Феномен «взрослых усыновлений» как фактор долголетия японских компаний

 
Код статьиS013128120008831-5-1
DOI10.31857/S013128120008831-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Департамент производительности и эффективности Минэкономразвития России
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Доцент, заместитель руководителя Школы востоковедения Факультета мировой экономики и мировой политики
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПроблемы Дальнего Востока
ВыпускВыпуск №1
Страницы67-74
Аннотация

В настоящей статье рассматривается феномен «взрослых усыновлений» в Японии, а также основные исторические и социальные аспекты распространения этого феномена. Анализируются типы наследования собственности в японских семейных компаниях. Кроме того, авторы приводят подробное описание структуры иэ — японских домохозяйств. Также рассматриваются крупнейшие японские корпорации, использующие механизм «взрослых усыновлений». В заклю- чении делаются выводы эффективности применения данных механизмов по сравнению с традиционными видами наследования собственности.

Ключевые словаМСП, семейный бизнес, семейное предприятие, Япония, наследник, усыновление
Ключевые слова (др.)
Получено18.03.2020
Дата публикации20.03.2020
Кол-во символов25307
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Феномен «взрослых усыновлений» как фактор долголетия японских компаний

2 Одному из крупнейших американских магнатов Э. Карнеги приписывается следующее утверждение: «унаследованное богатство умерщвляет талант и энергию»1. Компании, контролируемые наследниками, со временем начинают значительно уступать по конкурентоспособности фирмам, управляемым профессиональными менеджерами. Кроме того, как показывает практика, срок существования семейных предприятий в большинстве случаев весьма недолговечен: в частности, в США этот показатель не превышает 24 лет2. Однако эта закономерность минует японские семейные предприятия. Многие японские гиганты, такие как Судзуки, Мицуи, Сантори и т.д., являясь семейными фирмами, успешно ведут бизнес не только в Японии, но и за ее пределами. Средний возраст японской семейной компании составляет 52 года, что в два раза выше, чем в США3. В Японии насчитывается около 1150 семейных фирм, возраст которых превышает 200 лет, и по этому показателю страна существенно опережает многие европейские страны, включая Германию (856 фирм), Нидерланды, (240) и Австрию (167 фирм). 25 японских предприятий были основаны до 1191 г., 65 — в период с 1192 до 1573 г. Основанная в 528 г. компания «Конго-гуми» до 2006 г. была старейшим семейным предприятием в мире. Сейчас старейшим предприятием Японии является гостиница «Хоси», основанная в 728 г., которая считается старейшим отелем в мире4. 1. .Дословно: “The parent who leaves his son enormous wealth generally deadens the talents and energies of the son…” N. Gregory Mankiw, Principles of Economics. 2004. P. 458.

2. .Goto T. Longevity of Japanese family firms // Handbook of research on family business. 2006. P. 518.

3. .Kondo D. K. Crafting selves: Power, gender, and discourses of identity in a Japanese workplace. University of Chicago Press, 2009.

4. .Kondo D. K. Crafting selves: Power, gender, and discourses of identity in a Japanese workplace. University of Chicago Press, 2009.
3 96% предприятий в Японии считаются семейными, они обеспечивают более 70% рабочих мест на рынке труда5. Прогрессирующая проблема старения японского населения ставит под угрозу традицию передачи семейного дела от родителей детям. Все чаще в семье, которой принадлежит предприятие, либо в принципе отсутствуют наследники мужского пола, либо они по тем или иным причинам оказываются неспособны возглавить семейное дело6. Кроме того, Чжон Ук Сим в своем исследовании «Вред кумовства: эмпирический анализ японских семейных предприятий» приходит к выводу о том, что наибольшее снижение эффективности семейных предприятий заметно в компаниях, где на пост руководителя приходят кровные родственники основателя, не закончившие элитный вуз7. Наиболее эффективными управленцами, согласно его исследованию, оказываются или наследники — мукоё:си (婿養子, букв. «усыновленный зять»), или наемные менеджеры. 5. .Goto T. Longevity of Japanese family firms // Handbook of research on family business. — 2006. — P. 518.

6. .Oi M. Adult adoptions: Keeping Japan's family firms alive // BBC News, Japan — 2012.

7. .К числу элитных ВУЗов автор относит Токийский университет, Киотский университет, университет Тохоку, университет Кюсю, университет Хоккайдо, императорский университет Кэйдзё, университет Тайбэй, университет Осака, университет Нагоя, а также университеты Хитоцубаси и Кобэ.
4 Феномен «взрослых усыновлений» получил широкое распространение в Японии. Большая часть осуществляемых в этой стране усыновлений приходится на молодых мужчин в возрасте от 20 до 30 лет8. В настоящей статье авторы рассмотрят основные исторические и социальные аспекты распространения этого феномена. 8. .Oi M. Adult adoptions: Keeping Japan's family firms alive // BBC News, Japan — 2012.
5

Виды усыновлений в Японии

6 Еще в Древней Японии существовала практика усыновления ребенка мужского пола из других семей, позволявшая ему наследовать статус главы семьи не только в случае отсутствия наследников по прямой линии, но и в ситуации, если существующий наследник не был в состоянии принять на себя управление семейным имуществом9. Как отмечает социолог института Хакуходо М. Фудзивара, исторически эта практика была гораздо более распространена в западных регионах Японии, где сосредоточились семьи торговцев, которым было необходимо обеспечить передачу семейного дела способному наследнику. При отсутствии достойного сына часто заключался брак между привлекательным кандидатом на должность преемника и дочерью главы семьи10. 9. .Mehrotra V et all. Adoptive expectations: Rising sons in Japanese family firms. P. 841.

10. .Oi M. Adult adoptions: Keeping Japan's family firms alive // BBC News, Japan. — 2012.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 225

Оценка читателей: голосов 0

1. Bachnik J. M. Recruitment strategies for household succession: Rethinking Japanese household organization // Man. 1983.

2. Goto T. Longevity of Japanese family firms // Handbook of research on family business. 2006.

3. Hamabata M. Crested kimono: Power and love in the Japanese business family. — Cornell University Press, 1991

4. Horie Y. The role of the ie (house) in the economic modernization of Japan // Kyoto University Economic Review. 1966. Vol. 36. № 1 (80).

5. Kitaoji H. The structure of the Japanese family // American Anthropologist. 1971. № 5.

6. Kondo D. K. Crafting selves: Power, gender, and discourses of identity in a Japanese workplace. University of Chicago Press, 2009.

7. Lebra T. S. Adoption among the hereditary elite of Japan: status preservation through mobility // Ethnology. 1989. Vol. 28. №. 3. P. 193.

8. Mehrotra V et all. Adoptive expectations: Rising sons in Japanese family firms.

9. Oi M. Adult adoptions: Keeping Japan's family firms alive // BBC News, Japan — 2012.

10. Okada Y. Kinship organization in Japan // The Journal of Educational Sociology. 1952. Vol. 26. № 1.

11. Pelzel J. C. Japanese kinship: a comparison. 1970.

12. Гото, Т., Сим, Д., Като, К., Отиаи, К. До:дзоку кэйэй-но гэндайтэки иги: ро:хо: кигё: ни окэру сондзоку то какусин: [«Современное значение семейного управления: постоянство и обновление в давно существующих предприятиях»] // Со:сики гаккай тайкай ромбунсю: 2015. Т. 4. № 1.

13. Дай кю: кай дзидо: гякутай тайо: ни окэру сихо: канъё оёби токубэцу ё:си энгуми сэйдо но риё: сокусин но ариката ни кансуру кэнто:кай: санко: сирё:. Сатооя оёби токэбэцу ё:си энгуми но гэндзё: ни цуитэ: [Материалы девятой конференции по вопросам юридического вмешательства в случае противодействия жестокого обращения с детьми, а также ускорению внедрения особых усыновлений. О текущем положении приемных родителей и субъектов особого усыновления]. URL: http://www.mhlw.go.jp/file/05-Shingikai-11901000-Koyoukintoujidoukateikyoku-Soumuka/0000148755.pdf (дата обращения: 15.06.2019)

14. N. Gregory Mankiw, Principles of Economics. 2004.

15. Сайбансё: сихо: то:кэй: кадзи симпан-но син-укэ, кисай, мисай тэцудзуки дзикэн бэцу кэнсу: дзэнкатэй сайбансё: [Юридическая судебная статистика: данные всех судов по количеству новых, завершенных, незавершенных дел семейных судов, разделенные по видам процедур] // Портал японских судов — 2015. URL: http://www.courts.go.jp/app/files/toukei/697/008697.pdf (дата обращения: 20.03.2019)

16. Сато, Я. Нихон-но фамири: бидзинэсу: кигё: бунка: но ситэн кара: [Японские семейные предприятия с точки зрения корпоративной культуры] // Mita business review. 2014. № 6. С. 142.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх