Экономические отношения Белоруссии и Китая: состояние, тенденции, проблемы

 
Код статьиS013128120004642-7-1
DOI10.31857/S013128120004642-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт экономики РАН
Адрес: Российская Федерация
Название журналаПроблемы Дальнего Востока
ВыпускВыпуск №2
Страницы80-90
Аннотация

В ста­тье рас­смат­ри­ва­ют­ся ны­неш­нее со­стоя­ние, тен­ден­ции и про­бле­мы бе­ло­рус­ско-ки­тай­ских эко­но­ми­че­ских от­но­ше­ний и оце­ни­ва­ют­ся пер­спек­ти­вы их раз­ви­тия; рас­кры­ва­ет­ся важ­ность вза­им­но­го со­труд­ни­че­ст­ва для обе­их стран; по­ка­зан зна­чи­тель­ный про­гресс в этой сфе­ре, дос­тиг­ну­тый в по­след­ние го­ды. Рас­смот­ре­ны важ­ней­шие со­вме­ст­ные про­ек­ты, на­ме­чен­ные к реа­ли­за­ции в бли­жай­шие го­ды, осо­бое вни­ма­ние уде­ле­но уча­стию Бе­ло­рус­сии в реа­ли­за­ции про­ек­та Эко­но­ми­че­ско­го поя­са Шел­ко­во­го пу­ти (ЭПШП), где она долж­на стать важ­ным транс­порт­но-ло­ги­сти­че­ским ха­бом. Обо­зна­че­ны труд­но­сти на пу­ти вза­им­ных эко­но­ми­че­ских от­но­ше­ний, вклю­чая пре­иму­ще­ст­вен­но сырь­е­вой ха­рак­тер бе­ло­рус­ско­го экс­пор­та в Ки­тай, не­дос­та­точ­но бла­го­при­ят­ный ин­ве­сти­ци­он­ный кли­мат в Бе­ло­рус­сии и др.

Ключевые словаБеларусь, Китай, экономические отношения, взаимная торговля, инвестиции, транзит, Экономический пояс Шелкового пути
Получено16.05.2019
Дата публикации17.05.2019
Кол-во символов40188
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 5, всего просмотров: 1698

Оценка читателей: голосов 0

1. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. Минск: Юнипак, 2004. С. 157.

2. Рассчитано по: Республика Беларусь. 2018. Стат. ежегодник. Минск, 2018. С. 463.

3. Выступление Президента перед студентами Пекинского университета //Советская Белоруссия. 1 окт. 2016.

4. Рассчитано по: Внешняя торговля стран Содружества Независимых Государств. 2017. Стат. сб. М., 2018. С. 154–155.

5. Так, в Концепции развития логистической системы РБ на период до 2030 г. ЭПШП рассматри-вается в качестве основного «донора» грузов для транзита через белорусскую территорию.

6. Предусматривается, в частности, сформировать перечень предприятий для вхождения в сов-местные с китайской стороной проекты, сформировать механизмы привлечения китайских ин-вестиций в отрасли экономики РБ, представляющие взаимный интерес, обеспечивать ежегодно в период до 2020 г. привлечение каждой белорусской областью не менее 100 млн долл. прямых китайских инвестиций.

7. Сюй Вэнхун. Инициатива «Один пояс и один путь»: новый китайский вариант для выхода из трудного положения экономики // Проблемы сопряжения Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза. Материалы Второго белорусско-китайского гуманитарного научного форума. Минск, 15–17 июня 2017 г. Минск: Право и экономика, 2017. С. 51.

8. В 2016 г. из общего объема китайского импорта калийных удобрений, составившего1765,5 млн долл., на долю ввоза из РБ приходилось 294,3 млн долл., или 16,7%. См.: Рутко Д.Ф. Внешне-экономическое сотрудничество Республики Беларусь и Китайской Народной Республики: со-временное состояние и перспективы развития // Стратегия развития экономики Беларуси: вы-зовы, инструменты реализации и перспективы. Сб. научных статей. В 4 х ч. Ч. 4. Минск: Ин-ститут системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2017. С. 107.

9. Подробнее о белорусской экономической модели см. Шурубович А.В. Белорусская экономиче-ская модель перед лицом тяжелых испытаний //Россия и современный мир. 2017. № 3. С. 116–132.

10. Как отмечал А. Лукашенко на встрече с журналистами ведущих китайских СМИ в мае 2017 г.: «У нас с Си Цзиньпином очень дружественные отношения. Он у нас бывал дома, наши отно-шения даже можно назвать семейными». Цит. по: Осипов М. Четверть века дружбы. И это толь-ко начало! // Советская Белоруссия. 05.05.2017.

11. Рассчитано по: Содружество Независимых Государств в 2017 году. Стат. ежегодник. М., 2018. С. 271.

12. Сикорский В. Беларусь предложила китайцам пять аграрных проектов. URL: http://www.belmarket.by/ belarus-predlozhila-kitaitsam-pyat-agrar…

13. Рассчитано по: Внешняя торговля Республики Беларусь. Стат. сб. Минск, 2018. С. 302, 303, 305.

14. Преснякова Е.С. Китайские инвестиции и их значение для развития экономики Республики Бе-ларусь // Проблемы сопряжения Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского эконо-мического союза. Материалы Второго белорусско-китайского гуманитарного научного форума. Минск, 15–17 июня 2017 г. Минск: Право и экономика, 2017. С. 168.

15. Статистический ежегодник Республики Беларусь. 2018. С. 425–426, 436.

16. Рутко Д.Ф. Указ.соч. С. 104.

17. Ходасевич А. Лукашенко перенаправляет молочные реки в Китай // Независимая газета. 29.05.2018.

18. Преснякова Е.В. Указ. соч. С. 171; Рутко Д.Ф. Указ. соч. С. 103.

19. До этого с 2013 г. производилась сборка автомобилей Geely из китайских машинокомплектов.

20. Нежданский К. Опять 25 тыс. // БелГазета. Минск. 13.11.2018.

21. Алексеев В. Железные дороги 7 стран в Минске обсуждают контейнерные перевозки Китай — Европа. URL: http://www.belmarket.by/ zhelezhye-dorogi-7stran-v-minske-obsuz…

22. Алексеев В. Беларусь хочет увеличить транзит китайских контейнеров вдвое. URL: https://www.belmarket.by/ belarus-hochet-uvelichit-tranzit-kitaiskih…

23. Цит. по: Калиновская Т. Из Китая в Европу. URL: http://www.belmarket.by/ ru/ 350/ 16/ 27365%D0%98%D0%B7-…

24. Охота за юанем: Белоруссия нашла нового покровителя. URL: https://www.gazeta.ru/ politics/ 2018/ 11/ 21_a_12067507.shtml.

25. Рудый К.В. Индустриальный парк «Великий камень»: проблемы выбора на этапах становления и развития // Стратегия развития экономики Беларуси: вызовы, инструменты реализации и пер-спективы. Сб. науч. статей. В 4 х ч. Ч. 4. Минск: Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2017. С. 136.

26. Лавникевич Д. Лукашенко меняет Москву на Пекин. URL: https://www.gazeta.ru/ politics/ 2017/ 05/ 16_a_10675619.shtml.

27. Там же.

28. «Думаю, в России не найдутся покупатели, — пишет в этой связи автоэксперт А. Рудницкий, — готовые заплатить за Geely 17600 долларов. У меня есть большие сомнения и по поводу того, что Россия позволит продавать машины данной марки в названном руководством завода количестве. Причем по любым ценам. Россия, как страна, имеющая собственное автомобильное производство, будет отчаянно его защищать». См.: Рудницкий А. Не верю в Geely. URL: http://www.belmarket.by/ neveryu-v-geely…

29. «Как показывает опыт, — говорит, например, либеральный экономист Я. Романчук, — куда бы китайцы ни вошли, ничего качественно сделать не смогли…Ни один проект не довели до ума…» Цит. по: Офшорно-китайский междусобойчик // БелГазета. Минск. 07.08.2017.

30. Подробнее см.: Рутко Д.Ф.Указ. соч. С. 106.

31. Голубев С.Г., Береснев Д.В., Ефремова А.О. Перспективы продвижения белорусской продукции на рынки Китая в свете американо-китайской торговой войны // Стратегия развития экономики Беларуси: вызовы, инструменты реализации и перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции 20–21 сентября 2018 года, г. Минск. В 2 х т. Т. 2. Минск: Право и экономика, 2018. С. 20–21.

32. Астахова С. Белоруссия и Китай: новый этап взаимоотношений // Россия и новые государства Евразии. М., 2016. № 4. С. 40.

33. Кононович Е. Отношения всепогодной дружбы // Советская Белоруссия. 31.07.2018.

34. Харитонов Д. Беларуськалий и китайская Migao начали строительство завода по производству нитрата калия. URL: http://www.belmarket.by/ belaruskaliy-i-kitaiskaya-migao-nachali-s…

35. Кононович Е. Этапы большого пути // Советская Белоруссия. 16.05.2017.

36. Свирко Е. Инвестиции в «Великий камень» превысили $1 млрд. URL: http://www.belmarket.by/ investicii-v-velikiy-kamen-prevysili-1-mlrd…

37. Астахова С. Указ. соч. С. 17–18.

38. См., например: Ходасевич А. Лукашенко выбирает Пекин // Независимая газета. 03.10.2016.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх