Роль немецкого антисемитизма в генезисе термина «гуманизм»

 
Код статьиS086904990020826-0-1
DOI10.31857/S086904990020826-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Одобрена к публикации
Авторы
Должность: начальник отдела
Аффилиация: Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация

В статье рассматриваются ключевые контексты пограничного состояния общества, когда в условиях Реформации происходит падение ренессансных ценностей, понимаемых как гуманизм, к постренессансному «гуманизму». Под таким углом зрения анализируется трактат Ниетхаммера, который способствовал введению в современный оборот понятия гуманизма в противопоставлении его образовательному филантропинизму Базедова. Показана связь распространения термина «гуманизм» с немецким антисемитизмом. 

Ключевые словафилантропинизм, Ренессанс, Реформация, образование, знание, познание, утилитарный антропоцентризм, антисемитизм
Получено24.06.2022
Кол-во символов13080
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 «Никто не измерял, человек, глубину твоих пучин» Шарль Бодлер
2 В моей недавней статье было кратко сказано о механизмах исключения в эпоху Реформации ренессансных ценностей, входящих в понятие «гуманизм», которые выводили их из сфер духовной и социальной жизни, и в первую очередь из практики образования [Карпов 2021]. Механизмы исключения, когда слова звучат, но не значат, сегодня, более чем когда бы то ни было, формируют реальность, вернее сказать, ирреальность существования. И формируют прежде всего за счёт образования. Такое не является уделом отдельно взятой страны или группы стран, но всё более обретает пандемический характер.
3 В связи с этим мне хотелось бы обратиться к истории вхождения в современный оборот термина «гуманизм», в которой прослеживается механизм исключения, связанный с немецким антисемитизмом и повлекший трагические последствия вопреки декларациям, звучащим, но не значащим. Может быть это станет ещё одним напоминанием.
4 Напомню, что термину «гуманизм» исторически присуща полисемия. Его значения тесно связаны с понятием человеколюбия и гуманитарным образованием, которые имеют смысловые корни в греческих φιλανθροπία (филантропия) и παιδεία (пайдейя). Цицерон употреблял термин «humanitas» (человечность) в обоих значениях. В эпоху Просвещения в XVIII веке во Франции слово «гуманизм» было использовано в смысле любви к человечеству, то есть в первом, филантропическом значении.
5 Ренессансный гуманизм представлял собой интеллектуальное движение, следовавшее этическому принципу улучшения человека и общества на основе гуманитарного наследия античности и творчества. Studia humanitatis как изучение существа человеческого начала появляется XIV веке в сочинениях Петрарки. Люди, следовавшие его дисциплинарной программе, стали называться «umanista» (гуманистами). В центре внимания ренессансного гуманизма находились свобода личности, познание как инструмент её достижения, самоценность человека и способность его к совершенствованию, идеальное общество, рациональное мышление, секулярные этика, светская культура и гражданская жизнь.
6 Лютеранство категорически противостояло этим позициям – человек не свободен, порочен и зависим от Божьей благодати. Лютер полагал произведения Аристотеля вредными, нест о´ ящими книгами и советовал уничтожить. Они могут быть изложены в сокращённой форме и использоваться для упражнения в красноречии и проповеди. То же относится к «Риторике» Цицерона [Luther 1970]. Меланхтон «считал, что учёность никогда не должна становиться самоцелью и всегда должна оставаться слугой богословия и познания Бога» [Rupp 1996]. Он призывал искоренить коперниканство, а казнь еретиков полагал благочестивым для потомства примером.
7 То, что принимают за реформационный гуманизм, является на деле утилитарным антропоцентризмом, эксплуатирующим изучение гуманитарных дисциплин под углом зрения лютеранских интересов, которое включало только благочестивые источники. Меланхтон говорил: «Писание нельзя понять теологически, пока оно не будет понято грамматически» [Mertz 1902]. Образовательный проект Реформации имел своей целью пропаганду лютеранской библии посредством sapiens atque eloquens pietas (мудрое и благочестивое красноречие, лат.).

1. Бодлер Ш. Фейерверки // Шарль Бодлер. Цветы зла. Обломки. Парижский сплин. Искусственный рай. Эссе, дневники. Статьи об искусстве. М., 1997. С. 405-422.

2. Карпов А.О. Образование будущего: репродуктивно-продуктивный переход // Вопросы философии. М., 2021. № 1. С. 5-16.

3. Хайдеггер М. Размышления II – VI (Чёрные тетради 1931 – 1938) / Пер. с нем. А.Б. Григорьева. М.: Институт Гайдара, 2016. 584 с.

4. Хайдеггер М. Размышления VII-XI (Чёрные тетради 1938 – 1939) / Пер. с нем. А.Б. Григорьева. М.: Институт Гайдара, 2018. 528 с.

5. Хайдеггер М. Размышления XIΙ-XV (Чёрные тетради 1939 – 1941) / Пер. с нем. А.Б. Григорьева. М.: Институт Гайдара, 2020. 344 с.

6. Шмидт К. История педагогики Карла Шмидта, изложенная во всемирно-историческом развитии и в органической связи с культурною жизнью народов. В четырёх томах. Том третий. История педагогики от Лютера до Песталоцци / Издание третье, дополненное и исправленное Вихардом Ланге. Пер. с нем. Э. Циммермана. М.: Издание К.Т. Солдатенкова, 1880. 759 с.

7. Eby F. Introduction // Early Protestant Educators. N.Y. and London: McGraw-Hill Book Company, 1931. P. 1-7.

8. Galliner A. The Philanthropin in Frankfurt: Its Educational and Cultural Significance for German Jewry // The Leo Baeck Institute Year Book. Leo Baeck Institute: London. 1958. Vol. 3, Issue 1. P. 169-186.

9. Luther M. An den christlichen Adel deutscher Nation von des christlichen Standes Besserung // Hutten, Müntzer, Luther. Werke in zwei Bänden. Berlin und Weimar: Aufbau-Verlag, 1970. Bd. 2. S. 15-100.

10. Mertz G. Das Schulwesen der Deutschen Reformation im 16. Jahrhundert. Heidelberg: C. Winter, 1902. 682 s.

11. Niethammer F.I. Der Streit des Philanthropinismus und Humanismus in der Theorie des Erziehungs-Unterrichts unsrer Zeit. Jena: F. Frommann, 1808. 360 s.

12. Rupp H.F. Philipp Melanchthon (1497-1560) // PROSPECTS: Quartely Review of Comparative Education. Paris: UNESCO, 1996. Issue 99: The Role of Teachers in a Changing World, Vol. XXVI, No. 3. P. 611-621.

13. Tinsley B.S. Johann's Sturm's Method for Humanistic Pedagogy // Sixteenth Century Journal. Kirksville: Truman State University Press, 1989. Vol. 20, No. 1. S. 23-40.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх