Глобальная психология: от истории к перспективам развития

 
Код статьиS020595920004605-1-1
DOI10.31857/S020595920004605-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: декан факультета психологии
Аффилиация: ФГБОУ ВО Тверской государственный университет
Адрес: Тверь, Российская Федерация
Должность: зав. кафедрой психологии
Аффилиация: ФГБОУ ВО Тверской государственный университет
Адрес: Российская Федерация
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 40 № 3
Страницы119-123
Аннотация

Опираясь на материалы статьи А.Л. Журавлева, И.А. Мироненко, А.В. Юревича “Психологическая наука в глобальном мире: вызовы и перспективы”, обсуждаются тенденции универсализации в мировом сообществе. Рассматриваются проблемы развития глобальной психологии как многополюсного сетевого образования. Представлен исторический срез развития мировой глобальной психологии с определением особого значения российской психологической школы. Обосновывается необходимость активной интеграции российской психологии в жизнь мирового научного сообщества.

Ключевые словаглобальная психология, “альтернативные” психологии, “туземные” психологии, дискурс глобальной психологии, тенденции развития, российская психологическая школа, процесс интеграции
Получено04.04.2019
Дата публикации25.04.2019
Кол-во символов13680
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Обсуждая статью “Психологическая наука в глобальном мире: вызовы и перспективы” [2], прежде всего необходимо отметить ее актуальность и значение не только для понимания данного конкретного этапа развития психологии, но и для осмысления целого исторического периода, начинающегося с момента зарождения психологии как науки (середина XIX века), ее современного состояния и будущего развития, а также приращения психологического знания в целом. Обусловлено это также тем, что в центре глобальных процессов находится человек со своими психическими свойствами и состояниями, социальными и психологическими проблемами, причем независимо от принадлежности к той или иной национальной культуре. Человек с относительно устойчивыми психологическими характеристиками, определяющимися эволюцией и соответствующей средой, является основным предметом глобальной психологии [2, с. 63]. С этим нельзя не согласиться, так как человек на протяжении всего периода своего существования всегда вовлечен в глобальные процессы: новые социальные явления, природные катаклизмы, бурное развитие техники, международный терроризм, появление новых форм знания и многое другое (подробнее см.:[7]). Все перечисленное рассматривается в статье [2] как совокупный глобальный объект научного исследования и, прежде всего, – психологического. Авторы говорят о формировании глобальной психологической науки в глобальном мире, что соответствует объективной реальности, так как с появлением новых объектов и предметов исследования формируется совокупный субъект научно-исследовательской деятельности – научное сообщество [2, с. 65]. Именно научное сообщество призвано грамотно обосновать развитие глобальных процессов как с позиции интеграции, так и дифференциации мировой науки.
2 Глобальная психология рассматривается в статье как многополюсное сетевое образование, включающее в себя дивергентное развитие новых и переосмысление старых психологических теорий с целью объяснения современных психологических реалий [2, с. 64]. Такое понимание может способствовать определению основных способов, с помощью которых вновь возникающие парадигмы влияют на наше понимание концептуализирования человека со всеми имеющимися и вновь возникающими проблемами [9; 14].
3 Чтобы помочь человеку выжить в этом сложном глобальном мире необходимо объединить все имеющиеся психологические знания, рассматриваемые с разных точек зрения: культурных и кросс-культурных, международных и междисциплинарных. Нельзя не согласиться с авторами, говорящими, что необходимы отказ от изоляционистских тенденций и активное участие в диалоге [2, с. 64–65].
4 Усилиями глобальной психологии может быть создан единый психолого-социальный конструкт, в рамках которого появится возможность понять жизнь человека как с точки зрения локальных социокультурных позиций, так и с точки зрения глобальных процессов. Однако при этом необходимо не забывать о существовании самых различных трактовок содержания глобальной психологии [3]. Такой конструкт действительно необходим, так как именно с его помощью возможно решение важнейших проблем существования и развития человека, таких как: психическое и физическое здоровье, сохранение окружающей среды, разрешение внутригрупповых конфликтов (включая международных), поддержка незащищенных слоев населения – детей-сирот, больных, пожилых и старых людей, инвалидов и так далее. Таким образом, возникает возможность нахождения единых психологических универсалий жизнедеятельности homo sapiens путем изучения психологических явлений в различных социальных контекстах с использованием альтернативных методов.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 504

Оценка читателей: голосов 0

1. Жалагина Т.А., Короткина Е.Д. Психологическая наука к концу 3-его десятилетия XXI века: стратегии развития // Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 5. С. 103–108.

2. Журавлев А.Л., Мироненко И.А., Юревич А.В. Психологическая наука в глобальном мире: вызовы и перспективы // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 2. С. 58–71.

3. Ковалева Ю.В., Журавлев А.Л. Глобальная психология: основные подходы к пониманию // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 201–209.

4. Лебедев С.А. Наука в глобальном мире // Век глобализации. 2012. № 2. С. 145–151.

5. Мазилов В.А. Научная психология: тернистый путь к интеграции // Труды Ярославского методологического семинара. Методология психологии. Ярославль, 2003. С. 205–237.

6. Мироненко И.А. Российская психология в пространстве мировой науки. СПб.: Нестор-История. 2015. С. 304.

7. Психологические исследования глобальных процессов: предпосылки, тенденции, перспективы / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Д.А. Китова. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018.

8. Юревич А.В. Российская психология в мировом мейнстриме // Вопросы психологии. 2010. № 1. С. 3–14.

9. Danziger K. Universalism and indigenization in the history of modern psychology // Internationalizing the history of psychology / Ed. A.C. Brock. NewYork: University of New York Press, 2006. P. 208–225.

10. Enriquez V.G. Developing a Filipino psychology // Indigenous psychologies: Research and experience in cultural context / Eds. U. Kim, J.W. Berry. Newbury Park, CA: Sage, 1993. P. 152–169.

11. Indigenous and cultural psychology: Understanding people in context / Eds Kim U., Yang K.S., Hwang K.K. New York, NY: Springer, 2006.

12. Mironenko I.A., Sorokin P.S. Culture in Psychology: perennial problems and contemporary methodological crisis // Psychology in Russia: State of the Art. 2015. № 4. P. 35–45.

13. Moghaddam F.M. The individual and society: A cultural integration. New York: Worth, 2002.

14. Stevens M.J., Gielen Uwe P. Toward a Conceptual Foundation for a Global Psychology // F. M. Moghaddam, Christina E. Erneling, Maritza Montero, Naomi Lee. Toward a global psychology: Theory, research, intervention, and pedagogy . Mahwah. New Jersey. London, 2007. P. 179–206.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх