Роль программы психологического сопровождения в динамике поведенческих проявлений привязанности у детей, воспитывающихся в замещающих семьях

 
Код статьиS020595920004554-5-1
DOI10.31857/S020595920004554-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Санкт-Петербург, Российская Федерация
Должность: доцент
Аффилиация: Адыгейский государственный университет
Адрес: Российская Федерация
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт физиологии им. И. П. Павлова РАН
Адрес: Российская Федерация
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 40 № 3
Страницы53-63
Аннотация

Attachment Disorder Сhecklist). Результаты свидетельствуют о том, что для групп здоровых детей и детей с ОВЗ в замещающих семьях значения негативных проявлений поведения привязанности после прохождения ими программы психологического сопровождения уменьшаются при максимальной и средней степени участия семьи в программе. Среднегрупповые значения негативных проявлений поведения привязанности у приемных детей, прошедших программу психологического сопровождения, выше, чем у детей в биологических семьях, как в группе здоровых детей (по общей оценке), так и у детей с ОВЗ (по общему баллу, оценкам социальных и эмоциональных аспектов поведения). С увеличением объема участия семей в психологическом сопровождении различия между детьми в замещающих и биологических семьях снижаются. Результаты обсуждаются с позиции представлений о влиянии на поведение детей с опытом институционализации психологического сопровождения, направленного на формирование их взаимодействия и отношений с замещающими родителями.

Ключевые словадети, здоровье, ограниченные возможности здоровья, опыт институционализации, замещающая семья, поведение привязанности, программа психологического сопровождения
Получено28.03.2019
Дата публикации25.04.2019
Кол-во символов29839
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 3, всего просмотров: 2132

Оценка читателей: голосов 0

1. Агаркова В. В., Мухамедрахимов Р. Ж. Особенности наблюдаемого поведения детей в возрасте 5 – 8 лет с опытом и без опыта институционализации // Психология — наука будущего: Материалы VII Международной конференции молодых ученых. 14–15 ноября 2017 года, Москва / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2017. С. 20–24.

2. Арчакова Т.О. Экологический подход к работе с замещающими семьями в США и Европе // Современная зарубежная психология, 2012. № 3. С. 86–97.

3. Захарова Ж.А. Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи, принявшей на воспитание ребенка из учреждения государственного попечения // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2015. Т. 21. С. 216–220.

4. Махнач А.В., Лактионова А.И., Постылякова Ю.В. Роль ресурсности семьи при отборе кандидатов в замещающие родители // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 1. С. 108–122.

5. Ослон В.Н. Организационная модель психосоциального сопровождения замещающей семьи // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 7. № 2. С. 1–13.

6. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи // Вопросы психологии. 2001. № 4. С. 39–52.

7. Попова И.Н. Актуальные проблемы профессионального сопровождения замещающей семейной заботы // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. № 26. С. 107–111.

8. Ханова Н.А., Аверьянова Н.И., Минаева Н.В., Шипулина И.А., Журавлева Ю.В. Опыт медико-социального сопровождения детей из замещающих семей // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. С. 62–69.

9. Шульга Т.И., Семья Г.В. Особенности сопровождения замещающих семей, воспитывающих детей с ОВЗ: методические рекомендации. М.: ИИУ МГОУ, 2015.

10. Шустова Л.П. Система психолого-педагогического сопровождения замещающих семей // Методист. 2013. № 7. С. 61–63.

11. Ainsworth M.D.S., Bowlby J. An ethological approach to personality development // American Psychologist, 1991. V. 46. № 4. P. 333–341.

12. Brown J.D., Rodger S. Children with disabilities: Problems faced by foster parents // Children and Youth Services Review. 2009. V. 31. P. 40–46.

13. Chaffin M., Hanson R., Saunders B.E., Nichols T., Barnett D., Zeanah Ch., Berliner L., Egeland B., Newman E., Lyon T., LeTourneau E., Miller-Perrin C. Report of the APSAC Task Force on Attachment Therapy, Reactive Attachment Disorder, and Attachment Problems // Child Maltreatment, 2006. V. 11. № 1. P. 76–89.

14. Dozier M., Peloso E., Lindhiem O., Gordon M.K., Manni M., Sepulveda S., Ackerman J., Bernier A., Levine S. Developing evidence based interventions for foster children: An example of a randomized clinical trial with infants and toddlers // Journal of Social Issues, 2006. V. 62. P.767–785.

15. Kaminski J.W., Claussen A.H. Evidence base update for psychosocial treatments for disruptive behaviors in children // Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology. 2017. V. 46. P. 1–23.

16. Muhamedrahimov R.J., Agarkova V.V., Vershnina E.A., Palmov O.I., Nikiforova N. V., McCall R.B., Groark C.J. Behavior problems in children transferred from a socioemotionally depriving institution to St. Petersburg (Russian Federation) families // Infant Mental Health Journal, 2014. V. 35. № 2. P. 111–122.

17. Nelson Ch.A., Fox N.A., Zeanah Ch.H. Romania's Abandoned Children: Deprivation, Brain Development, and the Struggle for Recovery. Cambridge, MA, USA: Harvard University Press, 2014.

18. Nowak C., Heinrichs N.A comprehensive meta-analysis of Triple P-Positive Parenting Program using hierarchical linear modeling: Effectiveness and moderating variables // Clinical Child and Family Psychology Review. 2008. V. 11. P. 114–144.

19. Reber K. Children at Risk for Reactive Attachment Disorder: Assessment, Diagnosis and Treatment // Progress: Family Systems Research and Therapy, 1996. V. 5. P. 83–98.

20. Rutter M., Beckett C., Castle J., Colvert E., Kreppner J., Mehta M., et al. Effects of profound early institutional deprivation: An overview of findings from a UK longitudinal study of Romanian adoptees // Wrobel G., Neil B. (eds.) International advances in adoption research for practice. Chichester, UK: John Wiley & Sons, 2009. P. 147–168.

21. Smyke, A. T., Zeanah, C. H., Fox, N. A., Nelson, C. A., & Guthrie, D. Placement in foster care enhances quality of attachment among young institutionalized children // Child Development, 2010. V. 81. P. 212–223.

22. Stern D.N. The interpersonal world of the infant: A view from psychoanalysis and developmental psychology. NY: Basic Books, 1985.

23. The St. Petersburg–USA Orphanage Research Team. The effects of early social-emotional and relationship experience on the development of young orphanage children // Monographs of the Society for Research in Child Development. 2008. V. 73. №3. Serial № 291. St. Petersburg, Blackwell Publishing Ltd, 2009.

24. Tully L.A., Hunt C. Brief parenting interventions for children at risk of externalizing behavior problems: A systematic review // Journal of Child and Family Study. 2017. V. 25. P. 705–719.

25. Van Ijzendoorn M.H., Juffer F. Adoption as intervention: Meta-analytic evidence for massive catch-up and plasticity in physical, socio-emotional and cognitive development // Journal of Child Psychology and Psychiatry, 2006. V. 47. P. 1228–1245.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх