Образ певички (гетеры) в литературе Китая (от новелл эпохи Тан к прозе эпохи Цин)

 
Код статьиS013128120003936-0-1
DOI10.31857/S013128120003936-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИМЛИ РАН
Адрес: Российская Федерация
Название журналаПроблемы Дальнего Востока
ВыпускВыпуск №1
Страницы136-143
Аннотация

В статье дан анализ эволюции образа певички (гетеры) в прозаических произведениях китайских авторов. На примере новелл эпох Тан и Сун, а затем прозы эпохи Цин исследуются перемены в изображении героинь прозы об увеселительных кварталах.

Ключевые словагетеры, певички, литература Китая, жанр сясе сяошо
Получено29.03.2019
Дата публикации29.03.2019
Кол-во символов28225
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 Первые повествования о гетерах (синологи их часто называют «певичками») появились в Китае одновременно с расцветом городов и распространением увеселительных кварталов в эпоху Тан. В это время в законодательных уложениях уже существовала особая категория женщин — чанцзи, проживающих в специальных увеселительных кварталах и развлекавших гостей пением и танцами. Как пишет исследователь положения женщин в средневековом Китае Ю.С. Мыльникова, по своему правовому и социальному статусу певички при Тан делились на казенных (дворцовые певички гунцзи, певички для высших чинов местной администрации, певички для чиновников гуаньцзи) и частных (домашние певички и проститутки) цзяцзи1. Певички могли жить не только в увеселительных заведениях, но и в семьях. «Состоятельные семьи могли содержать домашних певичек цзяцзи, это было престижно и подчеркивало статус хозяина»2. В столице Китая эпохи Тан — городе Чанъани (современное название — Сиань) было достаточно много увеселительных заведений, которые посещали образованные люди, от претендентов на участие в государственных экзаменах до чиновников, занимающих высокие должности. Среди них еще не было профессиональных литераторов, которые появятся только несколько столетий спустя, но литературным талантом обладали многие, создававшие в этот период небольшие по объему прозаические произведения на литературном языке, позже получившие название танских новелл чуаньци. С героиней одной из таких новелл, созданной Бо Синцзянем (776–826), братом крупнейшего поэта эпохи Тан Бо Цзюйи (772–846), читатель знакомится в «Жизнеописании красавицы Ли» («Ли ва чжуань»). 1. .Мыльникова Ю.С. Правовое положение женщин в истории средневекового Китая. Автореферат дис… канд. ист. наук. СПб., 2012. URL: http://diss.seluk.ru/ av-istoriya/ 707205–1-pravovoe-polozhenie-zhenschin-istorii-srednevekovogo-kitaya-dinastii-tan-sun.php (дата обращения: 19.07.2018).

2. .Там же.
2 Из новеллы мы узнаем о жизни певичек в эпоху Тан. Девочек из бедных семей покупали или брали на воспитание в город хозяйки увеселительных заведений и обучали их навыкам развлечения гостей. Девушки должны были быть не только привлекательны, но и обладать различными талантами: уметь петь, танцевать, слагать стихи. Несмотря на низкий социальный статус, некоторые из них были достаточно богатыми, подобно героине новеллы — красавице Ли, у которой «все прежние возлюбленные — люди из именитых и влиятельных семей, и красавица привыкла к щедрым подаркам»3. Хозяйка красавицы Ли снимает отдельный дом, убранство которого подобно обстановке домов богатых горожан: «занавески, циновки, ширмы, широкие ложа радовали глаз своей красотой. Туалетные ящики, покрывала, подушки — все в этом доме поражало роскошью и утонченным изяществом»4. Девушки находились в зависимости от своих хозяек: красавица Ли, чтобы получить свободу, выплачивает хозяйке заведения крупную сумму, обеспечивая ее жизнь на двадцать лет. В новелле Бо Синцзянь подчеркивает высокие моральные качества своей героини: красавица Ли добродетелью сравнима с женщинами благородного происхождения. Когда юноша, впавший в нищету из-за увлечения красавицей и умирающий от голода, случайно оказывается перед дверями дома красавицы Ли и старуха, опекающая красавицу, велит прогнать его, красавица, «строго взглянув на нее, отвечает: «Этот юноша из благородного дома. Когда-то он ездил в богатом экипаже, носил золотые украшения. А пришел в наш дом и быстро лишился всего. С помощью подлой уловки мы выгнали его. Это бесчеловечно! Мы погубили его будущее, сделали посмешищем людей»5. 3. .Проза Тан и Сун. СПб.: Петербургское востоковедение, 2015. С. 177, 185.

4. .Там же. С. 179.

5. .Там же. С. 185.

Цена публикации: 0

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1938

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх