Retro-forecasting as an element national historical mentality

 
PIIS086904990002754-1-1
DOI10.31857/S086904990002754-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Leading Researcher, the Sociological Institute of the Russian Academy of Sciences; senior staff scientist, Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia; Professor, Plekhanov Russian University of Economics
Affiliation:
Sociological Institute, Russian Academy of Sciences
Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia
Plekhanov Russian University of Economics
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameObshchestvennye nauki i sovremennost
EditionIssue 1
Pages99-114
Abstract

In the article investigate the Russian national historical mentality as a complex of value-based representations of Russians to the history of their country. One of the features of the historical mentality of modern Russians is their strong commitment to virtual (illusory) versions of historical events. This finds expression in the high popularity of fiction in the genre of “alternative history” and the mythological near-scientific literature on the themes of Russian history, written from the standpoint of the state ideology. Therefore a significant part of the national history is therefore perceived as a trauma which it would be desirable to get rid of by “replaying” or reinterpreting real events. It is substantially a projection to the past of the critical attitude of many Russians to the present. It is concluded that in “fantastic histories” the most frequent the mentality of Russians who want to preserve the elements of socialism and strive for the development of market relations without democracy are really expressed

Keywordsnational historical mentality, retro-forecasting, alternative history, mythologization of history, public consciousness, reforms of the 1990s, all-Russian surveys
Received14.03.2019
Publication date15.03.2019
Number of characters45373
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В современном российском обществоведении до сих пор недостаточно комплексно изучен феномен национальной исторической ментальности – совокупности принятых в данной стране взглядов на мировую историю в целом и на национальную историю в частности1. 1. Предлагаемое определение “исторической ментальности” как восприятия истории современными людьми следует отличать от трактовки этого термина в духе школы “Анналов” как исторических форм ментальности (то есть ментальности людей прошедших эпох).
2 Де-факто изучением того, как люди осмысляют историю, занимаются либо сами историки в рамках дискурса “уроков истории” (см., например, [Ферро 2010; Полян 2016]), либо этнологи-политологи, изучающие “войны памяти” как форму политической борьбы (см. [Шнирельман 2003; Фальсификация… 2011]). В обоих случаях речь идет об анализе учебной, научной и научно-популярной литературы, формирующей общественное сознание, но не общественного сознания как такового. Ведь общественное сознание – это “картина мира” (в данном случае – картина истории мира), которая складывается главным образом в сознании “простых людей”. Между тем историки и политологи нацелены на изучение исторической ментальности (через ее отражение в различных публикациях) скорее элитных групп, чем обычных граждан. Это хорошо видно в предложенном М. Ферро противопоставлении, с одной стороны, книжной “истории историков” и с другой – “коллективной памяти общества”, под которой понимаются “представления, бытующие как часть повседневной культуры и тесно сплетенные с различными житейскими воззрениями” [Ермольцев 2010].
3 Что касается российских социологов, то они отнюдь не уходят от анализа “коллективной памяти общества”, хотя чаще всего ограничиваются лишь отдельными элементами этого явления, скажем, отражением в общественном сознании россиян отдельных исторических событий или исторических периодов. Однако целостной социологической концепции национального восприятия истории (как одного из важных элементов общественного сознания) до сих пор нет.
4 Ее формирование – задача на будущее для отечественной социологии. В данной статье я сосредоточусь лишь на таком элементе национальной исторической ментальности, как отношение россиян к альтернативам собственной истории (более конкретно – к исторической “развилке” начала 1990-х гг.).
5 Недовольство прошлым
6 Фраза, что Россия – страна с непредсказуемым прошлым, стала уже банальной. Действительно, в стране, где ссылки на “уроки истории” – один из важнейших методов легитимизации современности, оценки прошлого оказываются слишком зависимы от виражей текущей политики. В результате, например, П. Столыпина то резко критикуют как реакционера-монархиста, то снисходительно одобряют как умеренно-успешного либерального реформатора, то превозносят как злодейски убитого борца за “великую Россию”.
7 Однако исторической памяти современных россиян присуща еще одна черта – удивительное тяготение не столько к реальной истории, сколько к виртуальным (иллюзорным) версиям исторических событий. Потому не случайна популярность квази- и околоисторической литературы, издаваемой крупными тиражами. И если россияне “любят историю”, то объектом их любви слишком часто становится не реальная история своей страны, а какая-то совсем “другая” история. Вот лишь три показательных примера.

views: 1242

Readers community rating: votes 0

1. Anti-Medinskiy Oproverzhenie. Kak partiya vlasti pravit istoriyu (2012) [Anti-Medinskiy. Refutation. How the party of power rules the history]. Moscow: Ehksmo.

2. Danilenko G.E. (2016) Kontrfakticheskaya al'ternativistika v istorii: kriticheskiy analiz [Counterfactual Alternative in History: A Critical Analysis]. Kul'tura i civilizaciya, no. 1 (3), pp. 41–46.

3. Danilov A.G. (2007) Al'ternativy v istorii Rossii: mify ili real'nost' (XIV–XIX vv.) [Alternatives in the history of Russia: myths or reality (XIV–XIX centuries)]. Rostov-na-Donu: Feniks.

4. Dvadcat' let reform glazami rossiyan: opyt mnogoletnih sociologicheskih zamerov (2011) [Twenty years of reforms through the eyes of Russians: the experience of long-term sociological measurements]. Pod red. M.K. Gorshkova, R. Krumma, V.V. Petuhova. Moscow: Ves' Mir.

5. Ermol'tsev D. (2010) Kniga Ferro i rossijskij opyt “rasskazov o proshlom» [Ferro's book and the Russian experience of “stories about the past”]. Ferro M. Kak rasskazyvayut istoriyu detyam v raznyh stranah mira. Moscow: Knizhniy Klub 36`6.

6. Fal'sifikaciya istoricheskih istochnikov i konstruirovanie ehtnokraticheskih mifov (2011) [Falsification of historical sources and the construction of ethnocratic myths]. Moscow: IA RAN.

7. Ferro M. (2010) Kak rasskazyvayut istoriyu detyam v raznyh stranah mira [How to tell a story to children in different countries of the world]. Moscow: Knizhniy Klub 36`6.

8. Frumkin K.G. (2016) Al'ternativno-istoricheskaya fantastika kak forma istoricheskoj pamyati [Alternative-historical fiction as a form of historical memory]. Istoricheskaya ekspertiza, no. 4, pp. 17–28.

9. Karacuba I., Kurukin I., Sokolov N. (2015) Vybiraya svoyu istoriyu. Razvilki na puti Rossii: ot Ryurikovichej do oligarhov [Choosing your own story. Folds on the way of Russia: from Rurikovich to oligarchs]. Moscow: Corpus.

10. Latov Yu.V. (2008) “Chto, esli by…” v sovremennoy kliometrike [“What if... ” in modern Cliometrics]. Istoriko-ekonomicheskie issledovaniya, t. 9, no. 3, pp. 47–60.

11. Latov Yu.V. (2018) Paradoksy pamyati o nedavnem proshlom (Rossiya L.I. Brezhneva, B.N. El'tsina i V.V. Putina v vospriyatii sovremennogo pokoleniya rossiyan) [Paradoxes of memory about the recent past (Brezhnev`s Russia, Yeltsin`s Russia and Putin`s Russia in the perception of the modern generation of Russians)]. POLIS.

12. Nekhamkin V.A. (2011) Kontrfakticheskie istoricheskie issledovaniya [The formation of counterfactual history: the philosophical and methodological aspect]. Istoricheskaya psihologiya i sociologiya istorii, no. 4, pp. 102–120.

13. Nekhamkin V.A. (2010) Stanovlenie kontrfakticheskoy istorii: filosofsko-metodologicheskij aspect [The formation of counterfactual history: the philosophical and methodological aspect]. Moscow: Maks-Press.

14. Perestroyka dlya strany i mira: kak ona viditsya dvadcat' let spustya (2007) [Perestroika for the country and the world: as it is seen twenty years later]. Moscow: Nauka.

15. Polyan P. (2016) Istoriomor, ili Trepanaciya pamyati: bitvy za pravdu o GULAGe, deportacii, voyne i Holokoste [Historiomor, or Trepanation of Memory: Battle for the Truth about the Gulag, Deportation, War and the Holocaust]. Moscow: AST.

16. Shnirel'man V.A. (2003) Voyny pamyati: mify, identichnost' i politika v Zakavkaz'e [Memory Wars: Myths, Identity and Politics in Transcaucasia]. Moscow: Akademkniga.

17. Upushchenniy shans ili posledniy klapan? (k 50-letiyu kosyginskih reform 1965 g.) (2017) [Missed chance or last valve? (to the 50th anniversary of the Kosygin`s reforms of 1965)]. Pod red. R.M. Nureeva, Yu.V. Latova. Moscow: KNORUS.

18. Volodihin D. (2000) Fenomen fol'k-histori [The phenomenon of folk-histories]. Otechestvennaya istoriya, no. 4, pp. 16–24.

Система Orphus

Loading...
Up