Павел Флоренский — священник, мыслитель, ученый

 
Код статьиS0032874X0000262-7-1
DOI10.31857/S0032874X0000262-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М.Губкина
Адрес: Москва, Россия
Название журналаПрирода
ВыпускВыпуск №7
Страницы80-91
Аннотация

Спокон веков люди собирали в храмах то, что они считали самым дорогим. В монастырях, в том числе и в Троице-Сергиевой лавре, накопились несметные сокровища. Декрет о национализации церковного имущества сделал все это практически бесхозным, обреченным на исчезновение. Однако в 1918 г. была создана Комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, благодаря которой был организован музей историко-художественных ценностей Лавры. Ответственным за ризницу, в которой находилась большая часть сокровищ, назначили священника Павла Флоренского. Собрание ризницы сопровождалось описаниями с употреблением древнерусских терминов. Зная минералогию, он стал определять драгоценные камни в окладах икон и сопоставлять их с древними названиями. Сохранились его записи определения камней, а также выписки из древних текстов. Мы предлагаем читателям расшифровку фрагментов этих рукописей.

Ключевые словадревние названия драгоценных камней, Троице-Сергиева лавра, национализация церковного имущества
Получено27.08.2018
Дата публикации07.09.2018
Кол-во символов13894
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Павел Флоренский принадлежит к тому историческому типу людей, кого можно назвать энциклопедистами, имея в виду не французских мыслителей XVIIIв., а в буквальном смысле слова — деятелей, внесших вклад в различные области науки и культуры. Такими были Леонардо да Винчи, Вольфганг Гёте, Михаил Ломоносов.

 

2

Во все времена все народы влекло к камням, и прежде всего к драгоценным и полудрагоценным. Им приписывали магическую силу, их использовали в качестве украшений и символов власти. Главное призвание драгоценных камней — посвящение высшим силам, будь то у язычников, буддистов или представителей авраамических религий. Издревле наши предки украшали ценными камнями иконы — «окна в горний мир», как называл их ученый, мыслитель, священник Павел Флоренский. Большой знаток геологии и лингвистики, он посвятил оригинальное исследование камням, украшавшим иконы в ризнице Троице-Сергиевой лавры. Будучи членом Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, он имел и сугубую цель: описать сокровища и таким образом сохранить хотя бы память о них для потомков. В те времена над Лаврой, как и над многими другими храмами и монастырями, нависла угроза уничтожения. Увы, работа по исследованию и описанию камней, украшавших иконы, не была завершена. Но направление поиска ученого и мыслителя представляет большой исторический и научный интерес.

3
рис_1._ФЛОРЕНСКИЙ

П.А.Флоренский (1882–1937). Художник Н.Н.Вышеславцев

4

Русские революции 1917 г. Флоренский встретил в Сергиевом Посаде, где жил с семьей, преподавал в Московской духовной академии (МДА), служил в церкви Красного Креста, был редактором «Богословского вестника».

5

Февральская революция и отречение государя от престола 21 февраля обрушили Россию, но немногие тогда воспринимали происшедшее как необратимую роковую трагедию. Так ее осознавал профессор МДА священник Павел Флоренский. «Это надолго», — сказал он еще зимой 1917 г.

6

Новый порядок, установившийся к концу того же года, одним из главных принципов провозгласил: «Бога нет», а это означало, что нет и главного хозяина у всего того, что столетия собирала и хранила Церковь. Ведь два века назад, в 1721 г., после низложения Петром Iпатриарха сам император стал главой Церкви и властелином ее сокровищ. Но император отрекся… и 20 января 1918 г. был издан декрет об отделении церкви от государства и национализации ее имущества. Теперь все, принадлежавшее церкви, стало достоянием народа и оказалось бесхозным, как и вся государственная собственность.

7

Обстановка в Сергиевом Посаде сложилась своеобразная. Сюда бежали представители творческой интеллигенции и аристократии, надеясь, что близость к Преподобному Сергию сохранит их от гибели. И произошло одно из самых удиви тельных и невероятных событий начала нашей революционной истории: сам Преподобный Сергий стал искать защиты, а его дом — Троице-Сергиеву лавру — самоотверженно взяли под защиту члены Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. Большинство этих людей позже приняли мученическую кончину1.

1. История закрытия Троице-Сергиевой лавры и сохранения ее культурно-исторических ценностей описана в работах игумена Андроника (Трубачева), главная из которых — «Путь к Богу. Личность, жизнь и творчество священника Павла Флоренского» (Сергиев Посад, 2016). История закрытия Троице-Сергиевой лавры и сохранения ее культурно-исторических ценностей описана в работах игумена Андроника (Трубачева), главная из которых — «Путь к Богу. Личность, жизнь и творчество священника Павла Флоренского» (Сергиев Посад, 2016).

всего просмотров: 1596

Оценка читателей: голосов 0

Заметки о камнях на окладах иконных (Заметки_о_камнях_на_окладах_иконных.docx, 124 Kb) [Скачать]

Выписки из источников и наблюдения над камнями в окладах икон ризницы Тр[оице]-Серг[иевой] лавры (Выписки_из_источников_и_наблюдения_над_камнями_в_окладах_икон_ризницы_Тр[оице]-Серг[иевой]_лавры.doc, 366 Kb) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх