Различия мозгового обеспечения решения аналитических и холистических задач

 
Код статьиS020595920014240-0-1
DOI10.31857/S020595920014240-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: М.н.с. лаб. психофизиологии им. Швыркова ИП РАН, н.с. лаб. нейрокогнитивных исследований индивидуального опыта МГППУ, м.н.с. международной лаб. социальной нейробиологии ВШЭ, старший преподаватель ГАУГН
Аффилиация: Государственный академический университет гуманитарных наук, ФГБУН Институт психологии РАН, Московский государственный психолого-педагогический университет, НИУ “Высшая школа экономики”
Адрес: москва, Мароновский пер., д. 26, Россия
Должность: Магистрант
Аффилиация: Государственный академический университет гуманитарных наук
Адрес: Мароновский пер., д. 26, Россия
Должность: Магистрант
Аффилиация: Государственный академический университет гуманитарных наук
Адрес: Мароновский пер., д. 26, Россия
Должность: зав. лаб. психофизиологии им. Швыркова ИП РАН, зав. лаб. нейрокогнитивных исследований индивидуального опыта МГППУ, г.н.с. международной лаб. социальной нейробиологии ВШЭ, зав. каф. психофизиологии ГАУГН
Аффилиация: Государственный академический университет гуманитарных наук, ФГБУН Институт психологии РАН, Московский государственный психолого-педагогический университет, НИУ “Высшая школа экономики”
Адрес: Мароновский пер., д. 26, Россия
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 42 № 2
Страницы45-60
Аннотация

Исследовалась системная организация опыта, обеспечивающего решение аналитических и холистических задач. Предполагалось, что наборы функциональных систем, актуализирующихся для решения задач разного типа, имеют различия, которые проявляются в мозговой активности и опосредуются тем, решает ли индивид − аналитичный или холистичный − задачу “своего” типа или “не своего”. Было проведено исследование (N = 52)  мозгового обеспечения процесса решения аналитических и холистических задач представителями аналитической и холистической субпопуляций российской культуры. Было показано, что холистические задачи решаются быстрее и правильнее аналитических, что согласуется с представлением о холистическом характере российской культуры. При этом по мере научения улучшение результативности наблюдалось в задачах “не своего” типа (т.е. холистических задач у аналитичных индивидов, и наоборот) по сравнению с задачами, специфичными для ментальности индивидов. Получены различия между компонентами связанных с событиями потенциалов, возникающих при решении задач разного типа аналитичными и холистичными индивидами, в том числе выявлены субпики P300 при решении аналитической задачи аналитичными индивидами. Полученные различия в связанных с событиями потенциалах сопоставлены с выделенными нами ранее критериями аналитических и холистических задач. Обсуждаются направления дальнейших исследований процесса научения у индивидов с разной ментальностью.

Ключевые словааналитичность, холистичность, ЭЭГ, ССП, решение задач
Источник финансированияПервичный анализ поведенческих характеристик был выполнен при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ (№ 0159-2020-0001), анализ различий, связанных с мозгового обеспечением процесса принятия решения, выполнен при фин. поддержке научного проекта “Социальные аспекты формирования индивидуального опыта в онтогенетическом развитии” ФГБУ ВО МГППУ
Получено21.03.2021
Дата публикации04.04.2021
Кол-во символов35336
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 4, всего просмотров: 1125

Оценка читателей: голосов 0

1. Александров И.О., Максимова Н.Е. Типология медленных потенциалов мозга, нейрональная активность и динамика системной организации поведения // ЭЭГ и нейрональная активность в психофизиологических исследованиях / Отв. ред. В.Б. Швырков, В.М. Русалов, Д.Г. Шевченко. М.: Наука, 1987. С. 44–72.

2. Александров Ю.И. Регрессия // Седьмая международная конференция по когнитивной науке. Тезисы докладов / Отв. ред. Ю.И. Александров, К.В. Анохин. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2016. С. 100–101.

3. Александров Ю.И., Апанович В.В. Значение меж- и внутрикультурных ментальных вариаций // Нелинейная динамика в когнитивных исследованиях – 2019 : труды VI Всероссийской конференции / Отв. ред. В.А. Антонец, С.Б. Парин, В.Г. Яхно. Нижний Новгород: ИПФ РАН, 2019.

4. Александров Ю.И., Горкин А.Г., Созинов А.А., Сварник О.Е., Кузина Е.А., Гаврилов В.В. Консолидация и реконсолидация памяти: психофизиологический анализ // Вопросы психологии. 2015. № 3. С. 133–144.

5. Александров Ю.И., Самс М., Лавикайнен Ю., Рейникайнен К., Наатанен Р. Зависимость свойств связанных с событиями потенциалов от возраста элементов субъективного опыта, актуализируемых при категоризации слов родного и иностранного языков // Психологический журнал. 1997. Т. 18. №1. С. 133–145.

6. Александров Ю.И., Сварник О.Е., Знаменская И.И., Колбенева М.Г., Арутюнова К.Р., Крылов А.К., Булава А.И. Регрессия как этап развития. М.: Когито-Центр, 2017.

7. Анохин П.К. Проблема принятия решения в психологии и физиологии // Вопросы психологии. 1974. № 4. С. 21–29.

8. Апанович В.В., Знаков В.В., Александров Ю.И. Апробация шкалы аналитичности–холистичности на российской выборке // Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 5. С. 80–96.

9. Апанович В.В., Тищенко А.Г., Знаков В.В., Александров Ю.И. Конструирование блоков аналитических и холистических задач и их эмпирическая проверка // Вопросы психологии. 2020. Т. 66. № 4. С. 142–154.

10. Безденежных Б.Н. Психофизиологические закономерноси взаимодействия функциональных систем при реализации деятельности. Автореф. ... д.психол.н. М., 2004.

11. Безденежных Б.Н., Пашина А.Х. Структура ЭЭГ активности при печатании предложения на пишущей машинке // ЭЭГ и нейрональная активность в психофизиологических исследованиях. М.: Наука, 1987. С. 185–197.

12. Гаврилов В.В. Соотношение ЭЭГ и импульсной активности нейронов в поведении у кролика // ЭЭГ и нейрональная активность в психофизиологических исследованиях / Отв. ред. В.Б. Швырков, В.М. Русалов, Д.Г. Шевченко. М.: Наука, 1987. С. 33–43.

13. Знаков В.В. Психология понимания мира человека. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2016.

14. Корнилова Т.В., Тихомиров О.К. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М.: Из-во МГУ, 1992.

15. Пономарёв Я.А. Методологическое введение в психологию. М.: Наука, 1983.

16. Швырков В.Б. Введение в объективную психологию: нейрональные основы психики. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 1995.

17. Швырков В.Б., Пашина А.Х. К вопросу о сокращении времени реакции в обучении // Теория функциональных систем в физиологии и психологии. М.: Наука, 1978. С. 347–357.

18. Alexandrov Yu.I., Klucharev V., Sams M. Effect of emotional context in auditorycortex processing // Int. J. Psychophysiol. 2007. V. 65. No. 3. P. 261–271.

19. Alexandrov Yu.I., Sams M., Lavikainen J, Reinikainen K., Naatanen R. Differential effects of alcohol on the cortical processing of foreign and native language//International Journal of Psychophysiology, 1998, V. 28. P. 1–10.

20. Apanovich V.V., Bezdenezhnykh B.N., Sams M., Jääskeläinen I.P., AlexandrovYu.I. Event-related potentials during individual, cooperative, and competitive task performance differ in subjects with analytic vs. holistic thinking // International Journal of Psychophysiology. 2018. V. 123. P. 136–142.

21. Bacha-Trams M., Alexandrov Y.I., Broman E., Glerean E., Kauppila M., Kauttonen J., Ryyppö E., Sams M., Jääskeläinen I.P. A drama movie activates brains of holistic and analytical thinkers differentially // Social cognitive and affective neuroscience. 2018. V. 13. No. 12. P. 1293–1304.

22. Barton J., Haslett T. Analysis, synthesis, systems thinking and the scientific method: rediscovering the importance of open systems // Systems Research and Behavioral Science: The Official Journal of the International Federation for Systems Research. 2007. V. 24. No. 2. P. 143–155.

23. Bjornsdottir R.T., Rule N.O. Cultural neuroscience // Advances in Culturally-Aware Intelligent Systems and in Cross-Cultural Psychological Studies. Springer, Cham, 2018. P. 265–282.

24. de Oliveira S., Nisbett R.E. Culture changes how we think about thinking: From “Human Inference” to “Geography of Thought” // Perspectives on Psychological Science. 2017. V. 12. No. 5. P. 782–790.

25. Hari R., Henriksson L., Malinen S., Parkonnen L. Centrality of Social Interaction in Human Brain Function // Neuron. 2015. V. 88. P. 181–193.

26. Hari R., Sams M., Nummenmaa L. Attending and neglecting people: bridging neuroscience, psychology and sociology // The royal society publishing, 2016.

27. Hedden T., Ketay S. Aron A., Markus H.R., Gabrieli J. Cultural influences on neural substrates of attentional control // Psychological science. 2008. V. 19. No. 1. P. 12–17.

28. Hyde L.W., Tompson S., Creswell J.D., Falk E.B. Cultural neuroscience: new directions as the field matures // Culture and Brain. 2015. V. 3, No. 2. P. 75–92.

29. Kerby D.S. The simple difference formula: An approach to teaching nonparametric correlation // Comprehensive Psychology. 2014. V. 3.

30. Kitayama S., Duffy S., Kawamura T., Larsen J.T. Perceiving an object and it's context in different cultures: a cultural look at new look // Psychological science. 2003. V. 14. No. 3. P. 201–206.

31. Masuda T., Nisbett R.E. Attending holistically versus analytically: comparing the context sensitivity of Japanese and Americans // Journal of personality and social psychology. 2001. V. 81. No. 5. P. 922–934

32. Pacini R., Epstein S. The relation of Rational and Experiental Information Processing Styles to Personality, Basic Beliefs and the Ratio-Bias Phenomenon // Journ. of Personality and social Psychology. 1999. V. 76. No. 6. P. 972–987.

33. Parsons R.G. Behavioral and neural mechanisms by which prior experience impacts subsequent learning //Neurobiology of learning and memory. 2018. V. 154. P. 22–29.

34. Polich J. Updating P300: an integrative theory of P3a and P3b // Clinical neurophysiology. 2007. V. 118. No. 10. P. 2128–2148.

35. Polich J., Criado J. R. Neuropsychology and neuropharmacology of P3a and P3b // International Journal of Psychophysiology. 2006. V. 60. No. 2. P. 172–185.

36. Talhelm T., Zhang X., Oishi S., Shimin C., Duan D., Lan X., Kitayama S. Large-Scale Psychological Differences within China Explained by Rice Versus Wheat Agriculture // Science. 2014. V. 344. P. 603–608.

37. Uskul A.K., Kitayama S., Nisbett R.E. Ecocultural basis of cognition: Farmers and fishermen are more holistic than herders // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2008. V. 105. No. 25. P. 8552–8556.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх