Ретропрогнозирование как элемент национальной исторической ментальности

 
Код статьиS086904990002754-1-1
DOI10.31857/S086904990002754-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (Института социологии РАН); профессор Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова; главный научный сотрудник Академии управлен
Аффилиация:
Институт социологии РАН
РЭУ им. Г.В. Плеханова
Академия управления МВД России
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаОбщественные науки и современность
ВыпускНомер 1
Страницы99-114
Аннотация

В статье поставлен вопрос о необходимости комплексного исследования российской национальной исторической ментальности как комплекса ценностно окрашенных представлений россиян об истории своей страны. Одна из особенностей исторической ментальности современных россиян – их сильная приверженность виртуальным (иллюзорным) версиям исторических событий, что находит выражение в высокой популярности как фантастики в жанре “альтернативной истории”, так и мифотворческой околонаучной литературы на темы российской истории, написанной с позиций державной идеологии. Критическое восприятие значительной части отечественной истории как травмы, от которой хотелось бы избавиться путем “переигрывания” или переистолковывания реальных событий, в значительной степени проекция на прошлое критического отношения многих россиян к настоящему, в частности таково желание изменить “неправильные” реформы начала 1990-х гг. Сделан вывод, что в “фантастических историях” действительно выражены наиболее частые умонастроения тех, кто хотел бы сохранить элементы социализма, развивать рыночные отношения, но без демократии

Ключевые слованациональная историческая ментальность, ретропрогнозирование, альтернативная история, мифологизация истории, общественное сознание, реформы 1990-х гг., общероссийские опросы
Источник финансированияРабота выполнена за счет гранта Российского научного фонда (проект № 14-28-00218) в Институте со- циологии ФНИСЦ РАН. Использованы базы мониторингового исследования Института социологии ФНИСЦ РАН “Динамика социальной трансформации современной России в социально-экономическом, политическом, социокультурном и этнорелигиозном контекстах”, созданных при финансовой поддержке РНФ.
Получено14.03.2019
Дата публикации15.03.2019
Кол-во символов45373
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В современном российском обществоведении до сих пор недостаточно комплексно изучен феномен национальной исторической ментальности – совокупности принятых в данной стране взглядов на мировую историю в целом и на национальную историю в частности1. 1. Предлагаемое определение “исторической ментальности” как восприятия истории современными людьми следует отличать от трактовки этого термина в духе школы “Анналов” как исторических форм ментальности (то есть ментальности людей прошедших эпох).
2 Де-факто изучением того, как люди осмысляют историю, занимаются либо сами историки в рамках дискурса “уроков истории” (см., например, [Ферро 2010; Полян 2016]), либо этнологи-политологи, изучающие “войны памяти” как форму политической борьбы (см. [Шнирельман 2003; Фальсификация… 2011]). В обоих случаях речь идет об анализе учебной, научной и научно-популярной литературы, формирующей общественное сознание, но не общественного сознания как такового. Ведь общественное сознание – это “картина мира” (в данном случае – картина истории мира), которая складывается главным образом в сознании “простых людей”. Между тем историки и политологи нацелены на изучение исторической ментальности (через ее отражение в различных публикациях) скорее элитных групп, чем обычных граждан. Это хорошо видно в предложенном М. Ферро противопоставлении, с одной стороны, книжной “истории историков” и с другой – “коллективной памяти общества”, под которой понимаются “представления, бытующие как часть повседневной культуры и тесно сплетенные с различными житейскими воззрениями” [Ермольцев 2010].
3 Что касается российских социологов, то они отнюдь не уходят от анализа “коллективной памяти общества”, хотя чаще всего ограничиваются лишь отдельными элементами этого явления, скажем, отражением в общественном сознании россиян отдельных исторических событий или исторических периодов. Однако целостной социологической концепции национального восприятия истории (как одного из важных элементов общественного сознания) до сих пор нет.
4 Ее формирование – задача на будущее для отечественной социологии. В данной статье я сосредоточусь лишь на таком элементе национальной исторической ментальности, как отношение россиян к альтернативам собственной истории (более конкретно – к исторической “развилке” начала 1990-х гг.).
5 Недовольство прошлым
6 Фраза, что Россия – страна с непредсказуемым прошлым, стала уже банальной. Действительно, в стране, где ссылки на “уроки истории” – один из важнейших методов легитимизации современности, оценки прошлого оказываются слишком зависимы от виражей текущей политики. В результате, например, П. Столыпина то резко критикуют как реакционера-монархиста, то снисходительно одобряют как умеренно-успешного либерального реформатора, то превозносят как злодейски убитого борца за “великую Россию”.
7 Однако исторической памяти современных россиян присуща еще одна черта – удивительное тяготение не столько к реальной истории, сколько к виртуальным (иллюзорным) версиям исторических событий. Потому не случайна популярность квази- и околоисторической литературы, издаваемой крупными тиражами. И если россияне “любят историю”, то объектом их любви слишком часто становится не реальная история своей страны, а какая-то совсем “другая” история. Вот лишь три показательных примера.

всего просмотров: 1232

Оценка читателей: голосов 0

1. Анти-Мединский. Опровержение. Как партия власти правит историю (2012) М.: Эксмо.

2. Володихин Д. (2000) Феномен фольк-хистори // Отечественная история. № 4. С. 16–24.

3. Даниленко Г.Э. (2016) Контрфактическая альтернативистика в истории: критический анализ // Культура и цивилизация. № 1 (3). С. 41–46.

4. Данилов А.Г. (2007) Альтернативы в истории России: мифы или реальность (XIV–XIX вв.). Ростов-на-Дону: Феникс.

5. Двадцать лет реформ глазами россиян: опыт многолетних социологических замеров (2011) Под ред. М.К. Горшкова, Р. Крумма, В.В. Петухова. М.: Весь Мир.

6. Ермольцев Д. (2010) Книга Ферро и российский опыт “рассказов о прошлом” // Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М.: Книжный Клуб 36`6.

7. Карацуба И., Курукин И., Соколов Н. (2015) Выбирая свою историю. Развилки на пути России: от Рюриковичей до олигархов. М.: Corpus.

8. Латов Ю.В. (2018) Парадоксы памяти о недавнем прошлом (Россия Л.И. Брежнева, Б.Н. Ельцина и В.В. Путина в восприятии современного поколения россиян) // ПОЛИС (в печати).

9. Латов Ю.В. (2008) “Что, если бы…” в современной клиометрике // Историко-экономические исследования. Т. 9. № 3. С. 47–60.

10. Нехамкин В.А. (2011) Контрфактические исторические исследования // Историческая психология и социология истории. № 4. С. 102–120.

11. Нехамкин В.А. (2010) Становление контрфактической истории: философско-методологический аспект. М.: Макс-Пресс.

12. Перестройка для страны и мира: как она видится двадцать лет спустя (2007) М.: Наука.

13. Полян П. (2016) Историомор, или Трепанация памяти: битвы за правду о ГУЛАГе, депортации, войне и Холокосте. М.: АСТ.

14. Упущенный шанс или последний клапан? (к 50-летию косыгинских реформ 1965 г.) (2017) Под ред. Р.М. Нуреева, Ю.В. Латова. М.: КНОРУС.

15. Фальсификация исторических источников и конструирование этнократических мифов (2011) М.: ИА РАН.

16. Ферро М. (2010) Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М.: Книжный Клуб 36`6.

17. Фрумкин К.Г. (2016) Альтернативно-историческая фантастика как форма исторической памяти // Историческая экспертиза. № 4. C. 17–28.

18. Шнирельман В.А. (2003) Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье. М.: Академкнига.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх