитии социально одаренных подростков и юношей // Problems of education in the 21st century. Vol. 2 “Variety of education in Central and Eastern Europe”. 2007. P. 161–165.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх