Политика КНР в Юго-Восточной Азии

 
Код статьиS013128120010465-2-1
DOI10.31857/S013128120010465-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Аспирант
Аффилиация: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПроблемы Дальнего Востока
ВыпускВыпуск №3
Страницы4-24
Аннотация

В статье рассмотрены основные направления политики Китайской Народной Республики в Юго-Восточной Азии. Проанализированы политические, торгово-экономические и культурно-образовательные меры Китая по усилению влияния в ЮВА. Особое внимание уделено рассмотрению вопросов организации торгово-экономического сотрудничества и обеспечения региональной безопасности КНР совместно со странами ЮВА. Рассмотрена проблема Южно-Китайского моря в отношениях КНР со странами АСЕАН.

Ключевые словаКитайская Народная Республика, Юго-Восточная Азия, торгово-экономические отношения, сотрудничество, региональная безопасность, Южно-Китайское море
Получено07.07.2020
Дата публикации20.07.2020
Кол-во символов56573
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Политика КНР в Юго-Восточной Азии

2 Одно из приоритетных мест во внешнеполитической доктрине КНР отводится реализации задачи расширения влияния в мире. Военно-политическое руководство Китая регулярно подчеркивает, что формирование благоприятных внешних условий — непременный фактор успешного социально-экономического развития страны и ее дальнейшей модернизации.
3 Особую роль Китай отводит развитию всесторонних связей с государствами Юго-Восточной Азии (ЮВА). Его повышенный интерес к ним обусловлен рядом геополитических и экономических причин.
4 Юго-Восточная Азия — один из важнейших субрегионов мира, характеризующийся высокими темпами экономического развития. Выгодное географическое положение и значительный природно-ресурсный потенциал во многом определяют его значение как стратегически важного района.
5 Десять из одиннадцати государств ЮВА (исключая Восточный Тимор) являются членами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) — одного из крупнейших интеграционных образований в этом регионе. В странах АСЕАН проживает более 630 млн человек. Их совокупный валовой внутренний продукт (ВВП) в 2018 г. достиг 2,59 трлн долл. США. При этом среднегодовые темпы роста ВВП составляют около 5%12. 1. Eric Heginbotham, “China’s Strategy in Southeast Asia,” in China Steps Out: Beijing’s Major Power Engagement with the Developming World, ed. Joshua Eisenman and Eric Heginbotham. (New York: Routledge, 2018), 48–49.

2. Сноски на иностранных языках приведены в традициях и по правилам оригинальных изданий.
6 В субрегионе имеются значительные запасы природных ресурсов, которые занимают важное место во внешней торговле большинства расположенных здесь государств. Значимым источником экономического развития государств ЮВА является потенциал Южно-Китайского моря (ЮКМ). Через его акваторию проходят международные морские коммуникации, в том числе осуществляется транспортировка углеводородов с Ближнего Востока. Малаккский пролив ежегодно используют 70 тыс. торговых судов и 20 тыс. танкеров. Суммарные запасы нефти в ЮКМ, по предварительным данным, составляют до 30 млрд т, а природного газа — не менее 16 трлн куб. м. Бассейн ЮКМ находится на 4м месте среди крупнейших рыбопромысловых районов мирового океана3. 3. William A. Callahan, “China’s ‘Asia Dream’: The Belt and Road Initiative and the New Regional Order,” Asian Journal of Comparative Politics 1, no. 3. (2016): 226–243.
7 Экономические успехи и стратегическое положение стран АСЕАН определяют повышенный интерес к ним Китайской Народной Республики. Особое значение для Китая имеют ресурсы и акватория ЮКМ, возможность контроля над Малаккским проливом, через который в Восточную Азию поступает большая часть нефти из Персидского залива (до 80% китайского импорта данного вида углеводородного сырья).
8 Развитие взаимодействия КНР со странами Ассоциации обусловлено, с одной стороны, экономическими причинами, а с другой — необходимостью обеспечения безопасности во всех областях. При этом обе стороны отмечают необходимость поддержания региональной стабильности как непременного условия для экономического развития, а это одинаково важно как для Китая, так и для всех расположенных здесь стран.
9 Лидеры Китая и государств АСЕАН полагают, что взаимное сотрудничество создает предпосылки для формирования необходимого нового регионального порядка. В Ассоциации признают, что Пекин, демонстрируя высокие темпы роста, является перспективным союзником, за счет которого можно обеспечить собственное экономическое развитие, в результате чего активизировать участие в процессе глобализации. В свою очередь, КНР активно участвует во всех диалоговых и консультативных органах АСЕАН. Стороны практикуют создание специальных центров для развития сотрудничества в самых разных сферах, развиваются взаимные инвестиции, туризм, энергетическое, техническое и инновационное сотрудничество4. 4. Lisa Tobin, “Xi’s vision for Transforming Global Governance: A Strategic Challenge for Washington and Its Allies,” Texas National Security Review 2, no. 1 (November 2018). URL: https://tnsr. org/2018/11/xis-vision-for-transforming-global-governance-a-strategic-challenge-for-washington-and-its-allies/.

Всего подписок: 6, всего просмотров: 118

Оценка читателей: голосов 0

1. “Asia Power Index 2019”, Lowy Institute. URL: https://power.lowyinstitute.org.

2. “Bangladesh Bank Open Data Initiative” Bangladesh Bank. URL: https://www.bb.org.bd/econdata/, accessed March 11, 2019.

3. “China Faces New Competition as Japan, India Eye Sri Lanka Port”, Bloomberg, 21 May 2019. URL:https://www.bloomberg.com/news/articles/2019–05–21/japanindia-in-deal-at-belt-and-road-colombo-port-nikkei.

4. “China-Cambodia Community of Shared Future Features Four Special Points: Chinese Ambassador to Cambodia,” Fresh News Asia, May 8, 2019. URL: http://m.en.freshnewsasia.com/index.php/en/ localnews/13941–2019–05–08–08–06–23.html.

5. “Foreign Direct Investment (FDI) in Bangladesh Survey Report January-June, 2017” Statistics Department Bangladesh Bank. URL: https://www.bb.org.bd/pub/halfyearly/fdisurvey/fdisurveyjanjun2017.pdf, accessed March 11, 2019.

6. “Global Center for Mekong Studies Launched in Cambodia,” Xinhua, September 28, 2017. URL: http://www. xinhuanet.com//english/2017–09/28/c_136645466.htm.

7. “Indonesia to Propose Projects Worth US$91 Billion for China’s Belt and Road,” The Straits Times, March 20, 2019. URL: https://www.straitstimes.com/asia/se-asia/indonesia-to-propose-projects-worth-us91-bilion-forchinas-belt-and-road.

8. “Indo-Pacific Strategy Report”, US Department of Defense, 1 June 2019. URL:https://media.defense.gov/2019/Jul/01/2002152311/-1/-1/1/DEPARTMENTOF-DEFENSE-INDO-PACIFIC-STRATEGY-REPORT-2019.PDF.

9. “Japan, US and Australia begin own ‘Belt and Road’ in South Pacific”, Nikkei Asian Review, 25 June 2019. URL: https://asia.nikkei.com/Politics/Internationalrelations/Japan-US-and-Australia-begin-own-Belt-and-Road-in-South-Pacific.

10. “The State of Southeast Asia: 2019 Survey Report”, ISEAS — Yusof Ishak Institute, Singapore, 2019. URL: https://www.iseas.edu.sg/images/pdf/ TheStateofSEASurveyReport_2019.pdf.

11. Katie Lange, “National Defense Strategy: Alliances and Partnerships”, US Department of Defense, 8 October 2018. URL: https://www.defense.gov/explore/ story/Article/1656016/national-defense-strategy-alliances-and-partnerships/.

12. Andrew J. Nathan, “China’s Challenge,” Journal of Democracy 26, no. 1 (January 2015): 157. URL: https://www. journalofdemocracy.org/article/china%E2%80%99s-challenge.

13. Andrew Poulin, “How the World Overpowered Piracy in the Horn of Africa”, International Policy Digest, 16 January 2016. URL: https://intpolicydigest. org/2016/01/16/how-the-world-overpowered-piracy-in-the-horn-of-africa/.

14. Ankit Panda, “US, India, Japan, Philippine Navies Demonstrate Joint Presence in South China Sea”, The Diplomat, 11 May 2019. URL: https://thediplomat. com/2019/05/us-india-japan-philippine-navies-demonstrate-joint-presence-insouth-china-sea/.

15. Ben Sokhean, “Hun Sen Inks Nine Deals with China,” Khmer Times, April 29, 2019. URL: https://www. khmertimeskh.com/50598850/hun-sen-inks-nine-deals-with-china/.

16. Bilahari Kausikan, “Dealing with an Ambiguous World — Lecture III: ASEAN & US-China Competition in Southeast Asia” (Singapore: IPS-Nathan Lectures, March 30, 2016). URL: https://lkyspp.nus.edu. sg/docs/default-source/ips/mr-bilahari-kausikan-s-speech7d7b0a7b46bc6210a3aaff0100138661. pdf?sfvrsn=cec7680a_0.

17. Cecilia Joy Perez and Derek Scissors, “Be Wary of Spending on the Belt and Road”, AEI, November 2018. URL: https://www.aei.org/wp-content/uploads/2018/11/ Updated-BRI-Report.pdf/.

18. Christopher Sharman, “After a China-Vietnam Standoff, Expect a Turn to the U.S.,” The Diplomat, September 20, 2019. URL: https://thediplomat.com/2019/09/after-a-china-vietnam-standoff-expect-a-turn-to-the-us.

19. David Shambaugh, “U.S.-China Rivalry in Southeast Asia: Power Shift or Competitive Coexistence”, International Security 42, no. 4 (Spring 2019).

20. Derek Scissors, “China’s Global Business Footprint Shrinks”, AEI, July 2019. URL: https://www.aei.org/wp-content/uploads/2019/07/Chinas-Global-BusinessFootprint-Shrinks.pdf.

21. Dewi Fortuna Anwar, “Indonesia-China Relations: Coming Full Circle,” in Southeast Asian Affairs 2019, ed. Daljit Singh and Malcolm Cook (Singapore: ISEAS — Yusof Ishak Institute, 2019).

22. Eric Heginbotham, “China’s Strategy in Southeast Asia,” in China Steps Out: Beijing’s Major Power Engagement with the Developming World, ed. Joshua Eisenman and Eric Heginbotham (New York: Routledge, 2018).

23. Jitsiree Thongnoi, “Too Little, Too Late for US ‘Recommitment’ to Mekong Countries? China’s Already There,” South China Morning Post, June 16, 2019. URL: https://www.scmp.com/week-asia/politics/article/3014612/toolittle-too-late-us-recommitment-mekong-countries-chinas.

24. Jonathan Stromseth and Hunter Marston, “As U.S. Aircraft Carrier Departs Vietnam, What are the Implications for Regional Security,” The Brookings Institution, March 9, 2018. URL: https://www.brookings.edu/blog/ order-from-chaos/2018/03/09/as-a-u-s-aircraft-carrier-departs-vietnam-what-are-the-implications-for-regionalsecurity/.

25. Khin Khin Kyaw Kyee, China’s Multi-layered Engagement Strategy and Myanmar’s Realities: The Best Fit for Beijing Policy Preferences (Yangon: Institute for Strategy and Policy — Myanmar, 2018).

26. Lisa Tobin, “Xi’s vision for Transforming Global Governance: A Strategic Challenge for Washington and Its Allies,” Texas National Security Review 2, no. 1 (November 2018). URL: https://tnsr. org/2018/11/xis-vision-for-transforming-global-governance-a-strategic-challenge-for-washington-and-its-allies/.

27. Liu Zhen, “What’s China’s ‘Nine-Dash Line’ and Why Has It Created So Much Tension in the South China Sea,” South China Morning Post, July 12, 2016. URL: https://www.scmp.com/news/china/diplomacy-defence/ article/1988596/whats-chinas-nine-dash-line-and-why-has-it-created-so.

28. Michelle Jamrisk,. “China No Match for Japan in Southeast Asia Infrastructure Race,” Bloomberg, June 22, 2019. URL: https://www.bloomberg.com/news/ articles/2019–06–23/china-no-match-for-japan-in-southeast-asia-infrastructure-race.

29. Mitsuru Obe and Marimi Kishimoto, “Why China is Determined to Connect Southeast Asia by Rail,” Nikkei Asian Review, January 9, 2019. URL: https://asia.nikkei.com/Spotlight/Cover-Story/Why-China-is-determined-toconnect-Southeast-Asia-by-rail.

30. Pradumna B. Rana and Xianbai Ji, “Belt and Road Forum 2019: BRI 2.0 in the Making?” S. Rajaratnam School of International Studies, May 2, 2019. URL: https://www.rsis.edu.sg/wp-content/uploads/2019/05/ CO19086.pdf.

31. Taiki Koga. JETRO Business News, 2017–6–12. URL: https://www.jetro.go.jp/biznews/2017/06/ce5ab47418ba84cc.html, accessed March 5, 2019.

32. William A. Callahan, “China’s ‘Asia Dream’: The Belt and Road Initiative and the New Regional Order,” Asian Journal of Comparative Politics 1, no. 3 (2016).

33. Zhang Yunling, “China and Its Neighborhood: Transformation, Challenges, and Grand Strategy”, International Affairs 92, no. 4 (2016), 839.

34. Lorand Laskai, “Why Does Everyone Hate ‘Made in China 2025’?”, Net Politic, 28 March 2018. URL: https://www.cfr.org/blog/why-does-everyone-hatemade-china-2025.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх