Electronic Customs Services in Russia and China

 
PIIS013128120006095-5-1
DOI10.31857/S013128120006095-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Ural Federal University
Address: Russian Federation
Affiliation: Ural Federal University
Address: Russian Federation
Journal nameProblemy Dalnego Vostoka
EditionIssue 4
Pages47-55
Abstract

The article deals with the projects of digitalization of the customs services in Russia and China. The first of them is relatively new, the second is fully implemented and aimed at active expansion into the external environment. With a common goal of creation a single information space in this important area of the economy approaches to the implementation of projects vary significantly. The authors consider the stages of development of each project in chronological order, offering possible directions for their cooperation and coordination.

Keywordscustoms service, export and import electronics, information society, Eurasian economic Union (EAEU), project "One belt, one road", single window, "Golden customs" of China
Received23.09.2019
Publication date23.09.2019
Number of characters22041
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Электронные технологии укоренились настолько, что ныне требования государственных служб о предоставлении документов в печатной форме можно уподоблять практикам каменного века. Стремясь идти в ногу с эпохой, власти многих стран внедряют электронизацию в ведомствах всех уровней и направлений. Появляются виртуальные правительства, управление и контроль посредством инновационных преобразований. Следующий уровень — глобальное правительство и электронная коммуникационная сеть, охватывающая все страны мира. На пути к глобальной цели тактические моменты представляются в виде синхронизации аналогичных систем между группами государств или между ведомствами разных государств.
2 Статья рассматривает два цифровых проекта — электронную таможню, реализуемую в России, и «золотую» таможню Китая1. Первая предназначена для ускорения и упрощения процесса перемещения грузов через госграницу, вторая — для построения социалистической таможенной системы с китайской спецификой. Цель исследования — раскрыть шансы кооперации и координации действий таможенных служб обеих стран. В его финальной части суммируется собранная информация, предложена хронологическая шкала процессов реформирования таможенных служб двух стран, изложен ряд соображений о возможностях более глубокого межгосударственного взаимодействия в данной сфере. 1. .Будучи одним и первых в мире зачинателей «цифровизации» управления экономикой, Госсовет КНР еще в 1993 г. запустил при участии тогдашнего Министерства электронной промышленности и телекоммуникационной компании China Telecom три «золотых» проекта, нацеленных на внедрение глобальной системы «Правительства Онлайн»: «золотой мост», «золотая кредитная карта» и «золотая таможня» (впоследствии список был значительно расширен).
3

Информационная база исследования

4 Авторы проанализировали труды российских и зарубежных ученых, российские и китайские нормативно-правовые документы, включая Таможенный кодекс ЕАЭС2, законы о таможенном регулировании КНР, веб-сайты российской и китайской таможенных служб. 2. .Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) разработан для осуществления единого порядка при перемещении товаров через границу этого Союза, включающего ныне Россию, Армению, Беларусь, Казахстан и Киргизию. Для унификации и обеспечения их равноправия потребовалась огромная работа по изменению существовавшего национального законодательства и полного урегулирования всех вопросов. Договор о ТК ЕАЭС был подписан всеми странами 11 апреля 2017 г. и вступил в силу в 2018 г. Применяемый с 4 сентября 2018 г. Федеральный закон № 289-ФЗ установил особенности таможенного регулирования России в соответствии с положениями права ЕАЭС. Помимо охвата вопросов, связанных с принятием ТК, в этот документ вошли и нововведения, регулирующие электронное декларирование, упрощение контроля, ускорение и автоматизацию обработки документов. URL: https://www.alta.ru/ codex-2018/
5 Оба таможенных проекта особенно актуальны в рамках реализации одного из самых амбициозных и масштабных межгосударственных проектов современности — «Пояс и путь», предложенного и спонсируемого Китаем3 (Россия — один из ключевых участников). Авторы полагают, что построение эффективной международной торговой сети было бы невозможно при «бумажном» формате взаимодействия. Для стран, участвующих в проекте одной из насущнейших задач являются взаимно интегрируемые системы, которые позволяли бы ускорить процесс прохождения грузов через границу. 3. .Инициативу «Один пояс, один путь» («Пояс и путь») выдвинул Председатель КНР Си Цзиньпин по ходу визитов в Казахстан и в Индонезию осенью 2013 г. На основе продолжения и развития традиций древнего Шелкового пути тем самым предложено создать новые механизмы межрегионального экономического партнерства с охватом огромной части Евразии (где проживает 63% населения планеты).
6 Отметим, что среди российских экспертов тема сотрудничества таможенных служб России и Китая весьма популярна, и это не удивительно, поскольку на долю Китая приходится весьма внушительный показатель внешнеторгового товарооборота России4. Н.И. Атанов и Е.В. Аюшева акцентировали внимание в своем исследовании на «асимметричности» внешнеторговых условий в приграничных территориях двух стран. В Китае, по их мнению, работа участников внешнеторговой деятельности (ВЭД) активно стимулируется административными ресурсами, тогда как в России необходимые для нее условия созданы лишь минимально5. Т.П. Лепа отмечает возможности развития относительно новых сфер межгосударственного взаимодействия (таких, в частности, как туризм). При этом, впрочем, указывает и на потенциальную опасность экспансии Китая во внешний мир (имея в виду неконтролируемую миграцию в Россию)6. Новые технологии в российском таможенном администрировании рассматриваются Т.И. Белоусовой, Е.И. Антоновой и Н.А. Шаланиной, усматривающими, в частности, недостаточную проработанность внедряемых программ, выявляя возникающие из-за этого проблемы7. 4. .В 2018 г. товарооборот России с Китаем превысил 108 283 млн долларов (на 24,51% превысив показатели 2017 г.) Доля Китая во внешнеторговом обороте РФ в 2018 г. составила 15,7%. Китай по доле в российском внешнеторговом товарообороте прочно удерживает 1е место. URL: http://russian-trade.com/ reports-and-reviews/ 2019–02/ torgovlya-mezhdu-rossiey-i-kitaem-v-2018-g/

5. .Атанов Н.И., Аюшеева Е.В. Современное состояние и перспективы приграничного сотрудничества России и Китая в условиях евразийской экономической интеграции // Вестник БГУ. Экономика и менеджмент. 2016. № 1. С. 67–72. URL: https://cyberleninka.ru/ article/ n/ sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-prigranichnogo-sotrudnichestva-rossii-i-kitaya-v-usloviyah-evraziyskoy-ekonomicheskoy.

6. .Лепа Т.П. Россия и Китай: таможенное и экономическое взаимодействие // Известия БГУ. 2017. № 1. С. 64–72. URL: https://cyberleninka.ru/ article/ n/ rossiya-i-kitay-tamozhennoe-i-ekonomicheskoe-vzaimodeystvie.

7. .Белоусова Т.И., Антонова Е.И., Шаланина Н.А. Современные технологии таможенного администрирования // Теория и практика таможенного дела. 2017. № 1(78). С. 16–25. URL: http://vfrta.customs.ru/ vfrta/ images/ stories/ journal_2017–1_03belousova.pdf.

Number of purchasers: 2, views: 841

Readers community rating: votes 0

1. . As one of the first pioneers in the world of “digitalization” of economic management, the State Council of the People’s Republic of China launched three gold projects with the participation of the then Ministry of Electronic Industry and telecommunications company China Telecom in order to implement the global Government Online system: “Golden Bridge”, “Golden Credit Card” and “Golden Customs” (later the list was significantly expanded).

2. . The Customs Code of the Eurasian Economic Union (EAEU TC) has been developed to implement a uniform procedure for the movement of goods across the border of this Union, which now includes Russia, Armenia, Belarus, Kazakhstan and Kyrgyzstan. To unify and ensure their equal rights, enormous work was required to change the existing national legislation and to fully resolve all issues. The agreement on the EAEU TC was signed by all countries on April 11, 2017 and entered into force in 2018. Federal Law No. 289-FZ applicable from September 4, 2018 established the specifics of customs regulation in Russia in accordance with the provisions of the EAEU law. In addition to covering issues related to the adoption of the TC, this document also includes innovations that regulate electronic declaration, simplification of control, acceleration and automation of document processing. URL: https://www.alta.ru/ codex-2018 /

3. . The initiative “One belt, one path” (“Belt and path”) was put forward by President Xi Jinping during visits to Kazakhstan and Indonesia in the fall of 2013. Based on the continuation and development of the traditions of the ancient Silk Road, it was proposed to create new mechanisms for inter-regional economic partnership covering a huge part of Eurasia (where 63% of the world's population live).

4. . In 2018, Russia's trade with China exceeded $ 108,283 million (24.51% more than in 2017). China's share in the foreign trade turnover of the Russian Federation in 2018 amounted to 15.7%. Chi-tai firmly holds 1st place in terms of its share in Russian foreign trade turnover. URL: http://russian-trade.com/ reports-and-reviews / 2019–02 / torgovlya-mezhdu-rossiey-i-kitaem-v-2018-g /

5. . Atanov N.I., Ayusheeva E.V. The current state and prospects of cross-border cooperation between Russia and China in the conditions of Eurasian economic integration // Bulletin of BSU. Economics and management. 2016. No. 1. P. 67–72. URL: https://cyberleninka.ru/ article / n / sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-prigranichnogo-sotrudnichestva-rossii-i-kitaya-v-usloviyah-evraziyskoy-ekonomicheskoy.

6. . Lepa T.P. Russia and China: Customs and Economic Interaction // News of BSU. 2017. No. 1. P. 64–72. URL: https://cyberleninka.ru/ article / n / russiya-i-kitay-tamozhennoe-i-ekonomicheskoe-vzaimodeystvie.

7. . Belousova T.I., Antonova E.? I., Shalanina N.? A. Modern technologies of customs administration // Theory and practice of customs. 2017. No. 1 (78). S. 16-25. URL: http://vfrta.customs.ru/ vfrta / images / stories / journal_2017–1_03belousova.pdf.

8. . Lovecock P., Ure J. E-government in China. URL: http://unpan1.un.org/ intradoc / groups / public / documents / apcity / unpan021473.pdf.

9. . Kalatil S., Boas T.S. Internet and state control in authoritarian regimes: China, Cuba and the counter-revolution project // Information Revolution and World Politics. Global Policy Program. 2001. No. 21. P. 1-15. URL: http://www.ceip.org/ files / Publications / wp21.asp.

10. . Prominent statesman of the PRC. Rod in 1932. In 1956–1957. passed practice in the USSR (at the Gorky Automobile Plant and the Likhachev Plant). In the years 1957-1959 led the development committee of the Changchun Automobile Plant, the first-born of Chinese automobiles built with Soviet help. Since 1987, he has been one of Deng Xiaoping’s closest associates in conducting a course of reform and openness.

11. . See: Lovelock P., Clark T., Petrazini B.A. "Golden" projects of China: reengineering of the national economy // Harvard Business School. 1996. No. 9. P. 396.

12. . Chinese customs today. URL: http://english.customs.gov.cn/ Uploads / Reports / 2016% 20China% 20Customs.pdf.

13. . China has introduced a “single window” mode of operation at all customs points. URL: https://ria.ru/ 20171127 / 1509684458.html.

14. . The state of development of the single window mechanism. URL: http://www.eurasiancommission.org/ en / act / tam_sotr / edinoe_okno / Documents / Sbor_EEK_2017.pdf.

Система Orphus

Loading...
Up