Дифференциация и организация психологических структур при взаимодействии индивида с новыми предметными областями. Часть I. Свойства аутореплицирующихся структур и их операционализация

 
Код статьиS020595920002984-8-1
DOI10.31857/S020595920002984-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник лаборатории психофизиологии им. В. Б. Швыркова
Аффилиация: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация
Должность: ведущий научный сотрудник лаборатории психофизиологии им. В. Б. Швыркова
Аффилиация: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация
Должность: аспирант
Аффилиация: Государственный академический университет гуманитарных наук
Адрес: Российская Федерация
Должность: Клинический психолог медико-реабилитационного отделения
Аффилиация: Московский НИИ психиатрии
Адрес: Российская Федерация
Должность: Ведущий специалист информационно-аналитического отдела
Аффилиация: Национальный научно-практический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дм. Рогачёва
Адрес: Российская Федерация
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 40 № 1
Страницы15-27
Аннотация

Исследование направлено на решение проблемы существования протоформы психологических структур, формирующихся при взаимодействии индивида с новыми предметными областями. Предполагается, что в процессе онтогенеза индивида на основе генетических предпосылок эволюционно формируется биологически ненаследуемое новообразование – психологическая структура, которая фиксирует информационные модели взаимодействий в определенных институционализированных предметных областях и является универсальной протоформой (ауторепликатором) для образования новых психологических структур (репликантов). Цели исследования – сопоставление траекторий дифференциации психологических структур при приобретении компетенции в двух предметных областях, выявление особенностей психологических структур, прошедших эти траектории, в терминах топологии неоднородной семантической сети (непланарности, безмасштабности/масштабированности, фрактальности), сопоставление траекторий с индивидуально-психологическими характеристиками участников исследования. В исследовании участвовали 158 чел. (118 – популяционная выборка, 40 – пациенты с расстройствами шизофренического спектра). В исследовании использовали методику “Ход шахматного коня”, стратегическую игру двух партнеров в “Крестики-нолики на поле 15×15”, тесты “Пространственная ориентация” и “Ментальные вращения”, опросники “Диагностика мотивационной структуры личности”, “Стиль саморегуляции поведения”.

Ключевые словапсихологическая структура, предметная область, популяционная выборка, расстройства шизофренического спектра, индивидуально-психологические характеристики, неоднородная семантическая сеть, непланарность, самоподобие, ауторепликация, дифференциация.
Источник финансированияИсследование выполнено при поддержке Российского научного фонда (грант РНФ №14-28-00229), Институт психологии РАН.
Получено26.02.2019
Дата публикации26.02.2019
Кол-во символов33001
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Исследование психологических структур (ПС) в системно-эволюционной парадигме [5; 17; 28; 29] предписывает постановку проблемы существования протоформы ПС, формирующихся при вхождении индивида в новые институционализированные предметные области (ИПО) [16; 17]. Решение этой проблемы позволит сформулировать гипотезы о закономерностях формирования, организации, сопоставимости ПС в различных ИПО.
2 Любые эволюционные концепции, как и определение Жизни, используют в качестве базового понятия “репликацию”, т. е. передачу наследуемой информации от предковых форм новым поколениям в популяции, которая происходит с неизбежными ошибками (мутациями) [14; 32]. Репликаторы в эволюционном развитии не сводимы только к генам [32]. Так, в социуме в качестве репликаторов рассматриваются формы коммуникации [15], в культуре – мемы [36; 39], в усвоении языка – модели [6]. Если в процессах репликации генов репликатор и продукт репликации (репликант) морфологически разделены [14], то в других видах репликации, например, в случае аутопоэзиса (“автономных самореферентных образований”), репликатор и репликант могут не разделяться [37]. Такое представление преобразует репликацию в ауторепликацию, продуктом которой является не специфическое морфологическое образование, а целостная организация или жизненный цикл. Поскольку “не существует репликаторов без предшествующей селективной истории” [32, с. 412], то роль процессов (ауто)репликации в эволюции ПС не может быть раскрыта без опоры на постулаты модифицированной селективистской (синтетической) теории эволюции [7;14]. Только в этом варианте эволюционных представлений создание нового может быть описано как дифференциация протоформы на альтернативные траектории развития, на множестве которых происходит отбор [2]. Можно предположить, что в тех случаях, когда протоформа не сохраняется [2] или недоступна для исследования, ее роль в порождении нового может быть реконструирована по сходству альтернативных траекторий дифференциации ПС при вхождении индивида в разные предметные области, а также по характеристикам возможных аттракторов развития уже на ранних стадиях дифференциации. Так как было показано принципиальное сходство методологических установок системно-эволюционной парадигмы и абстрактно-аналитической психологии Я. А. Пономарева, основанное на принятии постулатов селективистской теории эволюции [3], то исследование процессов порождения новых ПС в данной работе будет проведено, исходя из концептуальных положений и эмпирических результатов этих двух парадигм.
3 В исследованиях Пономарева с сотрудниками было разработано представление о структурном новообразовании, фиксирующем информационные модели психологического взаимодействия, которое формируется в онтогенезе до 12 лет, имеет онтологический статус [8; 9; 23–25], “опирается на генетически заложенную потенцию” [26, с. 44]. Достигнутая в онтогенезе сложность организации этого новообразования проявляется в сложности доступных для решения творческих задач, которые предполагают создание нового знания.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 716

Оценка читателей: голосов 0

1. Александров И. О. Формирование структуры индивидуального знания. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2006.

2. Александров И. О., Максимова Н. Е. Процесс дифференциации: содержание концепта и возможности операционализации в психологических исследованиях / Дифференционно-интеграционная теория развития. Кн. 2. М.: Языки славянской культуры, 2014. С. 87–138.

3. Александров И. О. Максимова Н. Е. Эволюционная эпистемология Я. А. Пономарева // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 6. С. 12–23.

4. Александров И. О., Максимова Н. Е. Значение принципа взаимодействия/развития для исследования коммуникации // Образование и развитие личности в современном коммуникативном пространстве: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под общей редакцией И. М. Кыштымовой. Иркутск: Аспринт, 2016. С. 8–16.

5. Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. С. 17–62.

6. Воейкова М. Д. Становление имени: Ранние этапы усвоения детьми именной морфологии русского языка. М.: “Фонд Развития фундаментальных лингвистических исследований”, 2015.

7. Воронцов Н. Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М.: Изд. отдел УНЦ ДО МГУ, Прогресс-Традиция, АБФ, 1999.

8. Галкина Т. В. Исследование центрального звена психологического механизма поведения // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева / Под ред. Д. В. Ушакова. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2006. С. 531–548.

9. Галкина Т. В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2011.

10. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2007.

11. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. СПб.: Питер, 2006.

12. Критская В. П., Мелешко Т. К. Патопсихология шизофрении. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2015.

13. Крылов А. К. Фрактальный анализ активности нейронов и поведения модели / Известия высших учебных заведений. Прикладная нелинейная динамика. 2011. Т. 19. № 6. С. 109–116.

14. Кунин Е. В. Логика случая. О природе и происхождении биологической эволюции. М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2014.

15. Луман Н. Эволюция. М.: Логос, 2005.

16. Максимова Н. Е., Александров И. О. Компоненты психологического взаимодействия и возможность их операционализации // Человек, субъект, личность в современной психологии / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. Материалы конференции. Т. 3. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2013. С. 161–164.

17. Максимова Н. Е., Александров И. О. Возможная траектория эволюционного развития психологии. Ч. II: Организация предметной области психологии // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 2. С. 5–18.

18. Максимова Н. Е., Александров И. О., Заварнова Ю. А. К обоснованию конструкта “оперирование абстракциями” // Шестая Международная конференция по когнитивной науке, Калининград, 23–27 июня 2014 г. Калининград, 2014. С. 115–117.

19. Максимова Н. Е., Александров И. О., Заварнова Ю. А., Свиридов В. С. Формальное описание семантики решения задач методики “Ход шахматного коня” // Нелинейная динамика в когнитивных исследованиях NDKI-2017. Труды V Всероссийской конференции. Нижний Новгород. ИПФ РАН. 2017. С. 135–138.

20. Мильман В. Э. Мотивация творчества и роста: структура. Диагностика. Развитие. М.: Мирея и K°, 2005.

21. Моросанова В. И. Опросник “Стиль саморегуляции поведения” (ССПМ): Руководство. М.: Когито-Центр, 2004.

22. Осипов Г. С. Приобретение знаний интеллектуальными системами.М.: Наука, 1997.

23. Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. М.: Просвещение, 1967.

24. Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.

25. Пономарев Я. А. Перспективы психологии творчества // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева / Под ред. Д. В. Ушакова. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2006. С. 145–276.

26. Пономарев Я. А., Пастернак Н. А. Влияние способности действовать “в уме” на данные психологического тестирования // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 6. С. 43–54.

27. Харари Ф. Теория графов. М.: Мир, 1973.

28. Швырков В. Б. Системно-эволюционный подход к изучению мозга, психики, сознания // Психологический журнал. 1988. Т. 9. № 1. С. 132–148.

29. Alexandrov Yu.I., Grechenko T. N., Gavrilov V. V., Gorkin A. G., Shevchenko D. G., Grinchenko Yu.V., Aleksandrov I. O., Maksimova N. E., Bezdenezhnykh B. N., Bodunov M. V. Formation and realization of individual experience // Neurosci. and Behav. Physiol. 1997. V. 27. № 4. P. 441–454.

30. Balu D. T., Lucki I. Adult hippocampal neurogenesis: regulation, functional implications, and contribution to disease pathology // Neurosci. Biobehav. Rev. 2009. V. 33(3). P. 232–252.

31. Barabasi A.-L. The architecture of Complexity // IEEE Contr. Syst. 2007. 27: 4. Р. 33–42.

32. Godfrey-Smith P. The replicator in retrospect // Biology and Philosophy. 2000. V. 15. P. 403–423.

33. Grebogi C., Ott E., Yorke J. A. Chaos, Strange Attractors, and Fractal Basin Boundaries in Nonlinear Dynamics // Science. New Series. 1987. Vol. 238. No. 4827. P. 632–638.

34. Hegarty M., Kozhevnikov M., Waller D. Perspective Taking / Spatial Orientation Test. University of California, Santa Barbara. 2008.

35. Hill S. K., Harris M. S., Herbener E. S., Pavuluri M., Sweeney J. A. Neurocognitive allied phenotypes for schizophrenia and bipolar disorder // Schizophrenia Bulletin. 2008. V. 34. № 4. P. 743–759.

36. McNamara A. Can we measure memes? // Frontiers in Evolutionary Neuroscience. 2011. V. 3. P. 1–7.

37. Maturana U. Varela F. Autopoiesis and cognition // Boston studies in the philosophy of science. V. 42. Dordrecht, Boston: Reidel Publishing Company. 1980.

38. Newman M. E. J. Power laws, Pareto distributions and Zipf’s law // Contemporary physics. 2005. 46 (5). P. 323–351.

39. O’Brien M., Lyman R. L., Mesoudi A., VanPool T. L. Cultural traits as units of analysis // Phil. Trans. R. Soc. B. 2010. V. 365. P. 3797–3806.

40. Peters M., Laeng B., Latham K., Jackson M., Zaiynova R., Richardson. A Redrawn Vandenberg and Kuse mental rotations test: different versions and factors that affect performance // Brain and cognition. 1995. V. 28. P. 39–58.

41. Rozenfeld H. D., Gallos L. K., Song C., Makse H. A. Fractal and transfractal scale-free networks // Meyers R. (Ed.) Encyclopedia of complexity and systems science. Springer. New York: 2009. P. 3924–3943.

42. Schoenfeld T. J. Cameron H. A. Adult neurogenesis and mental illness // Neuropsychopharmacology. 2015. V. 40 (1). P. 113–128.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх