Ценностные ориентации руководителей и управление инновациями на предприятиях

 
Код статьиS086904990024298-9-1
DOI10.31857/S086904990024298-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Одобрена к публикации
Авторы
Должность: Доцент кафедры социологии управления факультета государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова
Аффилиация: МГУ имени М.В. Ломоносова
Адрес: Москва, 119991, Российская Федерация, Москва, Ленинские горы, д. 1
Должность: Соискатель кафедры управления персоналом факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова
Аффилиация: МГУ имени М.В. Ломоносова
Адрес: Москва, 119991, Российская Федерация, Москва, Ленинские горы, д. 1
Аннотация

Ценности и ценностные ориентации являются ключевыми компонентами, которые отвечают за направленность развития индивида, отражают характеристики его личности и являются детерминантами его поведения. Если ранее в какой-то период ценностные ориентации выпадали из фокуса интересов общественных наук в России, то в настоящее время эта тема приобретает особую важность и актуальность.  В статье представлены результаты исследования ценностных ориентаций в инновационной деятельности руководителей российских предприятий (на примере предприятий литейного производства и металлургии). Данное исследование стало продолжением исследований, проведенных в 2011-2012 году по изучению инновационных ценностей руководителей в экономике знаний. Исследование направлено на поиск проблем инновационного развития современных предприятий в контексте изучения ценностных ориентаций. Исследование, в частности, было посвящено вопросам о том, какие инновации требуются предприятиям в первую очередь, что ценят руководители в подчиненных, соответствуют ли корпоративные ценности стратегии развития предприятия, с какими проблемами сталкиваются творческие люди и какие способы признания талантов применяются, какие формы организации инновационной деятельности в приоритете, а какие нет. Результаты исследования сопоставляются с лучшими практиками и особенностями ведущих компаний Японии и Южной Кореи с целью разработки рекомендаций и предложений.

Ключевые словаУправление, инновации, ценности, стратегия, предприятие, социальное партнерство.
Получено05.02.2023
Кол-во символов43096
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В ранее существующей плановой экономике в период СССР ценностный подход к управлению практически отсутствовал, интересы и цели человека в такой системе не рассматривались либо не выходили за рамки профессиональной этики [Капрова 2008 С. 140-144]. На сегодняшний день исследование ценностей и ценностных ориентаций представляет особый интерес для исследователей, особенно для изучения социальных аспектов инновационной деятельности предприятий. Исследование ценностных ориентаций в сочетании с изучением мотивации руководителей предприятий обогащают представление о существующих методах управления инновациями, существующих проблемах разработки и реализации инноваций и позволит найти пути их решения. Обзор подходов к определению понятия ценностей Ценности и ценностные ориентации длительное время были предметом изучения и научного интереса психологов, социологов, философов (Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс, У. Томас и другие). Большой интерес представляют различные точки зрения на связанные между собой понятия - ценности и ценностные ориентации в рамках различных наук. Так психология, рассматривающая ценности как неотъемлемую часть мировоззрения, считает ценностные ориентации важнейшим компонентом мировоззрения личности или групповой идеологии, в котором находят отражение стремления личности или группы в отношении каких-либо обобщенных ценностей. Являясь регуляторами жизнедеятельности человека, ценностные ориентации выполняют регулятивную функцию [Нугаева, Криводонова 2012 С. 120-128]. По Н.А. Журавлевой ценностные ориентации – это «относительно устойчивая социально обусловленная направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложизненное значение, и на определенные способы их достижения, выражающиеся в виде каких-либо личностных качеств, образцов (способов) поведения». [Журавлева 2016 С. 156-161]. Ценностные ориентации выступают как основания для оценок окружающей действительности и формируют предрасположенность к социальной активности. К.В. Прядко рассматривает ценностные ориентации как определенную направленность сознания и поведения, проявляющуюся в действиях (как и С.Л. Рубинштейн) [Прядко 2015 С. 132-139]. Согласно определению, принятому в социологической науке, ценность – это «особое общественное отношение, благодаря которому потребности и интересы индивида или социальной группы переносятся на мир вещей, предметов, духовных явлений, придавая им определенные социальные свойства, не связанные прямо с утилитарным назначением этих вещей, духовных явлений» [Осипов 2000 С. 402]. Здесь ценностные ориентации рассматриваются как «разделяемые личностью социальные ценности, которые выступают в качестве целей и основных средств их достижения, а также являются важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности и ее поведение» [Осипов 2000 С. 225]. По мнению С.А. Кравченко ценность – «любая часть социальной реальности, в отношении которой индивид занимает оценочную позицию» [ Кравченко 2004 С. 480]. У. Томас и Ф. Знаменский стали использовать в социологии понятие «ценностных ориентаций», считая, что ценности существуют в реальности и проявляются в поведении. Ценностные ориентации же связывают с социальным процессом, который оказывает влияние на поведение индивида через разделяемую систему ценностей, это когнитивный процесс, который помогает индивиду определить, что является верным или неверным в определенные ситуации [Khemani 2015]. Ценностная ориентация – определенное устремление человека, выступающее для него в качестве важнейшей цели жизнедеятельности [Кравченко 2004 С. 266]. Связанное с изучаемым понятие групповых ценностей – «социальная и культурная значимость определенной деятельности, выраженная в ценностных ориентациях, способствующая групповому поведению» [Кравченко 2004 С. 479]. Ценности интерпретируются как идеал, эталон. Первый элемент механизма формирования ценностных ориентаций – ценности, которые характерны для конкретного социума в определенный момент развития, социально принимаемые и разделяемые. Второй элемент – это ценности организации, включающие в себя провозглашаемые, развиваемые и поощряемые менеджментом ценности, которые могут проявляться в виде результата. В качестве третьего элемента рассматриваются ценности бизнес-деятельности, под которыми понимаются сложившиеся ориентиры и регуляторы некоторой сферы экономической деятельности, ее идеалы и императивы. Перечисленные элементы формируют определенные установки у актора, связанные с реализацией инициатив, а также определяют критерии оценки внешнего мира, собственной активности. Факторы внешней среды – четвертый элемент механизма. Сюда входят политические, экономические, социальные, культурные факторы [Магомедова 2017 С. 119-123]. Для нашего исследования важны второй и третий элемент из этого механизма – совокупность провозглашенных, реализуемых и поощряемых руководством ценностей, которые формируют установки, связанные с реализацией инициатив инновационной деятельности, критериев оценки ее успешности и своего участия и активности в этой деятельности. В классических трудах по социологии мы можем видеть разные сочетания понятия ценностей. Так, речь может идти об универсальных ценностях, которые – по П. Блау – рассматриваются как представления об общественной значимости различных деяний, что дает возможность вознаграждать вклад группы или индивида во благо общества. Социальные ценности – это общепризнанные поведенческие стандарты, убеждения, разделяемые обществом, соответствие или несоответствие социальных практик нормам конкретной культуры или потребностям общества в целом. Роль ценностей заключается в том, что они выступают связующим звеном в сложных социальных структурах [Ритцер 2002 С. 332]. По Т. Парсонсу ценности – это желаемый тип социальной системы, в которой регулируются процессы принятия субъектами деятельности обязательств и эта система формируется в связи с общепринятым представлением о желаемом. В.А. Ядов рассматривает ценностные ориентации как разделяемые личностью социальные ценности. Они являются целями и основными средствами их достижения, важнейшими регуляторами социального поведения. В своей совокупности ценности составляют основу ценностных ориентаций и установок, а также выступают критерием принятия решений, выбора вариантов деятельности, поведения [Евдокимова 2018 С. 65-75]. М. Вебер отождествляет ценности и ценностные ориентации. Ценность оказывается мотивом, на который индивид ориентируется в своем поведении. Ценности лежат в основе воспроизводства культурного образа, играют роль связующего звена между социальной и культурной системами. Ценности часто связывают с понятием корпоративной культуры организации. О.О. Баранова определяет корпоративную культуру организации как совокупность материальных и духовных ценностей, правил, убеждений, норм поведения, которые отражаются в символах, обычаях, традициях, философии, задают ориентиры поведения во внешней среде и разделяются членами организации [Баранова 2016 С. 73-76]. И.И. Агатий также рассматривает ценностные ориентации в совокупности с организационной культурой организации. По его мнению, ценностные ориентации руководителей способствуют формированию конкретного типа организационной культуры [Агатий 2015 С. 2273-2280]. Аналогичная позиция прослеживается в исследовании К.Б. Сафонова, где организационная культура, взаимодействуя с ценностными ориентациями отдельных сотрудников, обогащается представлениями о должном и справедливом и правильном поведении [Сафонов 2015 С. 102-106]. Само определение организационной культуры может быть дано через ценности и представлено как система организационных ценностей [Петров, Карасев 2015 С. 86-92]. Одним из главных преимуществ в современном мире для организации – трудовые ресурсы, интеллектуальный капитал, важнейший элемент которого – корпоративная культура труда с ее ценностями, которые являются мобилизирующим фактором и социальным механизмом. Создание благоприятных условий для проявления персоналом инновационной активности требует исследования ценностей, что представляет интерес для изучения выбранной темы. Ценностные ориентации играют большую роль в определении соответствия между сотрудниками и организацией, сотрудниками и руководителями. Как отмечает Ю.Д. Красовский, поведение работников тесно сопряжено с ценностными ориентациями, регулирующими отношения в связках «руководитель – сотрудник», «руководитель – подчиненные». Ценностные ориентации – живущие в сознании предпочтительные моральные критерии поведения в отношении работников, подчиненных [Красовский 2012 С. 149-154]. Ценности оказывают влияние на поведение руководителей, принятие решений, на практики управления человеческими ресурсами, на процесс постановки целей и задач, особенно при неопределенности и конкурентном характере окружающей среды [Huysentruyt, Stephan, Vujic 2015]. Это и обуславливает актуальность данного исследования. Краткий обзор методологии исследования В 2011 г. было проведено исследование «Инновационные ценности руководителей в экономике знаний». Инновационные ценности, в данном случае, связаны с отношением организации к инновациям, с инновационной культурой, с проблемами управления инновациями. Это исследование было проведено в РАНХиГС директором центра социальных и психологических исследований Е.С. Яхонтовой, Т.А. Нестиком, Ш. Каххаровой [Яхонтова, Нестик, Каххарова 2011] и направлено было на развитие инновационного потенциала российских компаний. В этом исследовании было опрошено 118 респондентов из 8 федеральных округов. Среди респондентов было 48 % менеджеров высшего звена, 34% - менеджеры среднего звена, 3 % - менеджеры нижнего звена и 14% - специалисты. Респонденты представляли организации из таких отраслей экономики как: потребительские товары и услуги (21%), оборудование и обслуживание предприятий промышленности (10%), образование (18%), консалтинговые услуги (14%), финансовый сектор (7%), химическая промышленность (6%), строительство (8%), здравоохранение (3%), сельское хозяйство (3%). Четверть организаций существовала уже 5 лет, еще четверть – от 5 до 10 лет, 15 % – от 10 до 15 лет, более 35 % – более 15 лет. Численность персонала организаций, в которых работали респонденты, составляла – до 50 человек 925%), до 100 человек (16%), до 250 человек (14%), до 500 человек (13%), до 1000 человек (6%), до 2000 человек (7%), до 5000 человек (9%), свыше 5000 человек (10%). В 2012 г. было проведено еще одно исследование указанной исследовательской группой при участии Кривошапкина В.В (Якутск-Москва, май-июнь 2012) [Инновационные ценности руководителей в экономике знаний 2012] В этом исследовании было опрошено 748 респондентов разных районов Республики Саха (Якутия), работающих в государственном управлении (42%), муниципальном управлении (8%), бюджетных учреждениях (38%), муниципальных учреждениях (6%). Отраслевой состав: строительство (4%), государственный сектор (53%), здравоохранение и медицина (12%), потребительские товары (1%), сельское хозяйство (5%), финансовый сектор (1%), образование (22%), консультационные услуги (2%), На основе первого исследования, было проведено еще одно исследование по изучению инновационных ценностей руководителей. Данное исследование проводилось в 2019-2020 г., обработка результатов завершена в 2021 г. Исследование было посвящено изучению действующих в России предприятий литейного производства и металлургии. Поскольку более 90 % изделий машиностроительных производств включают литые детали, литейное производство формирует важную заготовительную базу для машиностроения. Технологии литейного производства обязательно используются при создании современных машин или механизмов. Поэтому исследования в этой отрасли крайне важны для промышленности. Основным методом исследования был опрос. Опрос проводился с помощью формализованной анкеты. Обоснование выбора данного метода связано с намерением снизить влияние исследователя на респондентов. В опросе участвовало респонденты 70 предприятий – руководителей разного уровня (высшего уровня – 9 %, среднего звена – 64 %, нижнего уровня - 14 %), ведущих специалистов предприятий (13 %) из таких регионов, как Московская область, Калужская область, Республика Чувашия, Удмуртская Республика, Ростовская, Ленинградская, Свердловская, Челябинская, Курганская, Ивановская, Воронежская, Брянская, Рязанская, Омская, Самарская области, Республика Башкортостан, Тульская, Новосибирская, Нижегородская области. В исследовании участвовали респонденты преимущественно представляющие малые и средние предприятия численностью сотрудников до 1 500 человек (среднее значение – 780 медиана – 320). Возраст участников опроса составил от 25 до 59 лет, среднее значение – 37, медианное – 36. Все респонденты имели преимущественно высшее образование. Помимо инструментария указанных выше исследований, в настоящем исследовании применялся инструментарий, разработанный и используемый автором ранее и примененный для изучения инновационного потенциала российских предприятий [Коваленко 2014]. Эмпирические данные обрабатывались с помощью программ Excel и SPSS, затем был произведен их содержательный анализ. Итоги исследования представлены в виде таблиц и рисунков, которые содержат результаты анализа и статистической обработки полученных данных. Нумерация вопросов, указанная в таблицах и рисунках, соответствует нумерации этих вопросов в исследовательской анкете, которая была представлена респондентам. Анализ полученных данных исследования Говоря об инновациях можно смело утверждать, что они являются основным залогом выживания в условиях жесткой конкуренции. Ни одно предприятие не может позволить себе стоять на месте, если оно хочет выжить в современных условиях. Инновации играют важную роль как в макроэкономическом развитии, так и в достижении целей отдельных предприятий на микроуровне. Изучая данные исследования, во-первых, стоит отметить, что значительная часть респондентов осознают важность инноваций. Прежде всего, была отмечена необходимость технологических инноваций. Так указали 74 % респондентов. На втором месте была указана важность инноваций продукции (услуг). С этим пунктом были согласны 69 % респондентов. На третьем месте указана важность маркетинговых инноваций – 59 %. Распределение ответов представлено в Таблице и на рисунке 1. Таблица 1. Инновации, необходимые для компании*
№ п/п Вопрос 3. Какие инновации необходимы Вашей компании?1 Кол-во ответов %
1 Продукции /услуг 48 69%
2 Управленческие 13 19%
3 Маркетинговые 41 59%
4 Технологические 52 74%
5 Затрудняюсь 0 0%
* Источник: составлено по материалам исследования Е.С. Яхонтовой, Т.А. Нестика, Ш. Каххаровой [Яхонтова, Нестик, Каххарова 2011] Рис. 1. Инновации, необходимые для компании

1. Агатий И.И. Ценностные ориентации руководителя и организационная культура компании // Сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций, ГБОУ ВО МО «академия социального управления», 2015. № 1. С. 2273-2280.

2. Баранова О.О. Анализ взаимосвязи ценностных ориентаций руководителей и сотрудников аптечных организаций со структурными элементами ее корпоративной культуры // Материалы Х юбилейной международной научно-практической конференции молодых ученых-медиков. Курск, 26-27 февраля 2016 г. С. 73-76.

3. Евдокимова Т.Г. теоретико-методологические основания изучения ценностных ориентаций // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2018. № 1 (11). С. 65-75.

4. Журавлева Н.А. Социально-психологические характеристики системы ценностных ориентаций управленческого персонала // Вестник современной науки. 2016. № 16. С. 156-161.

5. Инновационные ценности руководителей в экономике знаний. Результаты исследования // Высшая школа международного бизнеса Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ и Институт управления при Президенте Республики Саха (Якутия) 2012 г. URL: https://docplayer.com/45773715-Otchet-innovacionnye-cennosti-rukovoditeley-v-ekonomike-znaniy.html

6. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры / Пер. с англ. под ред. И. В. Андреевой. — СПб: Питер, 2001.

7. Капрова Ю.А. Ценностно-ориентированный подход к формированию организационной культуры российских предприятий // Известия Рос.гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2008. № 37 (80). С. 140-144.

8. Коваленко А.А. Исследование мотивации инновационной деятельности // Государственное управление. Электронный вестник. 2014. № 47.

9. Кравченко С.А. Социологический энциклопедический русско-английский словарь: Более 10 000 единиц. С.А. Кравченко. М., ООО «Издательство АСТ». 2004.

10. Красовский Ю.Д. Управленческие ценности руководителей // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 2. С. 149-154.

11. Магомедова Э.Ш. Ценностные ориентации молодых руководителей бизнес-организаций: процесс и механизмы формирования // Вектор Науки ТГУ. 2017. № 2 (40). С. 119-123.

12. Масааки И. Кадзен: Ключ к успеху японских компаний / Масааки Имаи; Пер. с англ. – 3-е изд. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

13. Нугаева О.Г., Криводонова Ю.Е. Психологическая сущность и соотношение понятий «ценности» и «ценностные ориентации» // Специальное образование. 2012. № 2. С. 120-128.

14. Отчет «Инновационные ценности руководителей в экономике знаний». Результаты исследования. Исследование проведено Яхонтовой Е.С., д.с.н., директором центра социальных и психологических исследований ВШМБ РАНХиГС при Президенте РФ, при участии Нестика Т.А., к.ф.н., с.н.с. ВШМБ, Каххарова Ш., управляющего партнера консалтинговой компании ATG-CNT. Апрель-июнь 2011. URL: http://cnt-consult.ru/russia/service/analyses/Report%20Innovation%20Mangerment%20GSIB%20with%20Statistic%2028062011.pdf

15. Петров А.В., Карасева К.С. Основные теоретические подходы к исследованию современной корпоративной культуры труда // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2015. Сер. 12. Вып. 2 С. 86-92.

16. Прядко К.В. Взаимосвязь мотивационных факторов трудовой деятельности и ценностных ориентаций личности работников организации // Перспективы науки и образования. 2015. № 3 (15). С. 132-139.

17. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. - СПб., Питер, 2002.

18. Сафонов К.Б. Социологические проблемы исследования организационно-управленческой деятельности // Дискуссия. 2015. № 7 (59). С. 102-106.

19. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, С (И) немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор - академик РАН Г. В. Осипов. М., Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М). 2000.

20. Эндрю Дж. П. Возврат на инновации: практ. рук. по управлению инновациями в бизнесе / Джеймс П. Эндрю, Гарольд Л. Сиркин; перевел с англ. С.С. Гуринович; науч. ред. И.В. Лазукова. – Минск: Гревцов Паблишер, 2008. – 304 с.

21. Creating the Innovation Culture. Geniuses, Champions and Leaders. By Langdon Morris. InnovationLabs, 2007.

22. Huysentruyt M., Stephan U, Vujic S., CEO’s values, Management style and firm performance: evidence from social enterprise in Europe // URL: Geraadpleegd van http://chaireeppp. org/files_chaire/huysentruyt_stephan_and_vujic_march_2015.pdf (Date of access: 10.10.2019).

23. Khemani A. Value Orienta on of Employees and Its Impact on Performance: An Empirical Study of Selected Higher Education Institutions // Research Scholar. Department of Management. Faculty of Social Sciences, Dayalbagh Educational Institute. 2015.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх