Государственная программа КНР по противодействию климатическим изменениям

 
Код статьиS013128120015427-0-1
DOI10.31857/S013128120015427-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший научный сотрудник ЦСЭИК, ученый секретарь диссертационного совета ИДВ РАН
Аффилиация: Институт Дальнего Востока Российской академии наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПроблемы Дальнего Востока
ВыпускВыпуск №3
Страницы72-84
Аннотация

После пандемии COVID-19 самой сложной и потенциально наиболее опасной экологической проблемой в XXI веке стал климат-кризис, который выражается в росте средней годовой температуры, частоте и интенсивности экстремальных природно-климатических явлений: засух, наводнений, смерчей, резких оттепелей, заморозков, таянии ледников и т.д. Все эти явления наносят значительный ущерб природе, человеку и экономике. Климатические изменения связываются с усилением «парникового эффекта» —суммарного роста концентрации парниковых газов в атмосфере в результате хозяйственной деятельности человека, промышленных, транспортных, сельскохозяйственных выбросов, сведения лесов и деградации земель.

Несмотря на то, что причины происхождения пандемии COVID-19 и климатических изменений пока остаются невыясненными, а предлагаемые гипотезы никем не доказаны, мировое сообщество обвиняет КНР в экологической недобросовестности. В силу сложившихся исторических обстоятельств, Китай действительно является крупнейшим производителем парниковых газов. На его долю приходится около 30% всех мировых выбросов — вдвое больше, чем у США, он загрязняет воздух больше, чем все европейские страны вместе взятые, а за последние 20 лет выбросы CO2 росли в шесть раз быстрее, чем в остальном мире. Доля страны в мировом объёме выбросов парниковых газов существенно выше доли в мировом ВВП (около 19,35%), это означает, что у неё «сильный углеродный след» и требуются особенные усилия по его сокращению.

В статье предпринята попытка проанализировать новый этап строительства «экологической цивилизации» КНР — разработку национальной климатической программы для достижения нулевого углеродного следа к 2060 г. Программа 14-й пятилетки (2021-2025 гг.) и основные направления развития КНР до 2035 г. содержат комплекс мер, которые должны помочь выполнению обязательств, принятых на Парижской конференции по климату в 2015 г. Кардинально решить экологические проблемы КНР намерена к 2035 г. — эта задача была поставлена на состоявшемся в октябре 2017 г. XIX съезде Компартии Китая: «С 2020 по 2035 год за 15 лет упорной борьбы… коренным образом улучшится экология», — пообещал Генеральный секретарь ЦК КПК, председатель КНР Си Цзиньпин. В целях защиты экологии он потребовал «ужесточить стандарты по выбросам загрязняющих веществ», призвал «создать диверсифицированный механизм компенсации экологического ущерба на основании рыночных принципов» — тем самым расходы на восстановление окружающей среды переложены с плеч государства на экологически неблагополучные предприятия. На открытии 4-й сессии ВСНП 13-го созыва 5 марта 2021 г. Си Цзиньпин заявил, что «Китай готов запустить новый процесс глобального управления климатом и биоразнообразием и содействовать построению сообщества единой судьбы на Земле».

Ключевые словаКитай; экология; зеленые финансы; климат-кризис; 14-й пятилетний план; инновационные технологии; Шелковый путь
Получено13.06.2021
Дата публикации23.06.2021
Кол-во символов32797
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 1, всего просмотров: 1050

Оценка читателей: голосов 0

1.  Делягин, Михаил, Шеянов, Вячеслав. Империя в прыжке. Китай изнутри. Как и для чего «Алеет Восток». Главное событие XXI века. Возможности и риски для России. М.: Книжный мир, 2015.

2. Доклад о выполнении плана экономического и социального развития за 2020 год и проекте плана экономического и социального развития на 2021 год. URL:http://russian.news.cn/2021–03/16/c_139814098.htm (дата обращения: 18.03.2021).

3. Доклад о работе правительства. URL:http://russian.news.cn/2021–03/15/c_139812271.htm (дата обращения: 15.03.2021).

4. Доклад об исполнении центрального и местных бюджетов за 2020 год и проекте центрального и местных бюджетов на 2021 год. URL:http://russian.news.cn/2021–03/16/c_139814110.htm (дата обращения: 16.03.2021).

5. Катасонов В. Перераспределяем мировое богатство с помощью климатической политики // М. Русское экономическое общество имени С.Ф. Шарапова. 2021.

6. Клаус Шваб, Тьерри Маллере. «COVID-19: Великая перезагрузка» Всемирный Экономический Форум. 2020.URL:https://www.litlib.net/bk/135579/read (дата обращения: 15.02.2021).

7. Кранина Е.И. Стратегия «зеленого развития Китая» // Проблемы Дальнего Востока. 2020.№ 2.

8. Кранина Е.И. Экологические инновации Китая: основные направления развития // Экономика КНР в годы 13-й пятилетки (2016–2020) /Рос. акад. наук, Ин-т Дальнего Востока; сост. П.Б. Каменнов; отв. ред. А.В. Островский.М.: ИДВРАН, 2020.

9. Лю Чаньцзюнь. Трансформировать сотрудничество в управлении климатом// Китай. 2021. № 1 (183) январь. URL: https://russiannews.cn/2020–12/13. (дата обращения: 18.04.2021).

10. Фурсов А.И. (в соавт.). Стратегия «большого рывка». М.: Алгоритм, 2014.

11. Фэн, Шелли. Заменит ли нас искусственный интеллект? /Шелли Фэн. (Пер. с англ. Натальи Рыбалко и Анастасии Суслопаровой). М.: Ад Маргинем Пресс, ABCdesign, 2019. (The Big Idea).

12. Экологическое законодательство КНР: сборник документов об изменении климата и Государственных стандартов в сфере выбросов парниковых газов // Российско-китайский экологический совет. Москва: Прогресс. 2020.

13. Экологическое законодательство КНР: сборник законов и документов // Российско-Китайский экологический совет (авт. вступ. ст. О. Дерипаска, Чжао Инминь). Москва: Прогресс. 2018.

14. Экологическое законодательство КНР: сборник законов и нормативных актов в области сбора, хранения и переработки твердых и опасных отходов // Российско-Китайский экологический совет. Москва: Прогресс. 2019.

15. CAFS Research Group. (2018). ‘Selecting Appropriate Opportunities to Levy Carbon Tax While Actively Promoting Carbon Emissions Trading’. Public Finance Research. 2018(04).

16. Jeremy Rifkin. The Green New Deal: Why the Fossil Fuel Civilization Will Collapse by 2028 and the Bold Economic Plan to Save Life on Earth St. Martin’s Press, 2019.

17. Lü Hao, An Yunfei, Sun Tingting. (2018). ‘Influence of Carbon Tax on Enterprises' Production and Emission Reduction from the Perspective of Learning Effect’. Science and Technology Management Research. 38(19).

18. National Bureau of Statistics of China2021–02–28.

19. Tsai Wen Hsien (2020). ‘Carbon Emission Reduction—Carbon Tax, Carbon Trading, and Carbon Offset’. Energies, 13(22).

20. URL:http://www.stats.gov.cn/english/PressRelease/202102/t20210228_1814177.html (accessed: 28.02.2021).

21. Valdés Rosa Maria Arnaldo, Comendador Victor Fernando Gomez, Campos Luis Manuel Braga. (2021). ‘How Much Can Carbon Taxes Contribute to Aviation Decarbonization by 2060’. // Sustainability. 2021, vol. 13 (2).

22. Zhang Guitao, Cheng Peiyue, Sun Hao, Shi Yangyan, Zhang Guoqing, Kadiane Alphonse. (2021). ‘Carbon reduction decisions under progressive carbon tax regulations: A new dual-channel supply chain network equilibrium model’.. // Sustainable Production and Consumption. 2021. Vol. 27.

23. Zhao Xingang, Wu Ling, Zhou Ying. (2020). ‘How to achieve incentive regulation under renewable portfolio standards and carbon tax policy? A China's power market perspective’. // Energy Policy. 2020. Vol.143.

24. Чжунго тунцзи няньцзянь — 2019 : (Китайский статистический ежегодник2019). Пекин, 2019.

25. Байду байкэ. (2020). Гоуюань гуаньюй шисин цуй яньгэдэ шуйцзыюань гуаньли чжиду дэ ицзянь : (Мнения Госсовета об осуществлении системы самого строгого контроля в управлении водными ресурсами). URL: http://baike.baidu.com/subview/7849485/7749048.htm (дата обращения: 27.04.2020).

26. Ван Пэнфэй, Ван Цзин, Лю Ганлянь. Гуаньюй жэньлэй минъюнь гунтунти сысян дэ сыкао : (Размышления об идеи сообщества единой судьбы человечества) // Синань цзилинь дасюэ сюэбао (Шэхуэй кэсюэ). 2019. № 3. Чжунъян чжэнфу мэньху ванчжань. (2015). Цюаньго нунъе кэчисюй фачжань гуйхуа (2015–2030) : (Планирование устойчивого развития сельского хозяйства КНР (2015–2030)). URL: http://www.gov.cn/xinwen/2015!05/28/content_2869 (дата обращения: 27.04.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх