Китайский опыт продвижения норм и ценностей путем регулирования социальных медиа

 
Код статьиS013128120019294-4-1
DOI10.31857/S013128120019294-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший преподаватель кафедры теории и истории международных отношений
Аффилиация: Российский университет дружбы народов
Адрес: Российская Федерация, 117198, Москва, Миклухо-Маклая, 6
Название журналаПроблемы Дальнего Востока
ВыпускВыпуск №2
Страницы97-110
Аннотация

С начала пандемии COVID-19 и применения практики локдаунов для предотвращения новых вспышек заболеваемости во многих странах стало активнее использоваться интернет-пространство, дополнительный толчок к развитию получили различные информационные технологии, сервисы, заметно повысилась роль блогеров в создании и продвижении новостного, образовательного и life-style контента. КНР не стала исключением: начиная с 2005 г. блоггинг в стране активно развивается параллельно с системой цензурирования и модерирования контента.

В рамках данного исследования автор на примере китайских лидеров мнений (инфлюенсеров) в интернет-пространстве анализирует регулирование социальных медиа в контексте продвижения определенных норм и ценностей. В работе выделяются и рассматриваются основные факторы (технологический и экономический), влияющие на развитие блогосферы в Китае, определяются ведущие блогеры на наиболее популярных платформах, анализируются основные нормативные акты и нарушения со стороны лидеров мнений, а также технологические инновации в регулировании социальных медиа.

Целью исследования является выявление роли инфлюенсеров в КНР в процессе продвижения норм и ценностей и особенностей регулирования социальных медиа. В качестве основных ценностных ориентиров рассматриваются «сердцевинные социалистические ценностные воззрения», провозглашенные в 2012 г., а возможность ретрансляции данных установок опирается на теорию двухступенчатого потока информации Э. Каца, где первичным потоком информации выступает, по мнению автора, государство или СМИ, а лидером общественного мнения — ведущие блогеры.

 

В результате автор приходит к выводу, что в ходе директивного регулирования социальных медиа прослеживается продвижение определенных ценностных ориентиров в несколько расширенной версии, включая визуальное содержание контента. Продвигаются преимущественно общественные и индивидуальные ценности, а также внедряются инновационные технологии, позволяющие косвенно влиять на формирование общественного мнения.

Ключевые словаБлоггинг, инфлюенсеры, социальные медиа, китайские социальные сети, Douyin, Китай
Источник финансированияПубликация подготовлена в рамках Исследовательского проекта РФФИ-ЭИСИ. 21-011-31812 опн, «Имитационное моделирование распространения социальных норм и ценностей: глобальные коммуникации VS информационный суверенитет РФ».
Получено20.01.2022
Дата публикации19.04.2022
Кол-во символов30871
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 3, всего просмотров: 1001

Оценка читателей: голосов 0

1. Афонина Л.А. Система партийной пропаганды в Китае // Новая эпоха: Китай после XIX съезда КПК: Материалы ежегодной научной конференции Центра политических исследований и прогнозов ИДВ РАН, Москва, 14–16 марта 2018 года. М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Дальнего Востока Российской академии наук, 2018.

2. Ибрагимова Г.Р. Стратегия КНР в киберпространстве: вопросы управления интернетом и обеспечения информационной безопасности // Индекс безопасности. 2013. Т. 19. № 1(104).

3. Лексютина Я.В. Политика китайского руководства в вопросах контроля и регулирования Интернета // Общество и государство в Китае. 2015. Т. 45. № 1.

4. Ломанов А.В. Общий знаменатель нации // Россия в глобальной политике. 2015. № 5. URL: https://globalaffairs.ru/articles/obshhij-znamenatel-naczii/ (дата обращения: 01.12.2021).

5. Трощинский П.В. Цифровой Китай до и в период коронавируса: особенности нормативно-правового регулирования // Право и цифровая экономика. 2021. № 1(11). DOI: 10.17803/2618–8198.2021.11.1.044–058

6. Трощинский П.В., Молотников А.Е. Особенности нормативно-правового регулирования цифровой экономики и цифровых технологий в Китае // Правоведение. 2019. Т. 63. № 2. DOI: 10.21638/spbu25.2019.207

7. Katz E. The Two-Step Flow of Communication: An Up-To-Date Report on an Hypothesis // The Public Opinion Quarterly. 1957. Vol. 21 (1).

8. KisselT.K. License to Blog: Internet Regulation in the People's Republic of China // Indiana International & Comparative Law Review. 2007. Vol. 17(1).

9. Kurt D.H. & de Seta G. Through the Looking Glass: Twenty Years of Chinese Internet Research // The Information Society. 2015. Vol. 31(1). DOI: 10.1080/01972243.2014.976688

10. MacKinnon R. Flatter world and thicker walls? Blogs, censorship and civic discourse in China // Public Choice. 2008. No. 134. DOI: 10.1007/s11127–007–9199–0

11. Poell T., Nieborg D.B., Duffy E.B. Platforms and Cultural Production. United Kingdom: Polity Press, 2021.

12. Repnikova M., Fang K. Digital Media Experiments in China: “Revolutionizing” Persuasion under Xi Jinping // The China Quarterly. 2019. Vol. 239. DOI: 10.1017/S0305741019000316

13. Zhao Y., Kou G., Peng Y., Chen Y. Understanding influence power of opinion leaders in e-commerce networks // Information Sciences. 2018. Vol. 426. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ins.2017.10.031

14. 微博客信息服务管理规定(Положения управления информационными услугами микроблога) //中华人民共和国国家互联网信息办公室. 02.02.2018. URL: http://www.cac.gov.cn/2018–02/02/c_1122358726.htm (дата обращения: 10.12.21).

15. 第47次《中国互联网络发展状况统计报告》(全文)(47 й «Статистический отчет о развитии Интернета КНР») // 中华人民共和国国家互联网信息办公室. 03.02.2021. URL: http://www.cac.gov.cn/2021–02/03/c_1613923423079314.htm (дата обращения: 20.12.2021).

16. 互联网传媒直播电商行业:风口正盛,未来去往何方?(Интернет СМИ. Стримминговые продажи: Расцвет тренда и его будущее) // Tianfeng Securities Co. 16.09.2021.URL: https://pdf.dfcfw.com/pdf/H3_AP202109161516581932_1.pdf?1632336054000.pdf (дата обращения: 29.12.2021).

17. 国家互联网信息办公室关于《互联网信息服务算法推荐管理规定(征求意见稿)》公开征求意见的通知(Положения об управлении рекомендациями алгоритмов информационных служб Интернета (проект запроса комментариев)) // 中华人民共和国国家互联网信息办公室. 27.08.2021. URL: http://www.cac.gov.cn/2021–08/27/c_1631652502874117.htm (дата обращения: 08.12.2021).

18. 国家广播电视总局办公厅关于进一步加强 文艺节目及其人员管理的通知 (Уведомление Канцелярии Государственного управления по делам телевидения и радиовещания КНР о дальнейшем усилении управления культурными программами и их персоналом) // 国家广播电视总局. 02.09.2021. URL: http://www.nrta.gov.cn/art/2021/9/2/art_113_57756.html (дата обращения: 09.12.2021).

19. 关于进一步加强娱乐明星网上信息规范相关工作的通知 (Уведомление о дальнейшем усилении работы, связанной с регулированием онлайн-информации для звезд индустрии развлечений) // 中华人民共和国国家互联网信息办公室. 23.11.2021. URL: http://www.cac.gov.cn/2021–11/22/c_1639177815325970.htm (дата обращения: 10.12.2021).

20. 迈向万亿市场的直播电商 (Навстречу триллионному рынку стриминговой коммерции) // KPMG. 2020. URL: https://home.kpmg/cn/zh/home/insights/2020/10/live-streaming-e-commerce-towards-trillion-market.html (дата обращения: 20.12.2021).

21. 网络短视频内容审核标准细则(2021)(Подробные правила по проверке стандартов содержания коротких видео в Интернете) // 国家广播电视总局. 15.12.2021. URL: http://www.nrta.gov.cn/art/2021/12/15/art_113_58926.html?fbclid=IwAR0wQvCBXoK2-O91vLP6PH-qUzUdVsgzMGNekLEz_Vnc_hxzz6E4fji_AJE (дата обращения: 10.12.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх