К новой психологической теории способностей и одаренности

 
Код статьиS020595920002981-5-1
DOI10.31857/S020595920002981-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры общей и экспериментальной психологии департамента психологии факультета социальных наук
Аффилиация: Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 40 № 2
Страницы15-26
Аннотация

На основе анализа научных работ классиков отечественной психологии и эмпирических материалов, полученных автором и его учениками, предлагается теоретическое описание понятий “способности” и “одаренность”. Предложен подход, согласно которому способности конкретного человека (как индивидуальности) должны рассматриваться одновременно в трех измерениях: природном, субъектно-деятельностном и личностном. Подчеркнуто, что процесс формирования и развития способностей в каждом измерении имеет неравномерный и гетерохронный характер. Разрабатываемое понятие “способности” реализует принцип психофизического единства в отношении строения и функции. Он заключается в том, что способности индивида рассматриваются как свойства функциональных физиологических систем, реализующих конкретные психические функции. Показано, что развитие способностей идет на определенной природной основе (способности индивида), достраиваясь интеллектуальными операциями и способами их реализации (способности субъекта деятельности) и находясь под контролем и направляющим воздействием мотивации и нравственных качеств (способности личности). На основе авторского понимания способностей дается содержательное определение “одаренности”, которая рассматривается как функциональное метасистемное качество субъекта деятельности, как интегральное проявление способностей, направленное на достижение результата конкретной деятельности, имеющее индивидуальную меру выраженности. Раскрывается системогенез одаренности и механизмы интеграции. 

Ключевые слова способности, структура способностей и одаренности, функциональная система, системообразующие факторы, интеллектуальные операции, духовное состояние, мера выраженности способностей и одаренности.
Источник финансированияПубликация подготовлена при поддержке РФФИ по научному проекту № 17-06-00917 “Способность к продуцированию мысли в континууме ментального развития человека”
Получено12.03.2019
Дата публикации25.03.2019
Кол-во символов33571
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
2 В экспериментальном (эмпирическом) плане способности стали изучаться со второй половины XIX века. Поворотным моментом в исследовании способностей стали работы Кэттелла (Cattell), который предложил в 1890 году определять интеллектуальную физиономию индивида при помощи целого ряда опытов, названных им “умственными текстами” (mental test) и статьи Бине и Анри (1896), помещенной в Annee psychologigue, относительно индивидуальной психологии. Большую роль сыграла публикация Бине и Симона “Метрическая шкала одаренности”, заложившая основы тестологии. С этого момента число новых тестов стало расти в геометрической прогрессии.
3 Подводя итог данному периоду исследований по психологии способностей, известный швейцарский психолог Эд. Клапаред в 1923 году, пробуя дать определение способностей, отмечал сложность этой задачи. В наиболее общей форме, отмечал он, способность можно определить как всякое психологическое или физическое свойство индивида, взятое под углом зрения его практического применения (реализации). Однако при таком определении, отмечал Клапаред, способность оказывается очень широким понятием, затрагивающим все психические явления 13. Стараясь уточнить это общее определение, Клапаред выделил в понятии “способности” следующие четыре существенных элемента:
4
  • идею практического применения;
  • идею индивидуальной дифференциации (своеобразия);
  • раздельность способностей и навыков;
  • идею природного предрасположения 13, с. 12–16.
5 В отечественной психологии к проблеме определения понятия способности обращается Б.М. Теплов. Он также выделил четыре признака, входящие в понятие “способности” при употреблении его в практически разумном контексте:
6 1. Это свойства, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
7 2. Это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
8 3. Понятие “способность” не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
9 4. Способности по существу дела не могут быть врожденными. “Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности... Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности”1 25, с. 20. 1. В большинстве работ ссылаются на три первые признака способностей. Но основная дискуссия идет по вопросу о “врожденности” способностей (задатках), которые мы отнесли к четвертому признаку.
10 Сравнение признаков способностей, приводимых Клапаредом и Тепловым, показывает, что они близки по трем позициям. Принципиальные расхождения наблюдаются только в отношении врожденности или приобретенности способностей. Но это принципиальное расхождение.
11 Отметим также, что сам Б.М. Теплов в статье “Способности и одаренность” писал: “Я не предлагаю дать общую теорию одаренности, не предлагаю даже развить какую-либо гипотезу, о том, какова должна быть такая теория. В настоящее время это еще не исполнимо. Общая теория должна создаваться в результате большой работы по изучению конкретных фактов и частных закономерностей” 27, с. 15.

Цена публикации: 0

Всего подписок: 2, всего просмотров: 4579

Оценка читателей: голосов 0

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.

2. Артемьева Т.И. Психология способностей: личностный аспект // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 3. С. 46–55.

3. Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности (основные современные концепции творчества и одаренности) / Под ред. Д.Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997.

4. Бергсон А. Два источника морали и религии. М.: Канон, 1994.

5. Богоявленская Д.Б. О предмете и методах исследования творческих способностей психологический журнал // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 5. С. 49–58.

6. Васильев И.А., Митина О.В., Кабанов В.В. Влияние различных типов мотивации и самоуправления личности на продуктивность мыслительной деятельности // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 4. С. 38–49.

7. Воронин А.Н. Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2004.

8. Воронин А.Н. Психология дискурсивных способностей: вектор развития // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 3. С. 113–123.

9. Дружинин В.Н. Когнитивные способности. Структура, диагностика, развития. М.: Пер Сэ; СПб.: Иматон-М, 2001.

10. Дружинин В.Н. Ситуационный подход к психологической диагностике способностей // Психологический журнал. 1991. Т. 12. № 2. С. 94–105.

11. Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное исследование формирующего влияния среды на креативность // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 4. С. 83–93.

12. Ильин Е.П. Проблемы способностей: два подхода к ее решению // Психологический журнал. 1987. Т. 8. № 2. С. 23–31.

13. Клапаред Эд. Как определить умственные способности школьника. Л.: Сеятель, 1927.

14. Корнилов С.А., Григоренко Е.Л. Методический комплекс диагностики академических, творческих и практических способностей // Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 2. С. 90–103.

15. Корнилова Т.В. Интеллектуально-личностный потенциал человека в условиях неопределенности и риска. СПб.: Нестор-История, 2016.

16. Корнилова Т.В., Новикова М.А. Самооценка интеллекта в структуре интеллектуально-личностного потенциала человека // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 2. С. 25–35.

17. Ларионова Л.И. Культурно-психологические факторы развития интеллектуальной одаренности М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2011.

18. Личные и когнитивные аспекты саморегуляции деятельности человека / Под ред. В.И. Моросановой. М.: Психологический институт РАО, 2006.

19. Панов В. И. Одаренность и одаренные дети: экопсихологический подход. М.: РУДН, 2005. 300 с.

20. Рабочая концепция одаренности (кол. авторов). М.: Магистр, 1998.

21. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: АН СССР, 1958.

22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946.

23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999.

24. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. М.: Гос. уч.-пед. изд., 1935.

25. Рубинштейн С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. 1960. № 3.

26. Русалов В.М., Наумова Е.Р. О связи общих способностей с “интеллектуальными” шкалами темперамента // Психологический журнал. 1999. Т. 20, № 1. С. 70–77.

27. Теплов Б.М. Избранные труды. В двух томах. М.: Педагогика, 1985. Т. 1.

28. Ушаков Д.В. Интеллект: структурно-динамическая теория. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2003.

29. Холодная М.А. Когнитивные стили и интеллектуальные способности // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 3. С. 84–93.

30. Холодная М.А. Психологический статус когнитивных стилей: предпочтения или другие способности // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 1. С. 61–69.

31. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.: Барс; Томск: Изд-во Томского ун-та, 1997.

32. Холодная М.А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2012.

33. Чумакова М.А. Личностная регуляция рационального выбора: развитие идеи единства интеллекта и аффекта // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 3. С. 119–125.

34. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. М.: Аспект-Пресс, 2007.

35. Шадриков В.Д. Психология деятельности человека. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2013.

36. Шадриков В.Д., Черемошкина Л.В. Мнемические способности: развитие и диагностика. М.: Педагогика, 1990.

37. Шкаликов В.Л. Психологический анализ деятельности электросварщиков в целях производственного обучения // Проблемы индустриальной психологии / Под ред. В.Д. Шадрикова. Ярославль, 1977.

38. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004.

39. Юркевич В.С. Одаренный ребенок. М.: Просвещение, 1996.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх