GLOBAL PSYCHOLOGY: FROM HISTORY TO THE DEVELOPMENT PERSPECTIVES

 
PIIS020595920004605-1-1
DOI10.31857/S020595920004605-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: dean of psychology and social work faculty Tv SU
Affiliation: FSBEI HE “Tver State University”
Address: Tver, Russian Federation
Occupation: head of the psychology chair Tv SU
Affiliation: FSBEI HE “Tver State University”
Address: Russian Federation
Journal namePsikhologicheskii zhurnal
EditionVolume 40 issue 3
Pages119-123
Abstract

 

Universal tendencies in the global world discussed in the article “Psychological science in the global world: challenges and prospects” by A.L. Zhuravlev, I.A. Mironenko, A.V. Yurevich are analyzed. The development problems of global psychology as multipolar network foundation is being considered. Historical view on the world global psychology development is presented pointing out the meaning of Russian psychological school. At the end of the article the conclusion is made concerning the necessity of active integration between Russian psychology and world scientific community.

Keywordsglobal psychology, “alternative” psychologies, “indigenous” psychology, the discourse of global psychology, development tendencies, Russian psychological school, integration process
Received04.04.2019
Publication date25.04.2019
Number of characters13680
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Обсуждая статью “Психологическая наука в глобальном мире: вызовы и перспективы” [2], прежде всего необходимо отметить ее актуальность и значение не только для понимания данного конкретного этапа развития психологии, но и для осмысления целого исторического периода, начинающегося с момента зарождения психологии как науки (середина XIX века), ее современного состояния и будущего развития, а также приращения психологического знания в целом. Обусловлено это также тем, что в центре глобальных процессов находится человек со своими психическими свойствами и состояниями, социальными и психологическими проблемами, причем независимо от принадлежности к той или иной национальной культуре. Человек с относительно устойчивыми психологическими характеристиками, определяющимися эволюцией и соответствующей средой, является основным предметом глобальной психологии [2, с. 63]. С этим нельзя не согласиться, так как человек на протяжении всего периода своего существования всегда вовлечен в глобальные процессы: новые социальные явления, природные катаклизмы, бурное развитие техники, международный терроризм, появление новых форм знания и многое другое (подробнее см.:[7]). Все перечисленное рассматривается в статье [2] как совокупный глобальный объект научного исследования и, прежде всего, – психологического. Авторы говорят о формировании глобальной психологической науки в глобальном мире, что соответствует объективной реальности, так как с появлением новых объектов и предметов исследования формируется совокупный субъект научно-исследовательской деятельности – научное сообщество [2, с. 65]. Именно научное сообщество призвано грамотно обосновать развитие глобальных процессов как с позиции интеграции, так и дифференциации мировой науки.
2 Глобальная психология рассматривается в статье как многополюсное сетевое образование, включающее в себя дивергентное развитие новых и переосмысление старых психологических теорий с целью объяснения современных психологических реалий [2, с. 64]. Такое понимание может способствовать определению основных способов, с помощью которых вновь возникающие парадигмы влияют на наше понимание концептуализирования человека со всеми имеющимися и вновь возникающими проблемами [9; 14].
3 Чтобы помочь человеку выжить в этом сложном глобальном мире необходимо объединить все имеющиеся психологические знания, рассматриваемые с разных точек зрения: культурных и кросс-культурных, международных и междисциплинарных. Нельзя не согласиться с авторами, говорящими, что необходимы отказ от изоляционистских тенденций и активное участие в диалоге [2, с. 64–65].
4 Усилиями глобальной психологии может быть создан единый психолого-социальный конструкт, в рамках которого появится возможность понять жизнь человека как с точки зрения локальных социокультурных позиций, так и с точки зрения глобальных процессов. Однако при этом необходимо не забывать о существовании самых различных трактовок содержания глобальной психологии [3]. Такой конструкт действительно необходим, так как именно с его помощью возможно решение важнейших проблем существования и развития человека, таких как: психическое и физическое здоровье, сохранение окружающей среды, разрешение внутригрупповых конфликтов (включая международных), поддержка незащищенных слоев населения – детей-сирот, больных, пожилых и старых людей, инвалидов и так далее. Таким образом, возникает возможность нахождения единых психологических универсалий жизнедеятельности homo sapiens путем изучения психологических явлений в различных социальных контекстах с использованием альтернативных методов.

Number of purchasers: 2, views: 562

Readers community rating: votes 0

1. Zhalagina T.A., Korotkina E.D. Psihologicheskaja nauka k koncu 3-ego desjatiletija XXI veka: strategii razvitija // Psikhologicheskii zhurnal. 2017. V. 38. № 5. P. 103–108. (in Russian)

2. Zhuravlev A.L., Mironenko I.A., Jurevich A.V. Psihologicheskaja nauka v global'nom mire: vyzovy i perspektivy // Psikhologicheskii zhurnal. 2018. V. 39. № 2. P. 58–71. (in Russian)

3. Kovaleva Ju.V., Zhuravlev A.L. Global'naja psihologija: osnovnye podhody k ponimaniju // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2018. № 5. P. 201–209. (in Russian)

4. Lebedev S.A. Nauka v global'nom mire // Vek globalizacii. 2012. № 2. P. 145–151. (in Russian)

5. Mazilov V.A. Nauchnaja psihologija: ternistyj put' k integracii // Trudy Jaroslavskogo metodologicheskogo seminara. Metodologija psihologii. Jaroslavl', 2003. P. 205–237. (in Russian)

6. Mironenko I.A. Rossijskaja psihologija v prostranstve mirovoj nauki. St. Petersburg: Nestor-Istorija. 2015. P. 304. (in Russian)

7. Psihologicheskie issledovanija global'nyh processov: predposylki, tendencii, perspektivy / Eds. A.L. Zhuravlev, D.A. Kitova. Moscow: Izd-vo “Institut psihologii RAN”, 2018. (in Russian)

8. Jurevich A.V. Rossijskaja psihologija v mirovom mejnstrime // Voprosy psihologii. 2010. № 1. P. 3–14. (in Russian)

9. Danziger K. Universalism and indigenization in the history of modern psychology // Internationalizing the history of psychology / Ed. A.C. Brock. NewYork: University of New York Press, 2006. P. 208–225.

10. Enriquez V.G. Developing a Filipino psychology // Indigenous psychologies: Research and experience in cultural context / Eds. U. Kim, J.W. Berry. Newbury Park, CA: Sage, 1993. P. 152–169.

11. Indigenous and cultural psychology: Understanding people in context / Eds Kim U., Yang K.S., Hwang K.K. New York, NY: Springer, 2006.

12. Mironenko I.A., Sorokin P.S. Culture in Psychology: perennial problems and contemporary methodological crisis // Psychology in Russia: State of the Art. 2015. № 4. P. 35–45.

13. Moghaddam F.M. The individual and society: A cultural integration. New York: Worth, 2002.

14. Stevens M.J., Gielen Uwe P. Toward a Conceptual Foundation for a Global Psychology // F. M. Moghaddam, Christina E. Erneling, Maritza Montero, Naomi Lee. Toward a global psychology: Theory, research, intervention, and pedagogy . Mahwah. New Jersey. London, 2007. P. 179–206.

Система Orphus

Loading...
Up