Инфраструктурная конкуренция США и КНР в развивающихся странах

 
Код статьиS086904990021605-7-1
DOI10.31857/S086904990021605-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Одобрена к публикации
Авторы
Должность: Руководитель Центра изучения стратегического планирования
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: РФ, 17997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Должность: младший научный сотрудник
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: РФ, 17997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Аннотация

В статье проводится краткий сравнительный анализ американских и китайских инфраструктурных проектов. В качестве методологической основы был выбран мир-системный подход, позволяющий установить объективные возможности и ограничения стратегий США и Китая как взаимосвязанных частей мировой экономики и политики. В первой части описан мир-системный подход, а также положение КНР в современной системе международных отношений. Вторая часть посвящена китайской инициативе «Один пояс – один путь», в третьей проводится анализ встречных инициатив, выдвинутых Соединенными Штатами.

Ключевые словаКитай, США, Один пояс один путь, цифровая инфраструктура, Партнерство по глобальной инфраструктуре и инвестициям, мир-система, глобальное лидерство
Источник финансированияСтатья опубликована в рамках проекта «Посткризисное мироустройство: вызовы и технологии, конкуренция и сотрудничество» по гранту Министерства науки и высшего образования РФ на проведение крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития (Соглашение № 075-15-2020-783).
Получено17.08.2022
Кол-во символов36319
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Американо-китайские противоречия становятся центральными в формирующейся системке международных отношений. После провала идей о выстраивании эффективного сотрудничества двух стран, в том числе так называемой «Большой двойки» (G2) в начале 2010-х гг., стороны стали переходить к состоянию стратегической конкуренции. Ее особенность – это акцент на торгово-экономической и технологической сферах. Такое развитие событий требует от Соединенных Штатов принципиально новых подходов, с которыми они не сталкивались ранее. Конфронтация с Советским Союзом преимущественно носила военно-политический и идеологический характер. В это же время торговля, прямые иностранные инвестиции и технологическое лидерство в гражданском секторе являлись для США источником доходов в борьбе с СССР. Теперь же именно эти сферы становятся основными в противостоянии двух глобальных лидеров. В современных условиях данные направления подразумевают и создание соответствующей транспортной и телекоммуникационной инфраструктур, являющихся основой для межстранового сотрудничества. В этой сфере Китайский проект «Один пояс – один путь» (ОПОП) стал крупнейшей глобальной инициативой, устанавливающей соответствующие стандарты и превращающейся в серьезный рычаг политико-экономического влияния. США, рассматривая КНР в качестве своего основного стратегического конкурента, вынуждены отвечать на китайские проекты, впрочем, их возможности на данный момент ограничены. Администрация Джозефа Байдена в последние годы заявила ряд международных инфраструктурных инициатив, впрочем, перспективы их реализации по-прежнему не ясны. В данной статье проводится краткий сравнительный анализ американских и китайских инфраструктурных проектов. Исследование проведено на основе мир-системного подхода, способствующего отображению американо-китайской конкуренции в глобальном масштабе. Статья состоит из трех частей. В первой проводится описание мир-системного подхода, а также через его призму рассматривается положение КНР в современной системе международных отношений. Вторая часть статьи посвящена китайской инициативе «Один пояс – один путь», в третьей проводится анализ встречных инициатив, выдвинутых Соединенными Штатами.
2 Американо-китайское противостояние через призму мир-системного подхода Конкуренцию Китая и США можно рассматривать с точек зрения разных парадигм теории международных отношений. Неолиберализм здесь увидит идеологическое соперничество авторитарной и демократической системы, неореализм – политическую борьбу за установление нового мирового порядка, неомарксизм – противостояние империалистических держав. В данной статье теоретической основой анализа выступает мир-системный подход, при помощи которого проводится анализ инфраструктурной конкуренции США и КНР в развивающихся странах. «Мир-система» — это сочетание глобальной экономической системы и множества политических и культурных систем. Поведение субъектов зависит от их принадлежности к одному из уровней мир-системы: периферии, полупериферии или центра. Принадлежность определяется способностью максимизировать прибыль за счет лидерства в обладании технологическими, финансовыми, политическими или военными ресурсами. Ключевое свойство мир-системы, это постоянное движение потока ресурсов из стран периферии в страны полупериферии и центра [Wallerstein 2011]. В настоящее время США остаются лидером мир-системы и стремятся сохранить этот статус [Watkins 2019]. Проблема в том, что на протяжение многих лет Америка борется с падением нормы прибыли [Абдулов, Джабборов, Комолов, Маслов, Степанова 2021], обусловленным увеличением капиталоемкого производства по отношению к трудоемкому и росту стоимости рабочей силы1. Для этого Соединенные Штаты используют вывоз капитала, перемещая трудоемкие операции в рамках глобальных цепочек создания стоимости (ГЦСС) в периферийные и полупериферийные страны. После распада СССР, продвигаемая США политика неолиберализма приняла глобальный масштаб, сформировав новый мировой порядок. Структурные реформы «Вашингтонского консенсуса» в том числе предполагали приватизацию государственных предприятий и снижение ограничений для прямых иностранных инвестиций, что облегчило американским компаниям приобретение внутренних активов в периферийных страна и их интеграцию в ГЦСС [Watkins 2019]. Соединенные Штаты постепенно отказались от вестфальского принципа незыблемости государственного суверенитета, независимость становится «лицензией», которую Вашингтон может отозвать, если правительство не соблюдает либеральные политические и экономические нормы [Watkins 2019]. В этой парадигме Пекин должен был открыть доступ к национальному рынку для американских транснациональных компаний (ТНК), а также провести неолиберальные реформы политической системы. В зависимости от того, насколько политика Китая соответствовала этим требованиям, Вашингтона планировал «поддерживать, сдерживать или уравновешивать» Пекин2. Не удивительно, что в американских документах, посвященных оценке существующих внешнеэкономических и внешнеполитических рисков Китай рассматривается как «ревизионистская держава», стремящаяся к пересмотру сложившихся международных условий. Вместе с тем действия Пекина направлены на качественные изменения существующей конфигурации в расстановке сил и преимущественно выражаются в торгово-экономических аспектах. Это обуславливается долгосрочными целями и стратегическими планами, которых придерживается Коммунистическая партия Китая (КПК). 1. Labor cost index. The Global Economy. Available at: >>>> (accessed 02.08.2022).

2. National Security Strategy 1993. Available at: >>>> (accessed 02.08.2022).

1. Абдулов Р.А., Джабборов Д.Б., Комолов О.О., Маслов Г.А., Степанова Т.Д. (2021) Деглобализация: кризис неолиберализма и движение к новому миропорядку: научный доклад. М.: Научная лаборатория современной политэкономии. 269 с.

2. Дейч Т.Л. (2022) Экономические связи Китая с Африкой: проблемы и перспективы // Азия и Африка сегодня. №7, С. 48–56.

3. Потенциальные возможности роста российской экономики: анализ и прогноз. Научный доклад. Под ред. А.А. Широва. М.: Арктик Принт. 2022. 295 с.

4. Тауш, А. (2019) Канаме Акамацу. Биография ученого и теория длинных циклов // Кондратьевские волны. №7. C. 211-230.

5. 41 U.S. Code Chapter 83 - Buy American // Legal Information Institute. (https://www.law.cornell.edu/uscode/text/41/subtitle-IV/chapter-83).

6. Albright, Z. (2022) Trends in Trade and Investment: China and Latin America and the Caribbean in 2021 // The Boston University Global Development Policy Center. (https://www.bu.edu/gdp/2022/03/28/trends-in-trade-and-investment-china-and-latin-america-and-the-caribbean-in-2021/).

7. Algeria’s El Hamdania Port. // International Trade Administration. - 29.03.2020. (https://www.trade.gov/market-intelligence/algerias-el-hamdania-port ).

8. Annual Threat Assessment of the U.S. Intelligence Community. 07.02.2022. (https://www.dni.gov/files/ODNI/documents/assessments/ATA-2022-Unclassified-Report.pdf).

9. Blue Dot Network. U.S. Department of State. (https://www.state.gov/blue-dot-network/#FAQ).

10. Capri, A. (2020) Strategic US-China decoupling in the tech sector. Hinrich Foundation. (https://www.hinrichfoundation.com/research/wp/tech/us-china-decoupling-tech/).

11. Central Asia plays a pivotal role in Belt and Road // China Global Television Network - 24.01.2022. (https://news.cgtn.com/news/2022-01-24/Expert-Central-Asia-plays-a-pivotal-role-in-Belt-and-Road-175z6zTUxSo/index.html ).

12. China issues Arab policy paper // China Daily - 13.01.2016. (http://www.chinadaily.com.cn/world/2016-01/13/content_23075665.htm).

13. Chiodi, L., Hoang Anh, T. N. (2022) The Belt and Road Initiative in Latin America: How China Makes Friends and What This Means for the Region. (https://blogs.eui.eu/latin-american-working-group/the-belt-and-road-initiative-in-latin-america-how-china-makes-friends-and-what-this-means-for-the-region/).

14. Cyrill, M. (2018) What is Made in China 2025 and Why Has it Made the World So Nervous? // China Briefing. (https://www.china-briefing.com/news/made-in-china-2025-explained/).

15. Digital Connectivity and Cybersecurity Partnership. U.S. Department of State. (https://www.state.gov/wp-content/uploads/2021/11/2021-023h-CD-DCCP-One-Pager-10292021-Accesssible-11012021.pdf).

16. GDP growth (annual %) – China. The World Bank. (https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.KD.ZG?locations=CN).

17. Hemphill, T., White, G. (2013) China's National Champions: The Evolution of a National Industrial Policy -- Or a New Era of Economic Protectionism? // Thunderbird International Business Review. Vol. 55. No. 2. P. 193-212. (DOI:10.1002/tie.21535).

18. Huang, Y, Liugang, G. (2021) How did rising labor costs erode China’s global advantage? // Journal of Economic Behavior & Organization. Vol. 183(C). P. 632-653. (DOI: 10.1016/j.jebo.2021.01.019).

19. Inside China’s Plan to Create a Modern Silk Road. // Morgan Stanley. – 14.03.2018. ( https://www.morganstanley.com/ideas/china-belt-and-road ).

20. Jabarkhyl, N. (2017) Oman counts on Chinese billions to build desert boomtown. // Reuters. (https://www.reuters.com/article/us-oman-china-investment/oman-counts-on-chinese-billions-to-build-desert-boomtown-idUSKCN1BG1WJ ).

21. Jenkins, R. (2019) How China is reshaping the global economy: Development impacts in Africa and Latin America. N.Y.: Oxford University Press. 407 р.

22. Koty, A. (2020) What is the China Standards 2035 Plan and How Will it Impact Emerging Industries? // China Briefing. (https://www.china-briefing.com/news/what-is-china-standards-2035-plan-how-will-it-impact-emerging-technologies-what-is-link-made-in-china-2025-goals/).

23. Labor cost index. The Global Economy. (https://www.theglobaleconomy.com/USA/labor_cost/ ).

24. Lin, C. (2017) The Belt and Road and China’s Long-term visions in the middle east. Issam Fares Institute for Public Policy and International Affairs’. (https://www.aub.edu/ifi/Documents/publications/working_papers/2018-019/20190211_belt_and_road_china_me.pdf ).

25. Mowla, W., Bernhard, I. (2022) Why Might Taiwan’s Allies in Latin America and the Caribbean Soon Look to China? // Global Americans (https://theglobalamericans.org/2022/01/why-might-taiwans-allies-in-latin-america-and-the-caribbean-soon-look-to-china/).

26. National Security Strategy 1993. (http://nssarchive.us/national-security-strategy-1993/ ).

27. Nugent, C., Campell C. (2021) The U.S. and China Are Battling for Influence in Latin America, and the Pandemic Has Raised the Stakes // Time (https://time.com/5936037/us-china-latin-america-influence/).

28. Popken, B. Why Trump Killed TPP — And Why It Matters To You // NBC - 23.01.2017. (https://www.nbcnews.com/business/economy/why-trump-killed-tpp-why-it-matters-you-n710781).

29. President Biden and G7 Leaders Formally Launch the Partnership for Global Infrastructure and Investment. The White House. 26.06.2022. (https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/06/26/fact-sheet-president-biden-and-g7-leaders-formally-launch-the-partnership-for-global-infrastructure-and-investment/).

30. President Biden and G7 Leaders Formally Launch the Partnership for Global Infrastructure and Investment. The White House. (https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/06/26/fact-sheet-president-biden-and-g7-leaders-formally-launch-the-partnership-for-global-infrastructure-and-investment ).

31. President Biden and G7 Leaders Launch Build Back Better World (B3W) Partnership. The White House. 12.06.2021. (https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/06/12/fact-sheet-president-biden-and-g7-leaders-launch-build-back-better-world-b3w-partnership/).

32. President Biden Announces the Americas Partnership for Economic Prosperity. The White House. 08.06.2022. (https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/06/08/fact-sheet-president-biden-announces-the-americas-partnership-for-economic-prosperity/).

33. Savoy, C. (2022) Future Considerations for the Partnership on Global Infrastructure and Investment. Center for Strategic and International Studies. (https://www.csis.org/analysis/future-considerations-partnership-global-infrastructure-and-investment).

34. Statement on Indo-Pacific Economic Framework for Prosperity. The White House. 23.05.2022. (https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/05/23/statement-on-indo-pacific-economic-framework-for-prosperity/).

35. Tabb, W. (1998) The East Asian Financial Crisis // Monthly Review. (https://monthlyreviewarchives.org/index.php/mr/article/view/MR-050-02-1998-06_3).

36. The Blue Dot Network: A proposal for a global certification framework for quality infrastructure investment. OECD. (www.oecd.org/daf/blue-dot-network-proposal-certification.pdf).

37. Wallerstein, I. (2011) Structural Crisis in the World-System // Monthly Review. (https://monthlyreview.org/2011/03/01/structural-crisis-in-the-world-system/).

38. Watkins, S. (2019) America vs China // New Left Review. (https://newleftreview.org/issues/ii115/articles/susan-watkins-america-vs-china).

39. Wong, D. (2020) How Can Foreign Technology Investors Benefit from China’s New Infrastructure Plan? // China Briefing (https://www.china-briefing.com/news/how-foreign-technology-investors-benefit-from-chinas-new-infrastructure-plan/).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх