"Expert diplomacy" in conflict settlement: expert groups of Pridnestrovie (Transdniestria) and Moldova as a mechanism for sustainable dialogue

 
PIIS086904990026468-6-1
DOI10.31857/S086904990026468-6
Publication type Article
Status Approved
Authors
Occupation: Leading Researcher of the Research Institute of Strategic Planning and Eurasian Integration, Associate Professor
Affiliation: Russian presidential Academy of national economy and public administration, North-Western Institute of management,
Address: 199178, Russia, St. Petersburg, Sredny pr. V.O., 57/43
Abstract

The article is devoted to expert diplomacy, which is presented as expert interaction within the framework of the peace process, combined with the efforts of diplomats and other government representatives and coordinated by official negotiators. Based on the case of the Pridnestrovien (Transdniestrian) settlement, the aim is to identify the role and potential of expert diplomacy in the absence of a stable political and diplomatic negotiation process. The article is of an interdisciplinary and applied nature and is aimed at creating an empirical picture of the unique practice of promoting the peace process by organizing an additional expert track of negotiations. The advantages of transprofessionalization of diplomacy in the context of negotiations are revealed, such as inclusiveness, versatility, flexibility in decision-making, coordination with the "first track" and others. It is shown how the work of the "one and a half track of diplomacy" enriches the diplomatic practice of peacemaking and peace-building, not replacing the official format, but contributing to the expansion of the space of political and diplomatic interaction and confidence-building.

Keywordsdiplomacy of "all tracks", "one and a half track" of diplomacy, expert diplomacy, expert working groups, Pridnestrovien (Transdniestrian) settlement, confidence-building measures, sustainable dialogue
Received01.07.2023
Number of characters27899
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 ВВЕДЕНИЕ
2 Вовлечение экспертов в процессы урегулирования конфликтов сегодня в основном рассматривается в рамках концепции мультитрековой дипломатии как «второй трек» дипломатии в понимании, предложенном еще Дж. Монтвиллем [Davidson, Montville 1982], когда диалог ведется не в официальном политико-дипломатическом формате («первый трек» дипломатии), а на уровне представителей неправительственных организаций (далее – НПО) и неформальных структур. Довольно распространена сегодня смешанная модель («полуторный трек» дипломатии) – когда в диалог вовлечены одновременно, и представители властей конфликтующих сторон, и эксперты, либо, когда при содействии независимых НПО организуется неформальный диалог официальных лиц.
3 Эта проблематика хорошо представлена в зарубежных исследованиях [Diamond, McDonald 1996; Burgess, Burgess 2010; Staats, Walsh, Tucci 2019]. В России включение НПО в процессы примирения чаще рассматривается в контексте публичной, академической и гуманитарной дипломатии [Долинский 2011; Подберезкин, Жуков 2015; Торкунов 2019; Лебедева 2020; Богатырева 2022]. При этом отмечаются как положительные, так и негативные аспекты вовлечения неправительственных структур в мирные процессы.
4 В рамках настоящего исследования, опираясь на приднестровский кейс, экспертная дипломатия представлена не как традиционный «второй трек» дипломатии, когда под экспертами понимаются преимущественно представители институтов гражданского общества, бывшие военные и политики, видные общественные деятели, или представители религиозных объединений и бизнес структур. В исследуемой практике экспертное взаимодействие не только сочетается с усилиями дипломатов и других государственных представителей, но и координируется официальными участниками переговоров, и создает «пищу» для обсуждений, как в неофициальном формате, так и за столом официальных переговоров, что в качестве «полуторного трека» дипломатии вписывается в концепцию дипломатии «всех треков»1. Под экспертом здесь понимается лицо, обладающее специальными знаниями, которое, вне зависимости от принадлежности к государственным структурам или неправительственным организациям, привлекается в состав рабочих групп для содействия процессу выработки решений, передаваемых для дальнейшего обсуждения в рамках переговоров «первого трека». В статье такая «дополняющая дипломатия» не противопоставляется официальной дипломатической деятельности, а рассматривается как набор вспомогательных методов и инструментов и как совокупность современных дипломатических практик. 1. Прим.: категория «дипломатия «всех треков» достаточно новый. Толчком к его введению в научный оборот послужила организованная при содействии кафедры дипломатии МГИМО и МИД РФ на Петербургском экономическом форуме в 2022 сессия «Дипломатия „всех треков“: роль традиционных и новых инструментов дипломатии в продвижении национальных интересов России».
5 В приднестровском урегулировании накоплен большой опыт транспрофессионализации дипломатии, когда продуктивное взаимодействие сторон конфликта обеспечивается за счет подключения к переговорному процессу наряду с дипломатами экспертов, представляющих узкопрофильные правительственные структуры, национальные агентства и неправительственные фонды в таких областях, как, например, экология, образование, торговля, социальная защита и других. И хотя сфера взаимодействия таких экспертов пересекается с деятельностью гуманитарных НПО и в большинстве субстантивных аспектов, и в функциональном предназначении, такая проблематика все же недостаточно теоретизирована и в академическом дискурсе представлена критически мало, что делает методологически оправданным анализ конкретного кейса.

1. Bogatyreva O. Gumanitarnaya diplomatiya. Sovremennye koncepcii i podhody. [Humanitarian diplomacy. Modern concepts and approaches]. Mezhdunarodnye processy. 2022. 20(1). P.166Ð191. https://doi.org/10.17994/IT.2022.20.1.68

2. Burgess H. and Burgess G. Conducting Track II Peacemaking. Washington D.C.: United States Institute of Peace Press. 2010. Available at: https://www.usip.org/ publications/2010/12/conducting-track-ii-peace- making.

3. Davidson W.D., Montville J.V. Foreign policy according to Freud. Foreign Policy. № 45. Winter 1981– 1982. P. 145–157.

4. Diamond L. and McDonald J.W. Multi-track Diplomacy: A Systems Approach to Peace. Hartford, CT: Kumarian Press West. 1996.

5. Dolinsky A. Diskurs o publichnoj diplomatii. [Discourse on public diplomacy]. Mezhdunarodnye processy. 2011. Vol. 9. No. 1 (25). pp. 63-73.

6. Fouere E. OSCE’s efforts to resolve the conflict. “Frozen conflicts” in Europe / ed. by A. Bebler. Verlag Barbara Budrich, 2015. P. 57-68.

7. Hooper P. F. The Institute of Pacific Relations and the Origins of Asian and Pacific Studies. Pacific Affairs. 61(1). 1988. P. 98–121. https://doi.org/10.2307/2758074

8. Khrustalev M.A. Normativnyj politicheskij analiz. Ocherki teorii i metodologii politicheskogo analiza mezhdunarodnyh otnoshenij [Normative political analysis. Essays on the theory and methodology of political analysis of international relations]. Bogaturov A.D., Kosolapov N.A., Hrustalev M.A. Moscow: Moskovsky Rabochy. 2002. pp. 86-111.

9. Lebedeva M. Vozmozhnosti i ogranicheniya publichnoj diplomatii kak social'nogo i gumanitarnogo resursa pri predotvrashchenii i uregulirovanii konfliktov. V sbornike: Uregulirovanie sovremennyh mezhdunarodnyh konfliktov: problemy, instrumenty, metody. Sbornik statej. [Opportunities and limitations of public diplomacy as a social and humanitarian resource in conflict prevention and resolution. Settlement of modern international conflicts: problems, tools, methods. Collection of articles]. Edited by N.

10. Lebedeva M. Publichnaya diplomatiya v uregulirovanii konfliktov. [Public Diplomacy in conflict resolution]. Mezhdunarodnye processy. 2015. Vol. 13. No.4 (43). pp. 45-56. DOI 10.17994/IT.2015.13.4.43.3

11. Nikitin A., Bolgova I., Nikitina Yu. Deyatel'nost' nepravitel'stvennyh organizacij po uregulirovaniyu etnopoliticheskih konfliktov na postsovetskom prostranstve. [Activities of non-governmental organizations for the settlement of ethnopolitical conflicts in the post-Soviet space]. Quaestio Rossica. Vol. 8. 2020. No.2. pp. 428-441. DOI 10.15826/qr.2020.2.472

12. Podberezkin A., Zhukov, A. Publichnaya diplomatiya v silovom protivostoyanii civilizacij. [Public diplomacy in the power confrontation of civilizations]. Vestnik MGIMO — Universiteta. 2015. No. 6 (45). pp. 106-116.

13. Saunders G. Ustojchivyj dialog v konfliktah. Transformacii i izmeneniya [Sustainable dialogue in conflicts. Transformations and changes]. Aspect Press. 2019.

14. Staats J., Walsh J., Tucci R. A Primer on Multi-Track Diplomacy: How Does It Work? US Institute of Peace, July. 2019. Т. 31.

15. Sungurov A. Ekspertnye soobshchestva i vlast' [Expert communities and power]. M.: Political Encyclopedia. 2020.

16. Torkunov A. Diplomatiya akademicheskogo soobshchestva: proshloe i nastoyashchee. [Diplomacy of the academic community: Past and present]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2019. Vol. 63. No. 9. pp. 22-28. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2019-63-9-22-28

Система Orphus

Loading...
Up