The USA and China Infrastructure competition in developing countries

 
PIIS086904990021605-7-1
DOI10.31857/S086904990021605-7
Publication type Article
Status Approved
Authors
Occupation: Head of the Center for Strategic Planning Studies
Affiliation: Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences (IMEMO)
Address: 23, Profsoyuznaya Str., Moscow, 117997, Russian Federation
Occupation: junior research fellow
Affiliation: Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences (IMEMO)
Address: 23, Profsoyuznaya Str., Moscow, 117997, Russian Federation
Abstract

The article provides a brief comparative analysis of American and Chinese infrastructure projects. The world-system approach was chosen as a methodological basis, which allows to establish the objective possibilities and limitations of the strategies of the United States and China as interconnected parts of the world economy and politics. The first part describes the world-system approach, as well as the position of the People’s Republic of China in the modern system of international relations. The second part is devoted to the Chinese Belt and Road Initiative the third is an analysis of counter-initiatives put forward by the United States.

KeywordsChina, USA, Belt and Road Initiative, Digital Infrastructure, Partnership fot Global Infrastructure and Investment, World System, Global Leadership.
AcknowledgmentThe article was prepared within the project "Post-crisis World Order: Challenges and Technologies, Competition and Cooperation" supported by the grant from Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation program for research projects in priority areas of scientific and technological development (Agreement № 075-15-2020-783).
Received17.08.2022
Number of characters36319
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Американо-китайские противоречия становятся центральными в формирующейся системке международных отношений. После провала идей о выстраивании эффективного сотрудничества двух стран, в том числе так называемой «Большой двойки» (G2) в начале 2010-х гг., стороны стали переходить к состоянию стратегической конкуренции. Ее особенность – это акцент на торгово-экономической и технологической сферах. Такое развитие событий требует от Соединенных Штатов принципиально новых подходов, с которыми они не сталкивались ранее. Конфронтация с Советским Союзом преимущественно носила военно-политический и идеологический характер. В это же время торговля, прямые иностранные инвестиции и технологическое лидерство в гражданском секторе являлись для США источником доходов в борьбе с СССР. Теперь же именно эти сферы становятся основными в противостоянии двух глобальных лидеров. В современных условиях данные направления подразумевают и создание соответствующей транспортной и телекоммуникационной инфраструктур, являющихся основой для межстранового сотрудничества. В этой сфере Китайский проект «Один пояс – один путь» (ОПОП) стал крупнейшей глобальной инициативой, устанавливающей соответствующие стандарты и превращающейся в серьезный рычаг политико-экономического влияния. США, рассматривая КНР в качестве своего основного стратегического конкурента, вынуждены отвечать на китайские проекты, впрочем, их возможности на данный момент ограничены. Администрация Джозефа Байдена в последние годы заявила ряд международных инфраструктурных инициатив, впрочем, перспективы их реализации по-прежнему не ясны. В данной статье проводится краткий сравнительный анализ американских и китайских инфраструктурных проектов. Исследование проведено на основе мир-системного подхода, способствующего отображению американо-китайской конкуренции в глобальном масштабе. Статья состоит из трех частей. В первой проводится описание мир-системного подхода, а также через его призму рассматривается положение КНР в современной системе международных отношений. Вторая часть статьи посвящена китайской инициативе «Один пояс – один путь», в третьей проводится анализ встречных инициатив, выдвинутых Соединенными Штатами.
2 Американо-китайское противостояние через призму мир-системного подхода Конкуренцию Китая и США можно рассматривать с точек зрения разных парадигм теории международных отношений. Неолиберализм здесь увидит идеологическое соперничество авторитарной и демократической системы, неореализм – политическую борьбу за установление нового мирового порядка, неомарксизм – противостояние империалистических держав. В данной статье теоретической основой анализа выступает мир-системный подход, при помощи которого проводится анализ инфраструктурной конкуренции США и КНР в развивающихся странах. «Мир-система» — это сочетание глобальной экономической системы и множества политических и культурных систем. Поведение субъектов зависит от их принадлежности к одному из уровней мир-системы: периферии, полупериферии или центра. Принадлежность определяется способностью максимизировать прибыль за счет лидерства в обладании технологическими, финансовыми, политическими или военными ресурсами. Ключевое свойство мир-системы, это постоянное движение потока ресурсов из стран периферии в страны полупериферии и центра [Wallerstein 2011]. В настоящее время США остаются лидером мир-системы и стремятся сохранить этот статус [Watkins 2019]. Проблема в том, что на протяжение многих лет Америка борется с падением нормы прибыли [Абдулов, Джабборов, Комолов, Маслов, Степанова 2021], обусловленным увеличением капиталоемкого производства по отношению к трудоемкому и росту стоимости рабочей силы1. Для этого Соединенные Штаты используют вывоз капитала, перемещая трудоемкие операции в рамках глобальных цепочек создания стоимости (ГЦСС) в периферийные и полупериферийные страны. После распада СССР, продвигаемая США политика неолиберализма приняла глобальный масштаб, сформировав новый мировой порядок. Структурные реформы «Вашингтонского консенсуса» в том числе предполагали приватизацию государственных предприятий и снижение ограничений для прямых иностранных инвестиций, что облегчило американским компаниям приобретение внутренних активов в периферийных страна и их интеграцию в ГЦСС [Watkins 2019]. Соединенные Штаты постепенно отказались от вестфальского принципа незыблемости государственного суверенитета, независимость становится «лицензией», которую Вашингтон может отозвать, если правительство не соблюдает либеральные политические и экономические нормы [Watkins 2019]. В этой парадигме Пекин должен был открыть доступ к национальному рынку для американских транснациональных компаний (ТНК), а также провести неолиберальные реформы политической системы. В зависимости от того, насколько политика Китая соответствовала этим требованиям, Вашингтона планировал «поддерживать, сдерживать или уравновешивать» Пекин2. Не удивительно, что в американских документах, посвященных оценке существующих внешнеэкономических и внешнеполитических рисков Китай рассматривается как «ревизионистская держава», стремящаяся к пересмотру сложившихся международных условий. Вместе с тем действия Пекина направлены на качественные изменения существующей конфигурации в расстановке сил и преимущественно выражаются в торгово-экономических аспектах. Это обуславливается долгосрочными целями и стратегическими планами, которых придерживается Коммунистическая партия Китая (КПК). 1. Labor cost index. The Global Economy. Available at: >>>> (accessed 02.08.2022).

2. National Security Strategy 1993. Available at: >>>> (accessed 02.08.2022).

1. 41 U.S. Code Chapter 83 - Buy American. Legal Information Institute. (https://www.law.cornell.edu/uscode/text/41/subtitle-IV/chapter-83).

2. Abdulov R.A., Dzhabborov D.B., Komolov O.O., Maslov G.A., Stepanova T.D. (2021) Deglobalizaciya: krizis neoliberalizma i dvizhenie k novomu miroporyadku: nauchnyj doklad. Moskva. Nauchnaya laboratoriya sovremennoj politekonomii [Deglobalization: the crisis of Neoliberalism and the movement towards a new world order: scientific report]. Moscow. Scientific Laboratory of Modern Political Economy. 269 p. (DOI: 10.13140/RG.2.2.28808.14087) (In Russ.)

3. Albright, Z. (2022) Trends in Trade and Investment: China and Latin America and the Caribbean in 2021. The Boston University Global Development Policy Center. (https://www.bu.edu/gdp/2022/03/28/trends-in-trade-and-investment-china-and-latin-america-and-the-caribbean-in-2021/).

4. Algeria’s El Hamdania Port. International Trade Administration. 29.03.2020. (https://www.trade.gov/market-intelligence/algerias-el-hamdania-port ).

5. Annual Threat Assessment of the U.S. Intelligence Community. 07.02.2022. (https://www.dni.gov/files/ODNI/documents/assessments/ATA-2022-Unclassified-Report.pdf).

6. Blue Dot Network. U.S. Department of State. ( https://www.state.gov/blue-dot-network/#FAQ ).

7. Capri, A. (2020) Strategic US-China decoupling in the tech sector. Hinrich Foundation. (https://www.hinrichfoundation.com/research/wp/tech/us-china-decoupling-tech/).

8. Central Asia plays a pivotal role in Belt and Road // China Global Television Network - 24.01.2022. (https://news.cgtn.com/news/2022-01-24/Expert-Central-Asia-plays-a-pivotal-role-in-Belt-and-Road-175z6zTUxSo/index.html ).

9. China issues Arab policy paper // China Daily - 13.01.2016. (http://www.chinadaily.com.cn/world/2016-01/13/content_23075665.htm).

10. Chiodi, L., Hoang Anh, T. N. (2022) The Belt and Road Initiative in Latin America: How China Makes Friends and What This Means for the Region. (https://blogs.eui.eu/latin-american-working-group/the-belt-and-road-initiative-in-latin-america-how-china-makes-friends-and-what-this-means-for-the-region/).

11. Cyrill, M. (2018) What is Made in China 2025 and Why Has it Made the World So Nervous? // China Briefing. (https://www.china-briefing.com/news/made-in-china-2025-explained/).

12. Deich T.L. (2022) Ekonomicheskie svyazi Kitaya s Afrikoj: problemy i perspektivy. [China's Economic Ties with Africa: Problems and prospects]. // Asia i Afrika segodnya. No. 7, pp. 48-56. (In Russ.)

13. Digital Connectivity and Cybersecurity Partnership. U.S. Department of State. (https://www.state.gov/wp-content/uploads/2021/11/2021-023h-CD-DCCP-One-Pager-10292021-Accesssible-11012021.pdf).

14. GDP growth (annual %) – China. The World Bank. (https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.KD.ZG?locations=CN).

15. Hemphill, T., White, G. (2013) China's National Champions: The Evolution of a National Industrial Policy -- Or a New Era of Economic Protectionism? // Thunderbird International Business Review. Vol. 55. No. 2. P. 193-212. (DOI:10.1002/tie.21535).

16. Huang, Y, Liugang, G. (2021) How did rising labor costs erode China’s global advantage? // Journal of Economic Behavior & Organization. Vol. 183(C). P. 632-653. (DOI: 10.1016/j.jebo.2021.01.019).

17. Inside China’s Plan to Create a Modern Silk Road. // Morgan Stanley. - 14.03.2018. (https://www.morganstanley.com/ideas/china-belt-and-road ).

18. Jabarkhyl, N. (2017) Oman counts on Chinese billions to build desert boomtown. // Reuters. (https://www.reuters.com/article/us-oman-china-investment/oman-counts-on-chinese-billions-to-build-desert-boomtown-idUSKCN1BG1WJ ).

19. Jenkins, R. (2019) How China is reshaping the global economy: Development impacts in Africa and Latin America. N.Y.: Oxford University Press. 407 р.

20. Koty, A. (2020) What is the China Standards 2035 Plan and How Will it Impact Emerging Industries? // China Briefing (https://www.china-briefing.com/news/what-is-china-standards-2035-plan-how-will-it-impact-emerging-technologies-what-is-link-made-in-china-2025-goals/).

21. Labor cost index. The Global Economy. (https://www.theglobaleconomy.com/USA/labor_cost/ ).

22. Lin, C. (2017) The Belt and Road and China’s Long-term visions in the middle east. // Issam Fares Institute for Public Policy and International Affairs’. (https://www.aub.edu/ifi/Documents/publications/working_papers/2018-019/20190211_belt_and_road_china_me.pdf ).

23. Mowla, W., Bernhard, I. (2022) Why Might Taiwan’s Allies in Latin America and the Caribbean Soon Look to China? // The Global Americans (https://theglobalamericans.org/2022/01/why-might-taiwans-allies-in-latin-america-and-the-caribbean-soon-look-to-china/).

24. National Security Strategy 1993. (http://nssarchive.us/national-security-strategy-1993/ ).

25. Nugent, C., Campell C. (2021) The U.S. and China Are Battling for Influence in Latin America, and the Pandemic Has Raised the Stakes // Time (https://time.com/5936037/us-china-latin-america-influence/).

26. Popken, B. Why Trump Killed TPP — And Why It Matters To You // NBC. - 23.01.2017. (https://www.nbcnews.com/business/economy/why-trump-killed-tpp-why-it-matters-you-n710781).

27. Potencial'nye vozmozhnosti rosta rossijskoj ekonomiki: analiz i prognoz. [Potential growth opportunities of the Russian economy: analysis and forecast. Scientific report]. Edited by A.A. Shirov. M. Arctic Print. 2022. 295 р. (In Russ.)

28. President Biden and G7 Leaders Formally Launch the Partnership for Global Infrastructure and Investment. The White House. 26.06.2022. (https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/06/26/fact-sheet-president-biden-and-g7-leaders-formally-launch-the-partnership-for-global-infrastructure-and-investment/).

29. President Biden and G7 Leaders Formally Launch the Partnership for Global Infrastructure and Investment. The White House. (https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/06/26/fact-sheet-president-biden-and-g7-leaders-formally-launch-the-partnership-for-global-infrastructure-and-investment ).

30. President Biden and G7 Leaders Launch Build Back Better World (B3W) Partnership. The White House. 12.06.2021. (https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/06/12/fact-sheet-president-biden-and-g7-leaders-launch-build-back-better-world-b3w-partnership/).

31. President Biden Announces the Americas Partnership for Economic Prosperity. The White House. 08.06.2022. (https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/06/08/fact-sheet-president-biden-announces-the-americas-partnership-for-economic-prosperity/).

32. Savoy, C. (2022) Future Considerations for the Partnership on Global Infrastructure and Investment. Center for Strategic and International Studies. (https://www.csis.org/analysis/future-considerations-partnership-global-infrastructure-and-investment).

33. Statement on Indo-Pacific Economic Framework for Prosperity. The White House. 23.05.2022. (https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/05/23/statement-on-indo-pacific-economic-framework-for-prosperity/).

34. Tabb, W. (1998) The East Asian Financial Crisis. // Monthly Review. (https://monthlyreviewarchives.org/index.php/mr/article/view/MR-050-02-1998-06_3).

35. Taush, A. (2019) Kaname Akamacu. Biografiya uchenogo i teoriya dlinnyh ciklov [Kaname Akamatsu. Biography of the scientist and the theory of long cycles]. // Kondrat’evskiye volny. №7. C. 211-230. (In Russ.)

36. The Blue Dot Network: A proposal for a global certification framework for quality infrastructure investment. OECD. (www.oecd.org/daf/blue-dot-network-proposal-certification.pdf).

37. Wallerstein, I. (2011) Structural Crisis in the World-System // Monthly Review. (https://monthlyreview.org/2011/03/01/structural-crisis-in-the-world-system/).

38. Watkins, S. (2019) America vs China // New Left Review. (https://newleftreview.org/issues/ii115/articles/susan-watkins-america-vs-china).

39. Wong, D. (2020) How Can Foreign Technology Investors Benefit from China’s New Infrastructure Plan? // China Briefing. (https://www.china-briefing.com/news/how-foreign-technology-investors-benefit-from-chinas-new-infrastructure-plan/).

Система Orphus

Loading...
Up