Japan. School education reforms for integration into society 5.0

 
PIIS032150750011289-9-1
DOI10.31857/S032150750011289-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: PhD student, Insitute of Asian and African Countries
Affiliation: Lomonosov Moscow State University (MSU)
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameAsia and Africa Today
EditionIssue 1
Pages30-36
Abstract

In Japan full-scale digitalization of school education is being carried out from April 2020 as part of educational reform, aiming to provide access for all children to personal computers and net resources. 

The ambitious goals of the program are to adapt every Japanese person to life in digital world from an early age, to rebuild their thinking in such a way that they feel free to live in a society of redundant information. The ability to use the achievements of technological progress stands out as a basic skill, without which the existence of modern man is unthinkable. The development of the ICT environment is a means to create a stable society where children can use their creative potential and have close connections with other members of society. In the new school curriculum, ICT technologies are being pushed beyond mathematics. The importance of logical thinking in all spheres of human activity is emphasized, and the classic division between humanitarian, natural and technical sciences between is blurred. 

Based on acts of the Ministry of education, working documentation of Japanese teachers and media materials, the author of the study seeks to find answers to the following questions - How the Japanese teach schoolchildren live in the world of cybernetic technologies and big data preserving traditional moral values and cultural links that are passed down through generations? Can online education trigger economic growth and drive the society forward in prospect? Or is it all just ‘much ado about nothing’?

KeywordsJapan, education, Society 5.0, ICT, GiGA, digital ethics
Received11.02.2021
Publication date26.02.2021
Number of characters22838
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 30 апреля 2019 г. император Японии Акихито отрекся от трона в пользу своего сына Нарухито. В эпоху Рэйва1 страна вошла с багажом накопившихся проблем: стремительное старение и сокращение населения, многолетняя экономическая стагнация, поиск своего места в меняющейся геополитической модели мира, стихийные бедствия и нехватка природных ресурсов... 1. Наряду с григорианским календарем, в Японии используется традиционное летоисчисление по периодам правления императоров. Эпоха Рэйва стала 248-й, начиная с 645 г. н.э. (прим. авт.).
2 Какие пути видят лидеры страны для преодоления кризиса?
3 Девизом правления императора Нарухито стала цитата из стихотворения Манъёсю2, воспевающего цветение сливы, великолепно распускающейся, чтобы возвестить о приходе весны после холодной зимы3 [1]. Среди множества реформ, проводимых в последнее время японским кабмином, важное место занимает реформа образования 2020 года, призванная определить вектор развития страны на будущее. По словам экс-премьера Синдзо Абэ, именно дети обновленной Японии, «рожденные в эпоху цифрового общества», призваны «заставить каждый цветок расцвести с надеждой на завтрашний день» [2]. 2. «Собрание мириад листьев» - антология японской поэзии, составленной в период Нара (710-794) (прим. авт.).

3. «Был прекрасный месяц ранней весны. Приятно было дуновение мягкого ветерка. Сливы раскрылись, словно покрытые белой пудры красавицы, сидящие перед зеркалом» (пер. с японского А.Е.Глускиной) (прим. авт.).
4

SUPER SMART SOCIETY - ЖИЗНЬ В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ

5 С 1971 г. японские научно-технические эксперты регулярно публикуют долговременные прогнозы инновационного развития страны и мира. В прогнозе 2015 г. центральное место занимает концепция «Общество 5.0», разработанная при активном участии Японской бизнес-ассоциации (Nippon Keizai-dantai Rengokai).
6 Выделяются следующие стадии развития человеческого общества (см. рис.).
7
image1

Рис. Японская концепция Общества 5.0. Составлено автором по: [3].

8 Глава департамента внешних связей корпорации Мицубиси Уэмура Норицугу поясняет: «Общество 5.0 - ступень, следующая за информационным обществом, - представляет собой оптимизацию ресурсов не одного человека, а социума в целом через интеграцию физического и киберпространства» 4 [4]. 4. Проекты объединения информационных процессов с производственными при активном участии государства существуют во многих странах: Industrial Internet Консорциума промышленного интернета в США, «Цифровая экономика» в России. Особенность японской стратегии - стремление охватить всех членов общества доступом к высоким технологиям для увеличения доли экономически активного населения, что, в свою очередь, должно обеспечить устойчивый экономический рост (прим. авт.).
9 Японское правительство обозначило препятствия на пути развития суперинтеллектуального общества, назвав их «стенами». Всего их существует 5: «стены» министерств и ведомств, законодательной системы, технологий, человеческих ресурсов, и «стена» принятия обществом [5]. Эффективным средством для преодоления двух последних из них является структурное изменение школьного образования.
10

РЕФОРМИРОВАНИЕ ШКОЛЫ РАДИ БУДУЩЕГО СТРАНЫ

11 Масштабная реформа японской школы зиждется на концепции развития гармоничной личности (ikiru chikara)5, поэтапно вводимой в учебный план с 2002 г. Цели программы - побудить в ребенке интерес к жизни и учебе, научиться взаимодействовать с окружающими и получать радость от осознания себя частью коммуны [6]. 5. Ikiru Chikara - букв. «сила жить» или «энергия жизни». В этой учебной программе умственное, духовное и физическое развитие выделяются как три равнозначных аспекта воспитания школьника (прим. авт.).
12 В обновленных Руководящих принципах младшей, средней и старшей школы 2020 г. эти цели сохранены, но подверглись корректировке. Новый подход ломает сложившиеся механизмы вертикальной системы передачи знаний, когда учитель, априори являющийся носителем истинного знания, ретранслирует его на учеников. Преобразованная модель организации учебного процесса - горизонтальная, педагог в ней - в первую очередь фасилиатор, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. Большое внимание уделяется проектной деятельности и индивидуализированным планам, увеличены часы, направленные на овладение навыками письменного и устного изложения своих мыслей, происходит постепенный отказ от цумэкому - зубрежки большого количества материала, усвоенность которого проверяется тестами. Реформа ознаменует «мини-революцию» в японской педагогике, т.к. коренным образом меняет методику преподавания.

Number of purchasers: 0, views: 124

Readers community rating: votes 0

1. 1. Nihon Keizai Shinbun. Chief Cabinet Secretary declares New Era Name. (In Japan.). https://web.archive.org/ web/20190401142658/https://www.nikkei.com/article/DGXMZO43166560R00C19A4000000/ (accessed 28.08.2020)

2. On the New Era Name ‘Reiwa’. (In Japan.). https://www.kantei.go.jp/jp/98_abe/statement/2019/0401singengou.html (accessed 28.08.2020)

3. The Government of Japan. Realizing Society 5.0. (In Japan.). https://www.japan.go.jp/abenomics/_userdata/abenomics/pdf/ society_5.0.pdf (accessed 28.08.2020)

4. Uemura Noritsugu. 2014. Society 5.0. The View of Mitsubishi Electric. Economic Strategies, № 4. (In Russ.)

5. Society 5.0. Japanese technologies for digital transformation of the Russian economy. (In Russ.). https://www.forbes.ru/ partnerskie-materialy/367837-obshchestvo-50-yaponskie-tehnologii-dlya-cifrovoy-transformacii (accessed 28.08.2020)

6. Points for Revision of Kindergarten, Elementary and Junior High School Education and Learning Guidelines. (In Japan.). https://www.mext.go.jp/content/1421692_1.pdf (accessed 28.08.2020)

7. Guidelines for educational information security policy. (In Japan.). https://www.mext.go.jp/content/20200219-mxt_jogai02-000003278_409.pdf (accessed 28.08.2020)

8. Education tomorrow. 2020, the next study guide - what is besides programming education? (In Japan.). https://edutmrrw.jp/2017/innovation/0313_2020education (accessed 28.08.2020)

9. Future Learning. Artec Robo. (In Japan.). https://miraino-manabi.jp/content/280 (accessed 28.08.2020)

10. Realization of GIGA school concept. (In Japan.). https://www.mext.go.jp/a_menu/other/index_00001.htm (accessed 28.08.2020)

11. Education tomorrow. Japanese education reform to be realized through high-tech connection from entrance examination - everyone's education reform practice forum 2019 report. (In Japan.). https://edutmrrw.jp/2019/innovation/1007_minkyo2030_01 (accessed 28.08.2020)

12. Education tomorrow. Present and future for realization of GIGA school concept-Microsoft's initiatives in Japan. (In Japan.). https://edutmrrw.jp/2020/technology/0525_gigaschool_ms (accessed 28.08.2020)

13. Textbooks and ICT Online. Digital textbooks for elementary school students to be fully introduced in 2024. (In Japan.). https://project.nikkeibp.co.jp/pc/atcl/19/06/21/00003/071600101/ (accessed 28.08.2020)

14. Educational version of the game Minecraft - A tutorial for developing software thinking. (In Japan.). https://miraino-manabi.jp/content/157 (accessed 28.08.2020)

15. AI education pack "for elementary school students to learn AI image recognition and interactive programming with Ro Bo Hon. (In Japan.). https://robotstart.info/2020/07/04/robohon-ai-edu.html (accessed 28.08.2020)

16. Future learning consortium. (In Japan.). https://miraino-manabi.jp/ (accessed 28.08.2020)

17. Future Learning. Reconstruction of local traditional performing arts through programming. (In Japan.) https://miraino-manabi.jp/content/190 (accessed 28.08.2020)

18. Future Learning. Development programming education model by combining community circle activities and self-learning at home with community volunteers - seniors, housewives, etc. (In Japan.). https://miraino-manabi.jp/content/156 (accessed 28.08.2020)

19. Benesse. Be done with individualism of high school students. ICT and e-learning technologies help to support communication. (In Japan.). https://benesse.jp/kyouiku/202007/20200701-1.html (accessed 28.08.2020)

20. GIGA HUB WEB. (In Japan.). https://giga.ictconnect21.jp/ (accessed 17.09.2020)

21. Experts assessed provision of Russian schools with computer equipment. (In Russ). http://old.ug.ru/news/21287 (accessed 17.09.2020)

22. Utilization of digital textbooks and teaching materials in foreign countries. (In Japan.). https://www.mext.go.jp/b_menu/ shingi/chousa/shotou/110/shiryo/__icsFiles/afieldfile/2016/11/07/1378984_7.pdf (accessed 28.08.2020)

23. NIER International Symposium on Educational Reform. (In Japan.). https://www.nier.go.jp/youji_kyouiku_kenkyuu_center/ symposium/sympo_r01/pdf/report_20200220-01.pdf (accessed 28.08.2020)

24. Benesse. Is it all right? Children using the Internet. (In Japan.). https://benesse.jp/kyouiku/201906/20190606-1.html (accessed 28.08.2020)

25. Benesse. What is post-COVID education? (In Japan.). https://benesse.jp/kyouiku/202007/20200709-1.html (accessed 28.08.2020)

26. In South Korean classrooms, digital revolution meets some resistance. https://www.washingtonpost.com/world/asia_pacific/in-south-korean-classrooms-digital-textbook-revolution-meets-some-resistance/2012/03/21/gIQAxiNGYS_story.html (accessed 28.08.2020)

Система Orphus

Loading...
Up