Социальная компетентность у подростков с разным уровнем развития модели психического

 
Код статьиS020595920024342-2-1
DOI10.31857/S020595920024342-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт психологии РАН
Адрес: Москва, ул. Ярославская, 13
Должность: Старший научный сотрудник лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: научный сотрудник
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 44 № 1
Страницы43-54
Аннотация

Работа посвящена изучению роли модели психического – способности приписывать ментальные состояния другим людям для объяснения их поведения – в развитии социальной компетентности и проявлении просоциального поведения в подростковом возрасте. Предполагается существование различия в проявлении просоциального поведения и социальной компетентности у подростков с разным уровнем развития модели психического. В исследовании приняли участие 95 подростков 12–15 лет (М=13.8; SD=9.5; 46 девочек). Использовался тест “Взгляд” для оценки социально-перцептивного компонента модели психического (оценка распознавания ментальных состояний по мимике) и задачи на понимание неверных мнений высшего порядка для оценки социально-когнитивного компонента. Просоциальное поведение оценивалось во время групповой игры в пазлы; рассчитывалось отношение количества просоциальных актов ко времени в секундах. Для внешней оценки социальной компетентности использовались разработанный опросник для учителей о социальном поведении подростков и социометрический метод. Полученные результаты свидетельствуют о разном вкладе социально-перцептивного и социально-когнитивного компонентов модели психического в развитие социальной компетентности подростков. Подростки, лучше понимающие ментальные состояния других людей и прогнозирующие их поведение, чаще действуют просоциально, более убедительны и успешны в овладении школьной программы. Те же, кто лучше распознает ментальные состояния по мимике – оцениваются педагогами как более помогающие и популярные в среде сверстников. Низкий уровень модели психического наблюдается в группе отвергаемых сверстниками подростков.

Ключевые словамодель психического, социальное познание, просоциальное поведение, социальная компетентность, популярность в среде сверстников
Источник финансированияИсследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22–28–00474.
Дата публикации26.02.2023
Кол-во символов33172
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 2, всего просмотров: 269

Оценка читателей: голосов 0

1. Буркова В.Н., Бутовская М.Л., Дронова Д.А., Адам Ю.И. Альтруизм и парохиализм у детей и подростков: гендерные и возрастные различия // Экспериментальная психология. 2021. Т. 14. № 3. С. 50–66.

2. Гартвик Е.В. Соотношение модели психического и делинквентного поведения у подростков // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26. № 3. С. 73–78.

3. Лебедева Е.И. Модель психического и социально-эмоциональная компетентность детей младшего школьного возраста (по оценкам родителей и педагогов) // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2022. № 2. С. 277–286.

4. Уланова А.Ю. Социально-эмоциональная компетентность старших подростков: сравнение самоотчета и внешней оценки // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2022. № 2. С. 287–295.

5. Apperly I.A., Butterfill S.A. Do humans have two systems to track beliefs and belief-like states? // Psychological review. 2009. V. 116. № 4. P. 953–970.

6. Białecka-Pikul M., Kołodziejczyk A., Bosacki S. Advanced theory of mind in adolescence: Do age, gender and friendship style play a role? // Journal of Adolescence. 2017. V. 56. P. 145–156.

7. Białecka‐Pikul M., et al. Theory of mind and peer attachment in adolescence // Journal of Research on Adolescence. 2021. V. 31. № 4. P. 1202–1217.

8. Baron-Cohen S., et al. Are intuitive physics and intuitive psychology independent? A test with children with Asperger Syndrome // Journal of developmental and learning disorders. 2001. V. 5. № 1. P. 47–78.

9. Bosacki S. Theory of mind and peer relationships in middle childhood and adolescence // Theory of Mind in Middle Childhood and Adolescence. Routledge. 2021. P. 142–168.

10. Caputi M., Lecce S., Pagnin A., Banerjee R. Longitudinal effects of theory of mind on later peer relations: the role of prosocial behavior // Developmental psychology. 2012. V. 48. № 1. P. 257–270.

11. Caputi M., Cugnata F., Brombin C. Theory of mind and loneliness: Effects of a conversation‐based training at school // International Journal of Psychology. 2021. V. 56. № 2. P. 257–265.

12. Devine R.T., White N., Ensor R., Hughes C. Theory of mind in middle childhood: Longitudinal associations with executive function and social competence // Developmental Psychology. 2016. V. 52. № 5. P. 758–771.

13. Gerbino M., et al. Adolescents' prosocial behavior predicts good grades beyond intelligence and personality traits // Journal of personality. 2018. V. 86. № 2. P. 247–260.

14. Hughes C. Theory of mind grows up: Reflections on new research on theory of mind in middle childhood and adolescence // Journal of Experimental Child Psychology. 2016. V. 149. P. 1–5.

15. Hughes C., Devine R.T. Individual differences in theory of mind from preschool to adolescence: Achievements and directions // Child Development Perspectives. 2015. V. 9. P. 149–153.

16. Hyde D.C., Simon C.E., Ting F., Nikolaeva J.I. Functional organization of the temporal–parietal junction for theory of mind in preverbal infants: a near-infrared spectroscopy study //Journal of Neuroscience. 2018. V. 38. № 18. P. 4264–4274.

17. Imuta K., et al. Theory of mind and prosocial behavior in childhood: A meta-analytic review // Developmental psychology. 2016. V. 52. № 8. P. 1192–1205.

18. Jenkins J.M., Astington J.W. Theory of mind and social behavior: Causal models tested in a longitudinal study // Merrill-Palmer Quarterly. 2000. V. 46. P. 203–220.

19. Kuhnert R.L., Begeer S., Fink E., de Rosnay M. Gender-differentiated effects of theory of mind, emotion understanding, and social preference on prosocial behavior development: A longitudinal study // Journal of experimental child psychology. 2017. V. 154. P. 13–27.

20. Laursen B., Veenstra R. Toward understanding the functions of peer influence: A summary and synthesis of recent empirical research // Journal of Research on Adolescence. 2021. V. 31. № 4. P. 889–907.

21. Lecce S., Bianco F., Hughes C. Reading minds and reading texts: Evidence for independent and specific associations // Cognitive Development. 2021. V. 57. P. 101010.

22. Lecce S., Caputi M., Pagnin A., Banerjee R. Theory of mind and school achievement: The mediating role of social competence // Cognitive Development. 2017. V. 44. P. 85–97.

23. Liddle B., Nettle D. Higher-order theory of mind and social competence in school-age children // Journal of Cultural and Evolutionary Psychology. 2006. V. 4. № 3–4. P. 231–244.

24. Lockl K., Ebert S., Weinert S. Predicting school achievement from early theory of mind: Differential effects on achievement tests and teacher ratings // Learning and Individual Differences. 2017. V. 53. P. 93–102.

25. Meinhardt‐Injac B., Daum M.M., Meinhardt G. Theory of mind development from adolescence to adulthood: Testing the two‐component model // British Journal of Developmental Psychology. 2020. V. 38. № 2. P. 289–303.

26. Miller S.E., Reavis R.E., Avila B.N. Associations between theory of mind, executive function, and friendship quality in middle childhood // Merrill-Palmer Quarterly. 2018. V. 64. № 3. P. 397–426.

27. Osterhaus C., Koerber S., Sodian B. Scaling of advanced theory‐of‐mind tasks // Child development. 2016. V. 87. № 6. P. 1971–1991.

28. Rubin K.H., Bukowski W.M., Parker J.G. Peer Interactions, Relationships, and Groups // Handbook of child psychology: Social, emotional, and personality development / Eds. N. Eisenberg, W. Damon, R.M. Lerner. N.Y.: Wiley, 2006. P. 571–645.

29. Slaughter V., Imuta K., Peterson C.C., Henry J.D. Meta‐analysis of theory of mind and peer popularity in the preschool and early school years // Child development. 2015. V. 86. № 4. P. 1159–1174.

30. Smith P. Bullying and theory of mind: A review // Current psychiatry reviews. 2017. V. 13. № 2. P. 90–95.

31. Smith S., et al. Emotional competencies in emerging adolescence: relations between teacher ratings and student self-reports // International Journal of adolescence and Youth. 2019. V. 24. № 1. P. 19–28.

32. Stout W., Karahuta E., Laible D., Brandone A.C. A longitudinal study of the differential social‐cognitive foundations of early prosocial behaviors // Infancy. 2021. V. 26. № 2. P. 271–290.

33. Tager-Flusberg H., Sullivan K. A componential view of theory of mind: evidence from Williams syndrome // Cognition. 2000. V. 76. № 1. P. 59–90.

34. Wagemaker E., van Hoorn J., Bexkens A. Susceptibility to peer influence on prosocial behavior in adolescents with Mild Intellectual Disability or Borderline Intellectual Functioning // Research in Developmental Disabilities. 2022. V. 120. P. 104–143.

35. Weimer A.A., et al. Development of constructivist theory of mind from middle childhood to early adulthood and its relation to social cognition and behavior // Journal of Experimental Child Psychology. 2017. V. 154. P. 28–45.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх