Role of German Antisemitism in Genesis of «Humanism»

 
PIIS086904990020826-0-1
DOI10.31857/S086904990020826-0
Publication type Article
Status Approved
Authors
Occupation: Head of the Department at Bauman Moscow State Technical University
Affiliation: Bauman Moscow State Technical University
Address: Russian Federation, Moscow
Abstract

The article studies key contexts of a borderline state of society, when in conditons of Reformation there is a fall in Renaissance values identified as humanism down to post-Renaissance “humanism”. From this point of view, Niethammer's treatise is analyzed, that contributed to introduction of the humanism concept into modern circulation in contrast to Basedow's educational philanthropinism. The relation between spread of the «humanism» term and German antisemitism is shown.

Keywordshumanism, philanthropinism, Renaissance, Reformation, education, knowledge, cognition, utilitarian anthropocentrism, antisemitism
Received24.06.2022
Number of characters13080
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 «Никто не измерял, человек, глубину твоих пучин» Шарль Бодлер
2 В моей недавней статье было кратко сказано о механизмах исключения в эпоху Реформации ренессансных ценностей, входящих в понятие «гуманизм», которые выводили их из сфер духовной и социальной жизни, и в первую очередь из практики образования [Карпов 2021]. Механизмы исключения, когда слова звучат, но не значат, сегодня, более чем когда бы то ни было, формируют реальность, вернее сказать, ирреальность существования. И формируют прежде всего за счёт образования. Такое не является уделом отдельно взятой страны или группы стран, но всё более обретает пандемический характер.
3 В связи с этим мне хотелось бы обратиться к истории вхождения в современный оборот термина «гуманизм», в которой прослеживается механизм исключения, связанный с немецким антисемитизмом и повлекший трагические последствия вопреки декларациям, звучащим, но не значащим. Может быть это станет ещё одним напоминанием.
4 Напомню, что термину «гуманизм» исторически присуща полисемия. Его значения тесно связаны с понятием человеколюбия и гуманитарным образованием, которые имеют смысловые корни в греческих φιλανθροπία (филантропия) и παιδεία (пайдейя). Цицерон употреблял термин «humanitas» (человечность) в обоих значениях. В эпоху Просвещения в XVIII веке во Франции слово «гуманизм» было использовано в смысле любви к человечеству, то есть в первом, филантропическом значении.
5 Ренессансный гуманизм представлял собой интеллектуальное движение, следовавшее этическому принципу улучшения человека и общества на основе гуманитарного наследия античности и творчества. Studia humanitatis как изучение существа человеческого начала появляется XIV веке в сочинениях Петрарки. Люди, следовавшие его дисциплинарной программе, стали называться «umanista» (гуманистами). В центре внимания ренессансного гуманизма находились свобода личности, познание как инструмент её достижения, самоценность человека и способность его к совершенствованию, идеальное общество, рациональное мышление, секулярные этика, светская культура и гражданская жизнь.
6 Лютеранство категорически противостояло этим позициям – человек не свободен, порочен и зависим от Божьей благодати. Лютер полагал произведения Аристотеля вредными, нест о´ ящими книгами и советовал уничтожить. Они могут быть изложены в сокращённой форме и использоваться для упражнения в красноречии и проповеди. То же относится к «Риторике» Цицерона [Luther 1970]. Меланхтон «считал, что учёность никогда не должна становиться самоцелью и всегда должна оставаться слугой богословия и познания Бога» [Rupp 1996]. Он призывал искоренить коперниканство, а казнь еретиков полагал благочестивым для потомства примером.
7 То, что принимают за реформационный гуманизм, является на деле утилитарным антропоцентризмом, эксплуатирующим изучение гуманитарных дисциплин под углом зрения лютеранских интересов, которое включало только благочестивые источники. Меланхтон говорил: «Писание нельзя понять теологически, пока оно не будет понято грамматически» [Mertz 1902]. Образовательный проект Реформации имел своей целью пропаганду лютеранской библии посредством sapiens atque eloquens pietas (мудрое и благочестивое красноречие, лат.).

1. Baudelaire S. Fejerverki [Feux D'Artifice]. Charles Baudelaire. Les fleurs du mal. Épaves. Spleen de Paris. Paradis artificiels. Essais, journaux. Articles sur l'art. Moscow, 1997. P. 405-422.

2. Eby F. Introduction. Early Protestant Educators. N.Y. and London: McGraw-Hill Book Company, 1931. P. 1-7.

3. Galliner A. The Philanthropin in Frankfurt: Its Educational and Cultural Significance for German Jewry. The Leo Baeck Institute Year Book. Leo Baeck Institute: London. 1958. Vol. 3, Issue 1. P. 169-186.

4. Heidegger M. Razmyshleniya II – VI (Chyornye tetradi 1931 – 1938) [Überlegungen II–VI. (Schwarze Hefte 1931–1938)] / Per. s nem. A.B. Grigor'eva. Moscow: Institut Gajdara, 2016. 584 s.

5. Heidegger M. Razmyshleniya VII-XI (Chyornye tetradi 1938 – 1939) [Überlegungen VII–ХI. (Schwarze Hefte 1938–1939)] / Per. s nem. A.B. Grigor'eva. Moscow: Institut Gajdara, 2018. 528 s.

6. Heidegger M. Razmyshleniya XIΙ-XV (Chyornye tetradi 1939 – 1941) [Überlegungen ХII–ХV. (Schwarze Hefte 1939–1941)] / Per. s nem. A.B. Grigor'eva. Moscow: Institut Gajdara, 2020. 344 s.

7. Karpov A. Obrazovanie budushchego: reproduktivno-produktivnyj perekhod [Higher Education in Russia: Unrealizable Hopes?]. Voprosy filosofii. Moscow, 2021. Vol. 1. Р. 5-16

8. Luther M. An den christlichen Adel deutscher Nation von des christlichen Standes Besserung. Hutten, Müntzer, Luther. Werke in zwei Bänden. Berlin und Weimar: Aufbau-Verlag, 1970. Bd. 2. S. 15-99.

9. Mertz G. Das Schulwesen der Deutschen Reformation im 16. Jahrhundert. Heidelberg: C. Winter, 1902. 682 s.

10. Niethammer F.I. Der Streit des Philanthropinismus und Humanismus in der Theorie des Erziehungs-Unterrichts unsеrer Zeit. Jena: F. Frommann, 1808. 360 s.

11. Rupp H.F. Philipp Melanchthon (1497-1560). PROSPECTS: Quartely Review of Comparative Education. Paris: UNESCO, 1996. Issue 99: The Role of Teachers in a Changing World, Vol. XXVI, No. 3. P. 611-621.

12. Shmidt K. Istoriya pedagogiki Karla Shmidta, izlozhennaya vo vsemirno-istoricheskom razvitii i v organicheskoj svyazi s kul'turnoyu zhizn'yu narodov. V chetyryoh tomah. Tom tretij. Istoriya pedagogiki ot Lyutera do Pestalocci [The history of Karl Schmidt's pedagogy, presented in the world-historical development and in organic connection with the cultural life of peoples. In four volumes. Volume three. The History of Pedagogy from Luther to Pestalozzi] / Izdanie tret'e, dopolnennoe i ispravlennoe Vihardom Lange. Per. s nem. E. Cimmermana. Moscow: Izdanie K.T. Soldatenkova, 1880. 759 s.

13. Tinsley B.S. Johann's Sturm's Method for Humanistic Pedagogy. Sixteenth Century Journal. Kirksville: Truman State University Press, 1989. Vol. 20, No. 1. S. 23-41.

14. Vejsman A.D. Grechesko-russkij slovar' [Greek-Russian dictionary]. Reprint V-go izdaniya 1899 g. Moscow: Greko-latinskij kabinet Yu.A. Shichalina, 2006. 1371 s.

Система Orphus

Loading...
Up