Pavel Florensky — Priest, Philosopher, and Scientist

 
PIIS0032874X0000262-7-1
DOI10.31857/S0032874X0000262-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Gubkin Russian State University of Oil and Gas
Address: Moscow, Russia
Journal namePriroda
EditionIssue №7
Pages80-91
Abstract

From time immemorial, people aggregate in the  temples and  churches the  things they  considered as  most  expensive. In  monasteries, including in  the Trinity Lavra of  St. Sergius, countless treasures have been accumulated. The decree   on  the nationalization of  church property made all this practically under abeyance, doomed to  disappear. However,     in 1918, the Commission for the Protection of Monuments of  Art and Antiquities of  the Trinity Lavra of  St. Sergius  was established. Its activity results in the organization of the Museum of Historical and Artistic Treasures of the Lavra.  A priest Pavel Florensky was responsible for the sacristy collection. The sacristy collection was accompanied by descriptions with the use of ancient Russian terms. Pavel Florensky knew the mineralogy, and began to determine the precious stones in the salaries of icons and to compare them with the ancient names. His records of the definition of stones, as  well as  extracts from the ancient texts, have survived. We  offer our readers a  transcript of  fragments of  these manuscripts.

 

Keywordsancient names of precious stones, Trinity Lavra of St. Sergius, nationalization of church property
Received27.08.2018
Publication date07.09.2018
Number of characters13894
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

Павел Флоренский принадлежит к тому историческому типу людей, кого можно назвать энциклопедистами, имея в виду не французских мыслителей XVIIIв., а в буквальном смысле слова — деятелей, внесших вклад в различные области науки и культуры. Такими были Леонардо да Винчи, Вольфганг Гёте, Михаил Ломоносов.

 

2

Во все времена все народы влекло к камням, и прежде всего к драгоценным и полудрагоценным. Им приписывали магическую силу, их использовали в качестве украшений и символов власти. Главное призвание драгоценных камней — посвящение высшим силам, будь то у язычников, буддистов или представителей авраамических религий. Издревле наши предки украшали ценными камнями иконы — «окна в горний мир», как называл их ученый, мыслитель, священник Павел Флоренский. Большой знаток геологии и лингвистики, он посвятил оригинальное исследование камням, украшавшим иконы в ризнице Троице-Сергиевой лавры. Будучи членом Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, он имел и сугубую цель: описать сокровища и таким образом сохранить хотя бы память о них для потомков. В те времена над Лаврой, как и над многими другими храмами и монастырями, нависла угроза уничтожения. Увы, работа по исследованию и описанию камней, украшавших иконы, не была завершена. Но направление поиска ученого и мыслителя представляет большой исторический и научный интерес.

3
рис_1._ФЛОРЕНСКИЙ

П.А.Флоренский (1882–1937). Художник Н.Н.Вышеславцев

4

Русские революции 1917 г. Флоренский встретил в Сергиевом Посаде, где жил с семьей, преподавал в Московской духовной академии (МДА), служил в церкви Красного Креста, был редактором «Богословского вестника».

5

Февральская революция и отречение государя от престола 21 февраля обрушили Россию, но немногие тогда воспринимали происшедшее как необратимую роковую трагедию. Так ее осознавал профессор МДА священник Павел Флоренский. «Это надолго», — сказал он еще зимой 1917 г.

6

Новый порядок, установившийся к концу того же года, одним из главных принципов провозгласил: «Бога нет», а это означало, что нет и главного хозяина у всего того, что столетия собирала и хранила Церковь. Ведь два века назад, в 1721 г., после низложения Петром Iпатриарха сам император стал главой Церкви и властелином ее сокровищ. Но император отрекся… и 20 января 1918 г. был издан декрет об отделении церкви от государства и национализации ее имущества. Теперь все, принадлежавшее церкви, стало достоянием народа и оказалось бесхозным, как и вся государственная собственность.

7

Обстановка в Сергиевом Посаде сложилась своеобразная. Сюда бежали представители творческой интеллигенции и аристократии, надеясь, что близость к Преподобному Сергию сохранит их от гибели. И произошло одно из самых удиви тельных и невероятных событий начала нашей революционной истории: сам Преподобный Сергий стал искать защиты, а его дом — Троице-Сергиеву лавру — самоотверженно взяли под защиту члены Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. Большинство этих людей позже приняли мученическую кончину1.

1. История закрытия Троице-Сергиевой лавры и сохранения ее культурно-исторических ценностей описана в работах игумена Андроника (Трубачева), главная из которых — «Путь к Богу. Личность, жизнь и творчество священника Павла Флоренского» (Сергиев Посад, 2016). История закрытия Троице-Сергиевой лавры и сохранения ее культурно-исторических ценностей описана в работах игумена Андроника (Трубачева), главная из которых — «Путь к Богу. Личность, жизнь и творчество священника Павла Флоренского» (Сергиев Посад, 2016).

views: 1394

Readers community rating: votes 0

(Заметки_о_камнях_на_окладах_иконных.docx, 124 Kb) [Download]

(Выписки_из_источников_и_наблюдения_над_камнями_в_окладах_икон_ризницы_Тр[оице]-Серг[иевой]_лавры.doc, 366 Kb) [Download]

Система Orphus

Loading...
Up