Value Orientations of Managers and Innovation Management at Enterprises

 
PIIS086904990024298-9-1
DOI10.31857/S086904990024298-9
Publication type Article
Status Approved
Authors
Occupation: Associate Professor, Faculty of Public Administration
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: Moscow, Leninskie Gory, Moscow, 119991 Moscow, Russia
Occupation: Applicant, Faculty of Public Administration
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: Moscow, Leninskie Gory, Moscow, 119991 Moscow, Russia
Abstract

Values and value orientations are the key components that are responsible for the direction of the development of the individual, reflect the characteristics of his personality and are the determinants of his behavior. If earlier, at some period, value orientations fell out of the focus of interests of the social sciences in Russia, then at present this topic is of particular importance and relevance. The article presents the results of a study of value orientations in the innovation activity of the heads of Russian enterprises (on the example of foundry and metallurgy enterprises). This study was a continuation of studies conducted in 2011-2012 on the study of innovative values of leaders in the knowledge economy. The study is aimed at finding the problems of innovative development of modern enterprises in the context of studying value orientations. The study, in particular, was devoted to questions about what innovations are required by enterprises in the first place, what managers value in subordinates, whether corporate values correspond to the enterprise development strategy, what problems creative people face and what methods of recognition of talents are used, what forms of organization of innovative activity are in priority and which are not. The results of the study are compared with the best practices and features of the leading companies in Japan and South Korea in order to develop recommendations and proposals.

KeywordsManagement, innovations, values, strategy, enterprise, social partnership.
Received05.02.2023
Number of characters43096
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В ранее существующей плановой экономике в период СССР ценностный подход к управлению практически отсутствовал, интересы и цели человека в такой системе не рассматривались либо не выходили за рамки профессиональной этики [Капрова 2008 С. 140-144]. На сегодняшний день исследование ценностей и ценностных ориентаций представляет особый интерес для исследователей, особенно для изучения социальных аспектов инновационной деятельности предприятий. Исследование ценностных ориентаций в сочетании с изучением мотивации руководителей предприятий обогащают представление о существующих методах управления инновациями, существующих проблемах разработки и реализации инноваций и позволит найти пути их решения. Обзор подходов к определению понятия ценностей Ценности и ценностные ориентации длительное время были предметом изучения и научного интереса психологов, социологов, философов (Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс, У. Томас и другие). Большой интерес представляют различные точки зрения на связанные между собой понятия - ценности и ценностные ориентации в рамках различных наук. Так психология, рассматривающая ценности как неотъемлемую часть мировоззрения, считает ценностные ориентации важнейшим компонентом мировоззрения личности или групповой идеологии, в котором находят отражение стремления личности или группы в отношении каких-либо обобщенных ценностей. Являясь регуляторами жизнедеятельности человека, ценностные ориентации выполняют регулятивную функцию [Нугаева, Криводонова 2012 С. 120-128]. По Н.А. Журавлевой ценностные ориентации – это «относительно устойчивая социально обусловленная направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложизненное значение, и на определенные способы их достижения, выражающиеся в виде каких-либо личностных качеств, образцов (способов) поведения». [Журавлева 2016 С. 156-161]. Ценностные ориентации выступают как основания для оценок окружающей действительности и формируют предрасположенность к социальной активности. К.В. Прядко рассматривает ценностные ориентации как определенную направленность сознания и поведения, проявляющуюся в действиях (как и С.Л. Рубинштейн) [Прядко 2015 С. 132-139]. Согласно определению, принятому в социологической науке, ценность – это «особое общественное отношение, благодаря которому потребности и интересы индивида или социальной группы переносятся на мир вещей, предметов, духовных явлений, придавая им определенные социальные свойства, не связанные прямо с утилитарным назначением этих вещей, духовных явлений» [Осипов 2000 С. 402]. Здесь ценностные ориентации рассматриваются как «разделяемые личностью социальные ценности, которые выступают в качестве целей и основных средств их достижения, а также являются важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности и ее поведение» [Осипов 2000 С. 225]. По мнению С.А. Кравченко ценность – «любая часть социальной реальности, в отношении которой индивид занимает оценочную позицию» [ Кравченко 2004 С. 480]. У. Томас и Ф. Знаменский стали использовать в социологии понятие «ценностных ориентаций», считая, что ценности существуют в реальности и проявляются в поведении. Ценностные ориентации же связывают с социальным процессом, который оказывает влияние на поведение индивида через разделяемую систему ценностей, это когнитивный процесс, который помогает индивиду определить, что является верным или неверным в определенные ситуации [Khemani 2015]. Ценностная ориентация – определенное устремление человека, выступающее для него в качестве важнейшей цели жизнедеятельности [Кравченко 2004 С. 266]. Связанное с изучаемым понятие групповых ценностей – «социальная и культурная значимость определенной деятельности, выраженная в ценностных ориентациях, способствующая групповому поведению» [Кравченко 2004 С. 479]. Ценности интерпретируются как идеал, эталон. Первый элемент механизма формирования ценностных ориентаций – ценности, которые характерны для конкретного социума в определенный момент развития, социально принимаемые и разделяемые. Второй элемент – это ценности организации, включающие в себя провозглашаемые, развиваемые и поощряемые менеджментом ценности, которые могут проявляться в виде результата. В качестве третьего элемента рассматриваются ценности бизнес-деятельности, под которыми понимаются сложившиеся ориентиры и регуляторы некоторой сферы экономической деятельности, ее идеалы и императивы. Перечисленные элементы формируют определенные установки у актора, связанные с реализацией инициатив, а также определяют критерии оценки внешнего мира, собственной активности. Факторы внешней среды – четвертый элемент механизма. Сюда входят политические, экономические, социальные, культурные факторы [Магомедова 2017 С. 119-123]. Для нашего исследования важны второй и третий элемент из этого механизма – совокупность провозглашенных, реализуемых и поощряемых руководством ценностей, которые формируют установки, связанные с реализацией инициатив инновационной деятельности, критериев оценки ее успешности и своего участия и активности в этой деятельности. В классических трудах по социологии мы можем видеть разные сочетания понятия ценностей. Так, речь может идти об универсальных ценностях, которые – по П. Блау – рассматриваются как представления об общественной значимости различных деяний, что дает возможность вознаграждать вклад группы или индивида во благо общества. Социальные ценности – это общепризнанные поведенческие стандарты, убеждения, разделяемые обществом, соответствие или несоответствие социальных практик нормам конкретной культуры или потребностям общества в целом. Роль ценностей заключается в том, что они выступают связующим звеном в сложных социальных структурах [Ритцер 2002 С. 332]. По Т. Парсонсу ценности – это желаемый тип социальной системы, в которой регулируются процессы принятия субъектами деятельности обязательств и эта система формируется в связи с общепринятым представлением о желаемом. В.А. Ядов рассматривает ценностные ориентации как разделяемые личностью социальные ценности. Они являются целями и основными средствами их достижения, важнейшими регуляторами социального поведения. В своей совокупности ценности составляют основу ценностных ориентаций и установок, а также выступают критерием принятия решений, выбора вариантов деятельности, поведения [Евдокимова 2018 С. 65-75]. М. Вебер отождествляет ценности и ценностные ориентации. Ценность оказывается мотивом, на который индивид ориентируется в своем поведении. Ценности лежат в основе воспроизводства культурного образа, играют роль связующего звена между социальной и культурной системами. Ценности часто связывают с понятием корпоративной культуры организации. О.О. Баранова определяет корпоративную культуру организации как совокупность материальных и духовных ценностей, правил, убеждений, норм поведения, которые отражаются в символах, обычаях, традициях, философии, задают ориентиры поведения во внешней среде и разделяются членами организации [Баранова 2016 С. 73-76]. И.И. Агатий также рассматривает ценностные ориентации в совокупности с организационной культурой организации. По его мнению, ценностные ориентации руководителей способствуют формированию конкретного типа организационной культуры [Агатий 2015 С. 2273-2280]. Аналогичная позиция прослеживается в исследовании К.Б. Сафонова, где организационная культура, взаимодействуя с ценностными ориентациями отдельных сотрудников, обогащается представлениями о должном и справедливом и правильном поведении [Сафонов 2015 С. 102-106]. Само определение организационной культуры может быть дано через ценности и представлено как система организационных ценностей [Петров, Карасев 2015 С. 86-92]. Одним из главных преимуществ в современном мире для организации – трудовые ресурсы, интеллектуальный капитал, важнейший элемент которого – корпоративная культура труда с ее ценностями, которые являются мобилизирующим фактором и социальным механизмом. Создание благоприятных условий для проявления персоналом инновационной активности требует исследования ценностей, что представляет интерес для изучения выбранной темы. Ценностные ориентации играют большую роль в определении соответствия между сотрудниками и организацией, сотрудниками и руководителями. Как отмечает Ю.Д. Красовский, поведение работников тесно сопряжено с ценностными ориентациями, регулирующими отношения в связках «руководитель – сотрудник», «руководитель – подчиненные». Ценностные ориентации – живущие в сознании предпочтительные моральные критерии поведения в отношении работников, подчиненных [Красовский 2012 С. 149-154]. Ценности оказывают влияние на поведение руководителей, принятие решений, на практики управления человеческими ресурсами, на процесс постановки целей и задач, особенно при неопределенности и конкурентном характере окружающей среды [Huysentruyt, Stephan, Vujic 2015]. Это и обуславливает актуальность данного исследования. Краткий обзор методологии исследования В 2011 г. было проведено исследование «Инновационные ценности руководителей в экономике знаний». Инновационные ценности, в данном случае, связаны с отношением организации к инновациям, с инновационной культурой, с проблемами управления инновациями. Это исследование было проведено в РАНХиГС директором центра социальных и психологических исследований Е.С. Яхонтовой, Т.А. Нестиком, Ш. Каххаровой [Яхонтова, Нестик, Каххарова 2011] и направлено было на развитие инновационного потенциала российских компаний. В этом исследовании было опрошено 118 респондентов из 8 федеральных округов. Среди респондентов было 48 % менеджеров высшего звена, 34% - менеджеры среднего звена, 3 % - менеджеры нижнего звена и 14% - специалисты. Респонденты представляли организации из таких отраслей экономики как: потребительские товары и услуги (21%), оборудование и обслуживание предприятий промышленности (10%), образование (18%), консалтинговые услуги (14%), финансовый сектор (7%), химическая промышленность (6%), строительство (8%), здравоохранение (3%), сельское хозяйство (3%). Четверть организаций существовала уже 5 лет, еще четверть – от 5 до 10 лет, 15 % – от 10 до 15 лет, более 35 % – более 15 лет. Численность персонала организаций, в которых работали респонденты, составляла – до 50 человек 925%), до 100 человек (16%), до 250 человек (14%), до 500 человек (13%), до 1000 человек (6%), до 2000 человек (7%), до 5000 человек (9%), свыше 5000 человек (10%). В 2012 г. было проведено еще одно исследование указанной исследовательской группой при участии Кривошапкина В.В (Якутск-Москва, май-июнь 2012) [Инновационные ценности руководителей в экономике знаний 2012] В этом исследовании было опрошено 748 респондентов разных районов Республики Саха (Якутия), работающих в государственном управлении (42%), муниципальном управлении (8%), бюджетных учреждениях (38%), муниципальных учреждениях (6%). Отраслевой состав: строительство (4%), государственный сектор (53%), здравоохранение и медицина (12%), потребительские товары (1%), сельское хозяйство (5%), финансовый сектор (1%), образование (22%), консультационные услуги (2%), На основе первого исследования, было проведено еще одно исследование по изучению инновационных ценностей руководителей. Данное исследование проводилось в 2019-2020 г., обработка результатов завершена в 2021 г. Исследование было посвящено изучению действующих в России предприятий литейного производства и металлургии. Поскольку более 90 % изделий машиностроительных производств включают литые детали, литейное производство формирует важную заготовительную базу для машиностроения. Технологии литейного производства обязательно используются при создании современных машин или механизмов. Поэтому исследования в этой отрасли крайне важны для промышленности. Основным методом исследования был опрос. Опрос проводился с помощью формализованной анкеты. Обоснование выбора данного метода связано с намерением снизить влияние исследователя на респондентов. В опросе участвовало респонденты 70 предприятий – руководителей разного уровня (высшего уровня – 9 %, среднего звена – 64 %, нижнего уровня - 14 %), ведущих специалистов предприятий (13 %) из таких регионов, как Московская область, Калужская область, Республика Чувашия, Удмуртская Республика, Ростовская, Ленинградская, Свердловская, Челябинская, Курганская, Ивановская, Воронежская, Брянская, Рязанская, Омская, Самарская области, Республика Башкортостан, Тульская, Новосибирская, Нижегородская области. В исследовании участвовали респонденты преимущественно представляющие малые и средние предприятия численностью сотрудников до 1 500 человек (среднее значение – 780 медиана – 320). Возраст участников опроса составил от 25 до 59 лет, среднее значение – 37, медианное – 36. Все респонденты имели преимущественно высшее образование. Помимо инструментария указанных выше исследований, в настоящем исследовании применялся инструментарий, разработанный и используемый автором ранее и примененный для изучения инновационного потенциала российских предприятий [Коваленко 2014]. Эмпирические данные обрабатывались с помощью программ Excel и SPSS, затем был произведен их содержательный анализ. Итоги исследования представлены в виде таблиц и рисунков, которые содержат результаты анализа и статистической обработки полученных данных. Нумерация вопросов, указанная в таблицах и рисунках, соответствует нумерации этих вопросов в исследовательской анкете, которая была представлена респондентам. Анализ полученных данных исследования Говоря об инновациях можно смело утверждать, что они являются основным залогом выживания в условиях жесткой конкуренции. Ни одно предприятие не может позволить себе стоять на месте, если оно хочет выжить в современных условиях. Инновации играют важную роль как в макроэкономическом развитии, так и в достижении целей отдельных предприятий на микроуровне. Изучая данные исследования, во-первых, стоит отметить, что значительная часть респондентов осознают важность инноваций. Прежде всего, была отмечена необходимость технологических инноваций. Так указали 74 % респондентов. На втором месте была указана важность инноваций продукции (услуг). С этим пунктом были согласны 69 % респондентов. На третьем месте указана важность маркетинговых инноваций – 59 %. Распределение ответов представлено в Таблице и на рисунке 1. Таблица 1. Инновации, необходимые для компании*
№ п/п Вопрос 3. Какие инновации необходимы Вашей компании?1 Кол-во ответов %
1 Продукции /услуг 48 69%
2 Управленческие 13 19%
3 Маркетинговые 41 59%
4 Технологические 52 74%
5 Затрудняюсь 0 0%
* Источник: составлено по материалам исследования Е.С. Яхонтовой, Т.А. Нестика, Ш. Каххаровой [Яхонтова, Нестик, Каххарова 2011] Рис. 1. Инновации, необходимые для компании

1. Agatij I.I. Cennostnye orientacii rukovoditelya i organizacionnaya kul'tura kompanii // Sbornik nauchnyh trudov i materialov nauchno-prakticheskih konferencij, GBOU VO MO «akademiya social'nogo upravleniya», 2015. № 1. S. 2273-2280.

2. Baranova O.O. Analiz vzaimosvyazi cennostnyh orientacij rukovoditelej i sotrudnikov aptechnyh organizacij so strukturnymi elementami ee korporativnoj kul'tury // Materialy H yubilejnoj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh uchenyh-medikov. Kursk, 26-27 fevralya 2016 g. S. 73-76.

3. Evdokimova T.G. teoretiko-metodologicheskie osnovaniya izucheniya cennostnyh orientacij // Vestnik RGGU. Seriya «Filosofiya. Sociologiya. Iskusstvovedenie». 2018. № 1 (11). S. 65-75.

4. ZHuravleva N.A. Social'no-psihologicheskie harakteristiki sistemy cennostnyh orientacij upravlencheskogo personala // Vestnik sovremennoj nauki. 2016. № 16. S. 156-161.

5. Innovacionnye cennosti rukovoditelej v ekonomike znanij. Rezul'taty issledovaniya // Vysshaya shkola mezhdunarodnogo biznesa Rossijskoj akademii narodnogo hozyajstva i gosudarstvennoj sluzhby pri Prezidente RF i Institut upravleniya pri Prezidente Respubliki Saha (YAkutiya) 2012 g. URL: https://docplayer.com/45773715-Otchet-innovacionnye-cennosti-rukovoditeley-v-ekonomike-znaniy.html

6. Kameron K., Kuinn R. Diagnostika i izmenenie organizacionnoj kul'tury / Per. s angl. pod red. I. V. Andreevoj. — SPb: Piter, 2001.

7. Kaprova YU.A. Cennostno-orientirovannyj podhod k formirovaniyu organizacionnoj kul'tury rossijskih predpriyatij // Izvestiya Ros.gos. ped. un-ta im. A.I. Gercena. 2008. № 37 (80). S. 140-144.

8. Kovalenko A.A. Issledovanie motivacii innovacionnoj deyatel'nosti // Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyj vestnik. 2014. № 47.

9. Kravchenko S.A. Sociologicheskij enciklopedicheskij russko-anglijskij slovar': Bolee 10 000 edinic. S.A. Kravchenko. M., OOO «Izdatel'stvo AST». 2004.

10. Krasovskij YU.D. Upravlencheskie cennosti rukovoditelej // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2012. № 2. S. 149-154.

11. Magomedova E.SH. Cennostnye orientacii molodyh rukovoditelej biznes-organizacij: process i mekhanizmy formirovaniya // Vektor Nauki TGU. 2017. № 2 (40). S. 119-123.

12. Masaaki I. Kadzen: Klyuch k uspekhu yaponskih kompanij / Masaaki Imai; Per. s angl. – 3-e izd. – M.: Al'pina Biznes Buks, 2006.

13. Nugaeva O.G., Krivodonova YU.E. Psihologicheskaya sushchnost' i sootnoshenie ponyatij «cennosti» i «cennostnye orientacii» // Special'noe obrazovanie. 2012. № 2. S. 120-128.

14. Otchet «Innovacionnye cennosti rukovoditelej v ekonomike znanij». Rezul'taty issledovaniya. Issledovanie provedeno YAhontovoj E.S., d.s.n., direktorom centra social'nyh i psihologicheskih issledovanij VSHMB RANHiGS pri Prezidente RF, pri uchastii Nestika T.A., k.f.n., s.n.s. VSHMB, Kahkharova SH., upravlyayushchego partnera konsaltingovoj kompanii ATG-CNT. Aprel'-iyun' 2011. URL: http://cnt-consult.ru/russia/service/analyses/Report%20Innovation%20Mangerment%20GSIB%20with%20Statistic%2028062011.pdf

15. Petrov A.V., Karaseva K.S. Osnovnye teoreticheskie podhody k issledovaniyu sovremennoj korporativnoj kul'tury truda // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. 2015. Ser. 12. Vyp. 2 S. 86-92.

16. Pryadko K.V. Vzaimosvyaz' motivacionnyh faktorov trudovoj deyatel'nosti i cennostnyh orientacij lichnosti rabotnikov organizacii // Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2015. № 3 (15). S. 132-139.

17. Ritcer Dzh. Sovremennye sociologicheskie teorii. 5-e izd. - SPb., Piter, 2002.

18. Safonov K.B. Sociologicheskie problemy issledovaniya organizacionno-upravlencheskoj deyatel'nosti // Diskussiya. 2015. № 7 (59). S. 102-106.

19. Sociologicheskij enciklopedicheskij slovar'. Na russkom, anglijskom, S (I) nemeckom, francuzskom i cheshskom yazykah. Redaktor-koordinator - akademik RAN G. V. Osipov. M., Izdatel'stvo NORMA (Izdatel'skaya gruppa NORMA - INFRA-M). 2000.

20. Endryu Dzh. P. Vozvrat na innovacii: prakt. ruk. po upravleniyu innovaciyami v biznese / Dzhejms P. Endryu, Garol'd L. Sirkin; perevel s angl. S.S. Gurinovich; nauch. red. I.V. Lazukova. – Minsk: Grevcov Pablisher, 2008. – 304 s.

21. Creating the Innovation Culture. Geniuses, Champions and Leaders. By Langdon Morris. InnovationLabs, 2007.

22. Huysentruyt M., Stephan U, Vujic S., CEO’s values, Management style and firm performance: evidence from social enterprise in Europe // URL: Geraadpleegd van http://chaireeppp. org/files_chaire/huysentruyt_stephan_and_vujic_march_2015.pdf (Date of access: 10.10.2019).

23. Khemani A. Value Orienta on of Employees and Its Impact on Performance: An Empirical Study of Selected Higher Education Institutions // Research Scholar. Department of Management. Faculty of Social Sciences, Dayalbagh Educational Institute. 2015.

Система Orphus

Loading...
Up