World trade and international shipping under the conditions of new geo-economic risks

 
PIIS086904990019861-9-1
DOI10.31857/S086904990019861-9
Publication type Article
Status Approved
Authors
Occupation: professor of the Economic Theory, Economics and Management department
Affiliation: Admiral Ushakov Maritime State University
Address: Russian Federation, Novorossiysk, 93 Lenin Ave.
Abstract

The article deals with the problems of world trade and international maritime transport in the context of modern risks associated with the protracted COVID-19 pandemic and Russia's special operation on the territory of Ukraine, with a smoothing effect of digitalization processes and increased requirements for the greening of ships. It is grounded that the current imbalance of supply and demand in the field of maritime transport has a significant impact on the formation of world prices for international trade, 4/5 of the physical volume of which is carried out by sea transport. It has been determined that Russia's foreign trade transactions are currently carried out in a high-risk zone: in addition to global risks, internal risks associated with the majority of the deadweight of Russian ships belonging to a foreign flag, their deterioration, the effect of Western sanctions, etc. have been identified. It is shown that high tariff rates for maritime transport and disruptions in the operation of maritime transport, combined with geopolitical tensions, can undermine the post-pandemic recovery of the entire global economic system.

Keywordsworld trade, maritime transport, international shipping, pandemic, sanctions.
Received21.04.2022
Number of characters29754
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Введение. Не успело мировое сообщество справиться с пандемией COVID-19 и его новыми штаммами типа «Омикрон», как начались новые проблемы, обусловленные спецоперацией российских войск на территории Украины и вызванными в ответ новыми антироссийскими санкциями со стороны большинства стран мира. Через несколько недель после начала операции становится очевидно, что внешнеторговая блокада принимает затяжной характер. В этой связи представляется актуальным проанализировать состояние и динамику морской торговли. Тот факт, что 4/5 физических объемов мировой торговли перевозится морским транспортом объясняет первостепенный интерес именно к этому виду транспорта.
2 Для развития мировой торговли в перспективе должна быть обеспечена достаточная пропускная способность морских портов и судов. В случае ее дефицита возникает рост фрахтовых ставок на грузовые перевозки, увеличивается время транспортировки грузов, в случае избытка – убытки судовладельцев. В связи с тем, что строительство морских судов сложный, дорогостоящий проект с длительным сроком окупаемости, исследование тенденций развития мировой торговли и морского транспорта не теряет своей актуальности на протяжении всего периода развития внешнеэкономических взаимодействий между странами. Взаимосвязь мировой торговли и морских перевозок находит отражение в аналитических исследованиях по данной проблематике1. С целью предотвращения кибер рисков и угроз, вызванных активным развитием процессов цифровизации на морском транспорте в ряде работ исследуются меры по их предотвращению2. Пандемия COVID-19 радикально изменила привычный образ жизни мирового сообщества. «Отсутствие лекарства привело к тому, что основными методами борьбы с распространением заболевания стали массовый карантин и всеобщая самоизоляция, размеры которой достигли невероятного размаха. Глобальный мир … никогда не испытывал такого ограничения в свободе передвижения»3. Локдауны и ограничения в передвижениях отразилась на всех сферах деятельности человечества, что требует анализа взаимосвязи этих трансформаций. В ряде работ подчеркивается, что при исследовании морского транспорта и международных морских перевозок возникают проблемы, связанные со сложностью сбора и сопоставления информации, отмечается4. С одной стороны, ряд показателей выражается в денежном выражении (экспорт и импорт товаров, стоимость фрахта), с другой стороны, используются натуральные показатели – грузооборот морских портовых операторов в тоннах или TEU5, дедвейт и грузовместимость торгового флота в тоннах, количество судов зарегистрированных под национальным и иностранным флагом и др. В обзорах ЮНКТАД отмечается, что «большинство портов имеет смешанную – государственно-частную форму, а имеющаяся по ним информация не всегда является однородной и сопоставимой с данными других портов»6. При проведении анализа использовались статистические данные, опубликованные в докладах Международного валютного фонда, ЮНКТАД (Обзор морского транспорта, Мировая торговля), информация агентства Drewry по мировому контейнерному индексу (WCI, World Container Index) и др. организаций. 1. Бабурина О.Н., Кондратьев С.И. >>>> // >>>> . 2016.  >>>> . С. 112-116; Бабурина О.Н., Хекерт Е.В. >>>> // >>>> . 2017.  >>>> . С. 11-17.

2. Бабурина О.Н., Гуриева Л.К. >>>> // >>>> . 2019.  >>>> . С. 109-115; Бабурина О.Н., Кузнецова Г.В. >>>> // >>>> . 2020.  >>>> . С. 67-72. DOI:  >>>> /

3. Громыко А.А. Коронавирус как фактор мировой политики // >>>> . 2020.  >>>> . С. 5-13. DOI:  >>>>

4. Поливач А. П. Методология количественной оценки морского потенциала различных стран // Общественные науки и современность. – 2021. – Номер 6 C. 135-149 . URL: https://ons-journal.ru/s086904990017875-4-1/ DOI: 10.31857/S086904990017874-3; Бабурина О.Н., Садыков Э.А. (2021) >>>> // >>>> . 2021. Т. 20.  >>>> . С. 924-958. DOI:  >>>>

5. TEU ( от >>>> twenty-foot equivalent unit – двадцати футовый эквивалент) - условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств,

6. Review of maritime transport 2020 // >>>>

Система Orphus

Loading...
Up