Современные исследования межгрупповых идеологий: ассимиляционизм, этнический дальтонизм, мультикультурализм, поликультурализм

 
Код статьиS086904990002755-2-1
DOI10.31857/S086904990002755-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Младший научный сотрудник Экспертного института, Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований, Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики”
Аффилиация: НИУ ВШЭ
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: младший научный сотрудник Экспертного института
Аффилиация: Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики”
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаОбщественные науки и современность
ВыпускНомер 1
Страницы143-155
Аннотация

В настоящее время проблемы этнического, культурного и религиозного многообразия стали центральным звеном публичного дискурса в разных странах. Сравнительно недавно особое внимание со стороны социальных психологов получили идеологические установки, которые могут иметь определяющее значение для межгрупповых отношений, в частности гармонизации межэтнических отношений и смягчения предубеждений в данной сфере. Среди наиболее распространенных межгрупповых идеологий следует отметить ассимиляционизм, этнический дальтонизм, мультикультурализм и поликультурализм, которые могут одновременно присутствовать в обществе. В зависимости от социально-политических условий какое-то из них способны доминировать. Поддержание любой идеологии имеет неоднозначные последствия для гармонизации межгрупповых отношений и уменьшения предубеждений. При этом необходимы дополнительные исследования с учетом конкретного социально-политического контекста

Ключевые словамежгрупповые идеологии, ассимиляционизм, этнический дальтонизм, мультикультурализм, поликультурализм, межэтнические отношения, культурное многообразие
Источник финансированияСтатья подготовлена в результате проведения исследования в рамках Программы фундаментальных ис- следований Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики” (НИУ ВШЭ) и с использованием средств субсидии в рамках государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации “5-100”.
Получено14.03.2019
Дата публикации15.03.2019
Кол-во символов25154
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Главная задача, стоящая сегодня перед многими странами, заключается в создании социального климата, в котором могут гармонично сосуществовать представители разных этнических групп. Следует ли подчеркивать их сходство и общие основания или, наоборот, признать, что существуют важные групповые различия? Какая политика может быть эффективной в борьбе с предубеждениями и межгрупповой дискриминацией? Социальные психологи и социологи работают над этими вопросами уже несколько десятилетий [Green, Staerklé 2013]. Тем не менее исследования, посвященные изучению межгрупповых идеологий, в определенной степени определяющих межгрупповые отношения и поведение, появились сравнительно недавно [Rattan, Ambady 2013; Sasaki, Vorauer 2013]. Мы попытаемся обобщить теоретические представления о последствиях одобрения ассимиляционизма, этнического дальтонизма, мультикультурализма и поликультурализма в аспекте межгрупповых отношений, представив обзор исследований, призванных объяснить, почему и как данные межгрупповые идеологии могут оказывать существенное воздействие на межгрупповые отношения и поведение. Наш анализ основан не только на психологических теориях и эмпирических исследованиях, но и на конкретной практике реализации принципов данных идеологий в рамках государственной политики некоторых стран.
2 Современные межгруппные идеологии: исключение, игнорирование или принятие многообразия?
3 Для решения проблем, связанных с культурным многообразием и проблемами гражданской и национальной идентичности, страны формируют некоторые формальные и неформальные правила и политику в отношении мигрантов. В результате возникает множество убеждений и каждая их группа превращается в более или менее целостную межгрупповую идеологию, которая предполагает определенные правила и нормы отношений членов доминирующих социальных групп к другим группам в данном обществе. Межгрупповые идеологии определяют способы поддержания межгрупповых отношений в культурно многообразных обществах [Rattan, Ambady 2013]. Исходя из признания сложности социальной реальности, они, вероятно, имеют много общего с тем, что С. Московичи называл “социальными представлениями” [Plaut 2002].
4 Впервые особое внимание на это было обращено при разработке шкалы измерения отношения к мультикультурализму и использовании термина “мультикультурная идеология” [Berry, Kalin, Taylor 1977]. Данные авторы различали три основные идеологии: ассимиляцию, мультикультурализм и сегрегацию. Аналогично Б. Парк и С. Джадд писали о “идеологических перспективах”, которые определяют отношения между членами различных этнических групп. Помимо трех упомянутых выше идеологий они предложили также идеологию этнического дальтонизма [Park, Judd 2005].
5 В чистом виде межгрупповые идеологии, как правило, не представлены, скорее, они сосуществуют, но та или иная идеология становится доминирующей в зависимости от социально-политических условий. Например, идеи, связанные с политическим принципом Laïcité (секуляризации), приобрели большее значение в последние годы во Франции [Roebroeck, Guimond 2014].

всего просмотров: 2208

Оценка читателей: голосов 0

1. Григорьев Д.С. (2017) Дискриминация мигрантов в социоэкономической сфере: роль межгрупповых установок принимающего населения // Социальная психология и общество. № 3. C. 63–84.

2. Гулевич О.А. (2007) Психология межгрупповых отношений. М.: Московский психолого-социальный институт.

3. Лебедева Н.М., Татарко А.Н., Берри Дж.У. (2016) Социально-психологические основы мультикультурализма: проверка гипотез о межкультурном взаимодействии в российском контексте // Психологический журнал. № 2. С. 92–104.

4. Понизовский В.А., Берри Дж. У. (2017) Сравнительный анализ политики мультикультурализма в Канаде, странах Европы и России // Общественные науки и современность. № 3. С. 120–131.

5. Apfelbaum E.P., Norton M.I., Sommers S.R. (2012) Racial colour blindness: Emergence, practice, and implications // Current Directions in Psychological Science. Vol. 21. Pp. 205–209.

6. Bernardo A.B.I., Salanga M.G.C., Tjipto S., Hutapea B., Yeung S.S., Khan A. (2016) Contrasting Lay Theories of Polyculturalism and Multiculturalism: Associations With Essentialist Beliefs of Race in Six Asian Cultural Groups // Cross-Cultural Research. Vol. 50. No. 3. Pp. 231–250.

7. Berry J.W., Kalin R., Taylor D.M. (1977) Attitudes towards multiculturalism and ethnic groups in Canada. Ottawa: Approvisionnements et Services Canada.

8. Berry J.W., Phinney J., Sam D.L., Vedder P. (2006) Immigrant youth in cultural transition: Acculturation, identity and adaptation across national contexts. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum.

9. Bloemraad I., Korteweg A., Yurdakul G. (2008) Citizenship and immigration: Multiculturalism, assimilation, and challenges to the Nation-State // Annual Review of Sociology. Vol. 34. Pp. 153–179.

10. Brewer M.B., Miller N. (1984) Beyond the contact hypothesis: Theoretical perspectives on desegregation // Groups in contact. NY: Academic Press. Pp. 281–302.

11. Brown R. (2000) Group processes. Oxford: Blackwell.

12. Correll J., Park B., Smith J.A. (2008) Colourblind and multicultural prejudice reduction strategies in High-conflict situations // Group Processes & Intergroup Relations. Vol. 11. Pp. 471–491.

13. Crisp R.J., Turner R.N. (2011) Cognitive adaptation to the experience of social and cultural diversity // Psychological Bulletin. Vol. 137. Pp. 242–266.

14. Davies P.G., Steele C.M., Markus H.R. (2008) A nation challenged: The impact of foreign threat on America’s tolerance for diversity // Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 95. Pp. 308–318.

15. Dovidio J.F., Gaertner S.L., Saguy T. (2007) Another view of “we": Majority and minority group perspectives on a common ingroup identity // European review of social psychology. NY: Psychology Press. Pp. 296–330.

16. Esses V.M., Dovidio J.F. (2002) The role of emotions in determining willingness to engage in intergroup contact // Personality and Social Psychology Bulletin. Vol. 28. Pp. 1202–1214.

17. Fuertes J.N., Miville M.L., Mohr J.J., Sedlacek W.E., Gretchen D. (2000) Factor structure and short form of the Miville-Guzman Universality-Diversity Scale // Measurement and Evaluation in Counseling and Development. Vol. 33. Pp. 157–169.

18. Gaertner S.L., Dovidio J.F. (2000) Reducing intergroup bias: The common ingroup identity model. Hove, England: Psychology Press.

19. Green E.G.T., Staerklé C. (2013) Migration and multiculturalism // Oxford handbook of political psychology. Oxford: Oxford Univ. Press. Pp. 852–889

20. Guimond S., de la Sablonnière R., Nugier A. (2014) Living in a multicultural world: Intergroup ideologies and the societal context of intergroup relations // European Review of Social Psychology. Vol. 25. No. 1. Pp. 142–188.

21. Guimond S., De Oliveira P., Kamiesjki R., Sidanius J. (2010) The trouble with assimilation: Social dominance and the emergence of hostility against immigrants // International Journal of Intercultural Relations. Vol. 34. Pp. 642–650.

22. Hewstone M., Brown R.J. (1986) Contact is not enough: An intergroup perspective on the contact hypothesis // Contact and conflict in intergroup encounters. Oxford: Basil Blackwell. Pp. 1–44.

23. Huo Y.J., Molina L.E. (2006) Is pluralism a viable model of diversity? The benefits and limits of subgroup respect // Group Processes & Intergroup Relations. Vol. 9. Pp. 359–376.

24. Kelley R.D.G. (1999) The people in me // UTNE Reader. Vol. 95. Pp. 79–81.

25. King Jr. M.L. (1963) I have a dream. Speech delivered on the steps at the Lincoln Memorial in Washington D.C. on August 28.

26. Knowles E.D., Lowery B.S., Hogan C.M., Chow R.M. (2009) On the malleability of ideology: Motivated construals of colour blindness // Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 96. Pp. 857–869.

27. Kymlicka W. (1995) Multicultural citizenship: A liberal theory of minority rights. Oxford: Oxford Univ. Press.

28. Kymlicka W. (2012) Multiculturalism: Success, failure, and the future. Transatlantic Council on Migration, Migration Policy Institute (https://www.migrationpolicy.org/research/TCM-multiculturalism-success-failure).

29. Laborde C. (2001) The culture(s) of the Republic: Nationalism and multiculturalism in French Republican thought // Political Theory. Vol. 29. Pp. 716–735.

30. Levy S.R., West T.L., Ramirez L. (2005) Lay theories and intergroup relations: A social developmental perspective // European review of social psychology. Hove, UK: Psychology Press. Pp. 189–220.

31. Markus H.R. (2008) Pride, prejudice, and ambivalence: Towards a unified theory of race and ethnicity // American Psychologist. Vol. 63. Pp. 651–670.

32. Morrison K.R., Plaut V.C., Ybarra O. (2010) Predicting whether multiculturalism positively or negatively influences White Americans’ intergroup attitudes: The role of ethnic identification // Personality and Social Psychology Bulletin. Vol. 36. Pp. 1648 –1661.

33. Newman W. M. (1978) Theoretical perspectives for the analysis of social pluralism // The Canadian ethnic mosaic. Toronto: McClelland and Stewart. Pp. 40–54.

34. Park B., Judd C.M. (2005) Rethinking the link between categorisation and prejudice within the social cognition perspective // Personality and Social Psychology Review. Vol. 9. Pp. 108–130.

35. Pettigrew T.F., Tropp L.R. (2006) A meta-analytic test of intergroup contact theory // Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 90. Pp. 751–783.

36. Plaut V. C. (2002) Cultural models of diversity in America: The psychology of difference and inclusion // Engaging cultural differences: The multicultural challenge in liberal democracies. NY: Russell Sage Foundation Press. Pp. 365–395.

37. Prashad V. (2003) Bruce Lee and the anti-imperialism of Kung Fu: A polycultural adventure // Positions. Vol. 11. Pp. 51–89.

38. Prashad V. (2001) Everybody was Kung Fu fighting: Afro-Asian connections and the myth of cultural purity. Boston, MA: Beacon Press.

39. Rattan A., Ambady N. (2013) Diversity ideologies and intergroup relations: An examination of colourblindness and multiculturalism // European Journal of Social Psychology. Vol. 43. Pp. 12–21.

40. Richeson J.A., Nussbaum R.J. (2004) The impact of multiculturalism versus colourblindness on racial bias // Journal of Experimental Social Psychology. Vol. 40. Pp. 417–423.

41. Roebroeck E., Guimond S. (2015) Schooling, Citizen-Making, and Anti-Immigrant Prejudice in France // Journal of Social and Political Psychology. Vol. 3. No. 2. Pp. 20–42.

42. Rosenthal L., Levy S.R. (2010) The colorblind, multicultural, and polycultural ideological approaches to improving intergroup attitudes and relations // Social Issues and Policy Review. Vol. 4. Pp. 215–246.

43. Rosenthal L., Levy S.R. (2012) The relation between polyculturalism and intergroup attitudes among racially and ethnically diverse adults // Cultural Diversity and Ethnic Minority Psychology. Vol. 18. No. 1. Pp. 1–16.

44. Ryan C.S., Casas J.F., Thompson B.K. (2010) Interethnic ideology, intergroup perceptions, and cultural orientation // Journal of Social Issues. Vol. 66. Pp. 29–44.

45. Ryan C.S., Hunt J.S., Weibe J.A., Peterson C.R., Casas J.F. (2007) Multicultural and colourblind ideology, stereotypes, and ethnocentrism among Black and White Americans // Group Processes & Intergroup Relations. Vol. 10. Pp. 617–637.

46. Sasaki S.J., Vorauer J.D. (2013) Ignoring versus exploring differences between groups: Effects of salient colourblindness and multiculturalism on intergroup attitudes and behavior // Social and Personality Psychology Compass. Vol. 7. Pp. 246–259.

47. Schalk-Soekar S.R.G., Vijver F.J.R. van de (2008) The concept of multiculturalism: A study among Dutch majority members // Journal of Applied Social Psychology. Vol. 38. Pp. 2152–2178.

48. Scheepers D., Saguy T., Dovidio J.F., Gaertner S.L. (2014) A shared dual identity promotes a cardiovascular challenge response during interethnic interactions // Group Processes & Intergroup Relations. Vol. 17. Pp. 324–341.

49. Schnapper D., Krief P., Peignard E. (2003) French immigration and integration policy. A complex combination // The integration of immigrants in European societies: National differences and trends of convergence. Stuttgart: Lucius & Lucius. Pp. 15–44.

50. Taylor D.M. (1991) The social psychology of racial and cultural diversity: Issues of assimilation and multiculturalism // Bilingualism, multiculturalism and second-language learning. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum. Pp. 1–19.

51. Taylor D.M., Moghaddam F.M. (1994) Theories of intergroup relations – International social psychological perspectives. New York: Praeger.

52. Verkuyten M. (2014) Identity and cultural diversity: What social psychology can teach us. London: Routledge.

53. Verkuyten M. (2006) Multicultural recognition and ethnic minority rights: A social identity perspective // European Review of Social Psychology. London: Wiley. Vol. 17. Pp. 148–184.

54. Verkuyten M. (2009) Self-esteem and multiculturalism: An examination among ethnic minority and majority groups in the Netherlands // Journal of Research in Personality. Vol. 43. Pp. 419–427.

55. Vorauer J. D., Gagnon A., Sasaki S. J. (2009) Salient intergroup ideology and intergroup interaction // Psychological Science. Vol. 20. Pp. 838–845.

56. Wolsko C., Park B., Judd C. (2006) Considering the tower of Babel: Correlates of assimilation and multiculturalism among ethnic minority and majority groups in the United States // Social Justice Research. Vol. 19. Pp. 277–306.

57. Zarate M.A., Shaw M.P. (2010) The role of cultural inertia in reactions to immigration on the U.S. / Mexico border // Journal of Social Issues. 2010. Vol. 66. Pp. 45–57.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх