Особенности политического лидерства: Си Цзиньпин и Ангела Меркель

 
Код статьиS013128120003931-5-1
DOI10.31857/S013128120003931-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Дипломатическая академия МИД России
Адрес: Российская Федерация
Название журналаПроблемы Дальнего Востока
ВыпускВыпуск №1
Страницы91-97
Аннотация

Ста­тья по­свя­ще­на ис­сле­до­ва­нию по­ли­ти­че­ско­го ли­дер­ст­ва в Ки­тае и Гер­ма­нии. Ав­тор рас­смат­ри­ва­ет по­ли­ти­че­скую куль­ту­ру со­вре­мен­но­го Ки­тая с мо­мен­та про­воз­гла­ше­ния КНР. Так­же ис­сле­ду­ет­ся по­ли­ти­че­ская куль­ту­ра Гер­ма­нии. Ав­тор при­хо­дит к вы­во­ду, что по­ли­ти­че­ское и куль­тур­ное раз­ви­тие стра­ны на­хо­дит­ся в тес­ной свя­зи с лич­но­стью ее ли­де­ра, ин­ди­ви­ду­аль­ные ка­че­ст­ва ко­то­ро­го влия­ют на ее по­ло­же­ние на ми­ро­вой аре­не.

Ключевые словаГер­ма­ния, Ки­тай, Си Цзинь­пин, Ан­ге­ла Мер­кель, пер­со­наль­ное по­ли­ти­че­ское ли­дер­ст­во
Получено29.03.2019
Дата публикации29.03.2019
Кол-во символов22474
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Вместе с изменениями, происходящими сегодня на мировой арене, возрастает роль персонального политического лидерства. «Лидеры и их влияние становятся якорем политического процесса, политических интерпретаций и политической оценки»1. Небезынтересно понять, как личностный фактор не только пролагает дорогу к вершинам, способствует достижению высот политической власти, но влияет на положение стран, возглавляемых этими лидерами. Эта проблема рассматривается на примерах лидеров двух стран — Китая и Германии, выбор которых обусловлен возрастающем влиянием Китая в современном мире и влиянием Германии на процессы, происходящие в ЕС. 1. .Кукурцева М.А. Эффект персонализации современной политики// Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2017. № 4–2 (10). С. 239–251.
2

Политическая культура современного Китая

3 Если говорить о политической культуре Китая, то в основе ее лежат ценности китаизированного «рыночного социализма», «китайской национальной идеи», а также синтез даосизма, буддизма, легизма и конфуцианства, которому отводится центральное место и с которым связаны «терпение, миролюбие и умение найти компромисс; предпочтение “золотой середины” во всем; неизменное благоговение перед предками, пожилыми и учеными людьми, а также зрелый гуманизм, ставящий человека в центр вселенной»2. 2. .Мельников А.П. Политическая культура Китая // Вестник Брестского университета. Сер. 1. Философия. Политология. Социология. 2012. № 1. Электронная библиотека БГУ. URL: http://elib.bsu.by/ handle/ 123456789/ 13138
4 В первое десятилетие после провозглашения Китайской Народной Республики политическая культура в стране развивалась под влиянием маоистской идеологии и носила авторитарный характер. Все изменилось в 80е годы XX века. Реформы, начатые под руководством Дэн Сяопина, способствовали распространению ценностей «рыночного социализма», что через определенное время вывело экономику страны на новый уровень. Кроме того, на становление политической культуры Китая издревле оказывает влияние система гуанси, построенная на принципе лояльности клановых связей. Система подразумевает взаимодействие и клановую преемственность. Действие этой системы четко отражено в передаче власти от Мао Цзэдуна к Дэн Сяопину, а впоследствии к Цзян Цзэминю, Ху Цзиньтао и, наконец, к Си Цзиньпину3. 3. .Баранов Н.А. Политическая культура Японии, Китая и Индии. URL: >>>> fotonovgorod/ pages/ 128.htm
5 Особенности политической культуры Китая выражаются также в том, что она представляет собой разновидность авторитарной политической культуры, существующей более полувека в условиях однопартийной государственной системы, где основная роль принадлежит Компартии Китая. Политическая культура Китая выступает в двух основных формах: официальной (официально-массовой) и оппозиционной (реформистской и либеральной). Стоит особо отметить традиции авторитарного восприятия власти, конфуцианского менталитета «семья — государство», и соответствующего поведения в политике, принципиальную роль тысячелетних традиций в развитии политической культуры. Во внешней политике Китая проявляются принципы традиционного ханьского политико-культурного менталитета, смысл которых состоит, с одной стороны, в избегании Китаем прямых столкновений и конфронтации на международной арене, а с другой — в упорном и последовательном обеспечении для китайского общества и государства выгодных внешнеполитических условий развития при одновременной опоре на зарубежные этнические китайские общины4. Согласно типологии национальных деловых культур, предложенной Р. Льюисом, китайскую культуру можно отнести к реактивным. Это культуры, ориентированные на обеспечение общей гармонии, в которых деятельность осуществляется не по плану, а в зависимости от изменяющихся контекста и условий. В свою очередь культура Германии относится к моноактивным, т.е. ориентированным на решение конкретных проблем, когда эта деятельность разбивается на последовательные этапы без отвлечения на другие задачи. В моноактивных культурах время объективно и линейно, а в реактивных — циклично и не уходит в будущее5. 4. .Там же.

5. .Тульчинский Г.Л. Политические культуры: проблема изучения типологии// Международный журнал исследований культуры. 2014. № 1 (14). С. 5–20. URL: >>>> archives/ 94-polit

всего просмотров: 683

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх