Посткапитализм: от потребительского индивидуализма к индивидуализму экспрессивному?

 
Код статьиS086904990020667-5-1
DOI10.31857/S086904990020667-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Одобрена к публикации
Авторы
Должность: Старший научный сотрудник отдела философии
Аффилиация: Институт философии и права УрО РАН
Адрес: Российская Федерация, 620990, г. Екатеринбург, ул. Софьи Ковалевской, 16.
Аннотация

В статье переход к посткапитализму предложено рассматривать не как борьбу угнетенных за более справедливое и равное общество без классовых антагонизмов и т.д., а как нечто связанное с постепенным вытеснением потребительского индивидуализма индивидуализмом экспрессивным. В рамках данной перспективы посткапитализм – не столько принципиально новая общественно-экономическая система, выстроенная на руинах разрушенного капитализма, сколько совокупность общественных отношений, развивающихся по мере постепенной деактуализации для значительной части населения материалистических ценностей (материальные богатства, деньги и т.д.) и роста значимости ценностей постматериалистических (самореализация, поиск подлинного «я» и т.п.). В этом смысле многие феномены, связанные с современной политикой идентичности, можно отнести к посткапитализму. Тем не менее в статье критикуются представления о политике идентичности как совокупности стратегий и способов борьбы за равенство и справедливость, преподносимых как приближение к идеалам социализма или коммунизма (т.н. преодоление «системного угнетения»). В борьбе за принятие разнообразных идентичностей (гендерных, сексуальных и т.д.) проявляет себя никуда не девшийся индивидуализм, ведущий к новому витку борьбы «всех против всех» и к разрушению общего жизненного мира.

Ключевые словапосткапитализм, политика идентичности, индивидуализм, марксизм, постмарксизм, социальная справедливость, коммунизм
Получено14.06.2022
Кол-во символов36534
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Введение
2

Сегодня наблюдается примечательное явление. С одной стороны, давно капитализм (и как мировая экономическая система, и как идея) не был так далек от своего краха. Мы видим большое количество системных проблем: от растущего социально-экономического неравенства в развитых странах (если говорить о богатстве – то во всем мире) [Миланович 2017; Пикетти 2016] и неприятных социальных последствий прекаризации [Стэндинг 2014] (в т.ч. эпидемии «смертей от отчаяния» [Case, Deaton 2020]), цифрового труда [Jones 2021] и т.н. «надзорного капитализма» [Зубофф 2022] до возросших рисков экологической, техногенной и/или военной катастрофы (перспектива ядерной войны, учитывая обстоятельства, теперь уже не выглядит нереалистичной). Но, словно по заветам Маркса, на фоне тормозящей прогресс «надстройки», активно развиваются новые производительные силы и производственные отношения. Мир высоких технологий и цифровых коммуникаций порождает множество дискурсов о грядущем техносоциализме [King, Petty 2021], коммунизме знаний [Gorz 2010], креативной революции [Бузгалин 2021], посткапитализме [Srnicek, Williams 2016; Mason 2017], платформенном социализме [Muldoon 2022] и пр. Утопии множатся, сопровождаясь популяризацией смелых идей вроде введения системы «освобождающего» базового дохода [Ван Парайс, Вандерборхт 2020].

Но вместо дружного и смелого движения к лучшему будущему наблюдается «предательство» левых [Кагарлицкий 2017]. Кажется, левые окончательно перестают думать о проблемах рабочего класса и все больше фокусируются на политике идентичности, в рамках которой вопрос о необходимом количестве признаваемых гендеров оказывается более значимым, чем упадок рабочего класса, не говоря уже о полноценной социальной революции, меняющей правила игры. Люди, мечтающие о возрождении профсоюзов и сильной национальной промышленности, называют себя левыми. Люди, для которых одна из наиболее актуальных потребностей – это иметь возможность выбора предпочтительных местоимений, тоже называют себя левыми. Левые – это те, кто борется за права рабочих, но это также те, благодаря кому массово закрываются предприятия, а также растут цены на все, ведь это необходимая жертва «перехода к возобновляемой энергетике». Левые – это социал-демократы, поддерживающие таких политиков, как Б. Сандерс, ведь социально-экономическое неравенство растет. Но левые – это и те, кто голосовал за Х. Клинтон или Д. Байдена, для которых дружба с движениями вроде Black Lives Matter и всевозможными «угнетенными» намного важнее.

Здесь есть какое-то противоречие. Причина, по которой мы все еще используем слово «левые» как родовое понятие, вбирающее в себя нечто общее между разнородными группами «оппонирующих капитализму», заключается в наборе абстрактных ценностей. Как считает М. О. Райт все они борются за равенство/справедливость, демократию/свободу и общность/солидарность [Wright 2019, 132]. В конце концов, в этом и был главный смысл идеи интерсекциональности [Crenshaw, 1991]: в условиях капитализма существует не только экономическое угнетение, но также расовое, гендерное и пр. Эти формы угнетения могут пересекаться и накладываться друг на друга, а потому общее дело – бороться со всеми ими. Однако что-то пошло не так. И сегодня правые, то есть консерваторы, националисты или популисты, зачастую оказываются «левее» левых, а о какой-либо единой борьбе по подрыву всех пересекающихся «способов дискриминации» не может быть и речи. Мы все чаще видим, как одни левые преследуют интересы, прямо противоположные интересам других левых, а правые притягивают к себе внимание тех, кого еще недавно называли революционным классом.

Такие обстоятельства являются серьезным вызовом для всей левой политической мысли, а в особенности – для марксизма. Разумеется, аномалии, о которых пойдет речь далее, можно объяснить или предательством элит, или незрелостью настоящего революционного субъекта, или какими-то концептуальными искажениями изначально правильных идей (к примеру, идея расового равенства, пропущенная через спекулятивные постмодернистские жернова и т.п.). Но, как будет показано далее, в современном разладе среди левых стоит искать не временные разногласия в рамках общего проекта борьбы за равенство, справедливость, демократию, свободу и т.д., а признаки того, что искомый посткапитализм не таков, каким его ожидали. Буржуазная «война всех против всех», подогреваемая корыстью homo economicus’ов постепенно сменяется постбуржуазной «войной всех против всех», в которой наряду с размером кошелька все большее значение приобретает само «я», требующее максимально большого спектра доступных способов признания и самореализации (не только «денежных» или «деловых»). Иными словами, движение к посткапитализму можно мыслить не как процесс искреннего стремления к равенству и справедливости, а как эволюцию индивидуализма на новых, постматериалистических ценностных основаниях, что заметно по реалиям современной политики идентичности.

1. Бауман З. (2008) Текучая современность. СПб.: Питер. 240 c.

2. Бузгалин А.В. (2021) Креативная революция трансформирует рынок и отношения собственности // Экономическое возрождение России. № 1. С. 109-115.

3. Вайс Х. (2021) Мы никогда не были средним классом. Как социальная мобильность вводит нас в заблуждение. М.: ВШЭ. 200 c.

4. Ван Парайс Ф., Вандерборхт Я. (2020) Базовый доход. Радикальный проект для свободного общества и здоровой экономики. М.: ВШЭ. 440 с.

5. Давыдов Д.А. (2012) Социальная идентичность: теория рационального выбора как альтернативный подход к концептуализации // Социологическое обозрение. № 2. С. 131-142.

6. Давыдов Д.А. (2021) Посткапитализм и рождение персоналиата. М.: Рипол Классик. 336 с.

7. Зубофф Ш. (2022) Эпоха надзорного капитализма. Битва за человеческое будущее на новых рубежах власти. М.: Издательство Института Гайдара. 784 с.

8. Кагарлицкий Б.Ю. (2017) Между классом и дискурсом. Левые интеллектуалы на страже капитализма. М.: ВШЭ. 278.

9. Кондрашов П.Н. (2016) Какого же Маркса мы читаем? Часть 2 // Дискурс-Пи. № 3-4 (24-25). С. 238-246.

10. Лаптон Д. (2021) Жирные. М.: ВШЭ. 224 с.

11. Мангер М. (2021) Завтра 3.0. Трансакционные издержки и экономика совместного использования. М.: ВШЭ. 256 с.

12. Миланович Б. (2017) Глобальное неравенство: новый подход для эпохи глобализации. М.: Издательство Института Гайдара. 336 с.

13. Мюррей Д. (2021) Безумие толпы. Как мир сошел с ума от толерантности и попыток угодить всем. М.: Рипол Классик. 480 с.

14. Пикетти Т. (2016) Капитал в XXI веке. М.: Ад Маргинем. 592 с.

15. Стэндинг Г. (2014) Прекариат. Новый опасный класс. М.: Ад Маргинем. 368 с.

16. Фукуяма Ф. (2019) Идентичность. Стремление к признанию и политика неприятия. М.: Альпина Паблишер. 256 с.

17. Akerlof G. A., Kranton R.E. (2010) Identity Economics: How Our Identities Shape Our Work, Wages, and Well-Being. Princeton: Princeton University Press. 192 p.

18. Bastani A. (2019) Fully Automated Luxury Communism. New York: Verso. 288 p.

19. Blade L., Kay B. (2021) Unsporting: How Trans Activism and Science Denial are Destroying Sport. Toronto: Rebel News Network Ltd. 196 p.

20. Case A., Deaton A. (2020) Deaths of Despair and the Future of Capitalism. Princeton: Princeton University Press. 312 p.

21. Crenshaw K. (1991) Mapping the Margins Intersectionality, Identity Politics, and Violence against Women of Color // Stanford Law Review. № 6. Pp. 1241-1299.

22. Dershowitz A. (2020) Cancel Culture: The Latest Attack on Free Speech and Due Process. New York: Hot Books. 168 p.

23. DiAngelo R. (2018) White Fragility: Why It's So Hard for White People to Talk About Racism. Boston: Beacon Press. 192 p.

24. Gleeson J. J., O'Rourke E. (Ed(s)) (2021) Transgender Marxism. London: Pluto Press. 320 p.

25. Gorz A. (2010) The Immaterial: Knowledge, Value and Capital. New York, London: Seagull Books. 209 p.

26. Hicks S. R. C. (2011) Explaining Postmodernism. Skepticism and Socialism from Rousseau to Foucault Ockham's. Roscoe, IL: Ockham's Razor. 278 p.

27. Inglehart R. (1997) Modernization and Postmodernization. Princeton: Princeton University Press. 464 p.

28. Jones P. (2021) Work Without the Worker: Labour in the Age of Platform Capitalism. New York: Verso. 144 p.

29. King B., Petty R. (2021) The Rise of Technosocialism: How Inequality, AI and Climate will Usher in a New World. Singapore: Marshall Cavendish International. 336 p.

30. Knowles M. (2021) Speechless: Controlling Words, Controlling Minds. Washington, D.C.: Regnery. 256 p.

31. Mason P. (2017) Postcapitalism: A Guide to Our Future. New York: Farrar, Straus and Giroux. 368 p.

32. Muldoon J. (2022) Platform Socialism: How to Reclaim our Digital Future from Big Tech. London:‎ Pluto Press. 200 p.

33. Pinker S. (2018) Enlightenment Now: The Case for Reason, Science, Humanism, and Progress. New York: Viking. 576 p.

34. Pluckrose H., Lindsay J. (2020) Cynical Theories: How Activist Scholarship Made Everything about Race, Gender, and Identity – and Why This Harms Everybody. Durham, DC: Pitchstone. 352 p.

35. Rectenwald M. (2020) Beyond Woke. Nashville, TN: New English Review Press. 238 p.

36. Scarry E. (2020) Privileged Victims: How America’s Culture Fascists Hijacked the Country and Elevated Its Worst People. New York: Bombardier Books. 288 p.

37. Shapiro B. (2019) Facts Don't Care about Your Feelings. Hermosa Beach: Creators Publishing. 231 p.

38. Shapiro B. (2021) The Authoritarian Moment: How the Left Weaponized America's Institutions Against Dissent. New York: Broadside Books. 288 p.

39. Soh D. (2020) The End of Gender: Debunking the Myths about Sex and Identity in Our Society. New York: Threshold Editions. 336 p.

40. Srnicek N., Williams A. (2016) Inventing the Future: Postcapitalism and a World Without Work. New York: Verso. 272 p.

41. Stock K. (2021) Material Girls: Why Reality Matters for Feminism. London: Fleet. 320 p.

42. Wright E. O. (2019) How to Be an Anticapitalist in the Twenty-First Century. New York: Verso. 176 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх