Либерализм против этатизма (на пути к либерализму ХХI в.)

 
Код статьиS013122270013254-0-1
DOI10.20542/0131-2227-2020-64-11-13-22
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 64 Выпуск №11
Страницы13-22
Аннотация

В ХХ веке либерализм выстоял в схватке с двумя авторитарными (тоталитарными) режимами – нацистским и коммунистическим. Это привело к заключению о “конце истории” – завершении всемирного соревнования в известных формах. Немного времени понадобилось, чтобы убедиться, что крутые развороты исторического процесса непредсказуемы, этатистские (авторитарные, государственнические) режимы многолики, а либерализму вновь и вновь приходится отстаивать в споре с ними свою исторически превосходящую роль. И что авторитарные режимы в каких-то случаях и в чем-то оказывались более успешны чем либеральные. Об этом дискутировали квалифицированные эксперты на международных семинарах, проведенных в Москве в 2017–2018 гг. По материалам прошедших дискуссий в 2019 г. была издана книга. Продолжение состоявшегося обсуждения представлено в данной статье.

Ключевые словалиберализм, этатизм, социальное государство, национализм, гражданские и этнические нации, “суверенизаторы”, нелиберальные способы модернизации, либеральный мир и Россия
Получено29.12.2020
Дата публикации29.12.2020
Кол-во символов40836
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Истоки либеральных представлений о главных ценностях в жизни человека и общества восходят к суждениям времен древнегреческих мыслителей. С тех пор они прошли продолжительный путь. К ХVII в. либерализм предстал как система признанных ценностей и философская доктрина. Его отправные точки – достоинство личности, свобода и ответственность людей. Все они в либеральной концепции непреложны и незаменимы. Но времена менялись, и вместе с ними изменялись либеральные подходы к актуальным проблемам.
2 В ХХ в. произошло самое широкое распространение идеологии и практики либерализма в мире. В большинстве стран было введено всеобщее избирательное право. Но во многих из них режимы оставались или становились менее свободными, с меньшими возможностями политического выбора, открывающими путь к тирании, санкционированной большинством. Возникал (или укреплялся) феномен нелиберальной демократии.
3 Заметным событием стало появление в 2003 г. книги известного американского ученого и журналиста, уроженца Бомбея Фарида Закарии. Меньше не всегда значит лучше, утверждал Закария. Не просто демократия, а развитие либеральной демократии дает ключ к ответу на современные вызовы. “Без такого внутреннего содержания демократия превратится не просто в негодную, а в опасную пустую оболочку... Сегодня нам необходима такая политика, в которой демократии было бы не больше, а меньше.. [1, сс. 274, 283-285].
4 Закария был не первым, кто выступил с таким предупреждением. Фокус исследования надо сдвинуть, настаивал нобелевский лауреат Амарития Сен. Внимание многих ученых, подчеркивал он, приковано к росту валового продукта, недостаточности доходов, техническому прогрессу и т.д. Но центральная проблема, от которой зависит все, – свобода и ее дефицит, причем главенствующая роль принадлежит политической свободе. Развитие это и есть свобода. Политические свободы (а не социальные, как полагают многие) – главная моторная сила развития [2, сc. 21, 35-36, 69-182].
5 Едва ли не самое видное место среди последних публикаций по данной теме приобрели выступления профессора Френсиса Фукуямы. Сначала статья в американском журнале (1989 г.), а через несколько лет книга (1992 г.) были переведены на многие языки и переизданы в десятках стран. Автор выдвинул междисциплинарную концепцию современного мирового развития и предсказал перелом в многотысячелетней истории человечества – окончание известной истории. Самое примечательное в концепции Фукуямы победоносный марш режима либеральной демократии, которому теперь никто уже противостоять не сможет [3, pp. 3-18; 4]. Так ли это? Окончательное торжество либеральной демократии (за исчерпанием достойных противников) автор предположительно отодвигает на неопределенный срок в будущем. Что ж, за это время в судьбах либерализма в России и в мире могут произойти немалые изменения.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 762

Оценка читателей: голосов 0

1. Закария Ф. Будущее свободы: нелиберальная демократия в США и за их пределами. Москва, “Ладомир”, 2004. 383 с. [Zakaria F. Budushchee svobody: neliberal'naya demokratiya v SShA i za ikh predelami [The Future of Freedom: Illiberal Democracy at Home and Abroad]. Mоscow, “Ladomir”, 2004. 383 p.]

2. Сен А. Развитие как свобода. Москва, Фонд Либеральная миссия, Новое издательство, 2004. 425 с. [Sen A. Razvitie kak svoboda [Development as Freedom]. Moscow, Fond Liberal'naya missiya, Novoe izdatel'stvo, 2004. 425 p.]

3. Fukuyama. F. The End of History. The National Interest, 16 (Summer 1989), pp. 3-18.

4. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. Москва, АСТ Ермак, 2004. 588 с. [Fukuyama F. Konets istorii i poslednii chelovek [The end of history and the last man]. Mоscow, AST Ermak, 2004. 588 p.]

5. Либерализм в ХХI веке. Современные вызовы свободе и новые либеральные ответы. Москва, Мысль, 2019. 371 с. [Liberalism in the XXI century. Modern challenges to freedom and new liberal responses. Mоscow, Mysl', 2019. 371 p. (In Russ.)]

6. Паин Э., Федюнин С. Нация и демократия. Перспективы управления культурным разнообразием. Москва, Мысль, 2017. 266 с. [Pain Je., Fedjunin S. Natsiya i demokratiya. Perspektivy upravleniya kul'turnym raznoobraziem [Nation and democracy. The perspectives of management of cultural diversity]. Moscow, Mysl', 2017. 266 p.]

7. Мадьяр Б. Анатомия посткоммунистического мафиозного государства. На примере Венгрии. Москва, Новое литературное обозрение, 2016. 392 с. [Magyar B. Anatomiya postkommunisticheskogo mafioznogo gosudarstva. Na primere Vengrii [The Anatomy of Post-Communist Mafia Regimes on the example of Hungary]. Mоscow, Novoe literaturnoe obozrenie, 2016. 392 p.]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх