Мировая торговля и международные морские перевозки в условиях новых геоэкономических рисков

 
Код статьиS086904990019861-9-1
DOI10.31857/S086904990019861-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Одобрена к публикации
Авторы
Должность: профессор кафедры «Экономическая теория, экономика и менеджмент»
Аффилиация: ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова»
Адрес: Российская Федерация, Новороссийск, пр. Ленина, 93
Аннотация

В статье рассматриваются проблемы мировой торговли и международных морских перевозок в условиях современных рисков, связанных с затянувшейся пандемией COVID-19  и  спецоперацией России на территории Украины, при сглаживающем эффекте процессов цифровизации и усилении требований к экологизации судов. Обосновано, что сложившаяся  несбалансированность спроса и предложения в сфере морских перевозок оказывает существенное влияние на ход формирования мировых цен международной торговли, 4/5 физического объема которой осуществляется морским транспортом.  Определено, что внешнеторговые сделки России в настоящее время осуществляются в зоне повышенного риска: помимо глобальных, выявлены внутренние риски, связанные с принадлежностью к иностранному флагу большей части дедвейта российских судов, их изношенностью, действием западных санкций и т.п. Показано, что высокие ставки тарифов на морские перевозки и сбои в работе морского транспорта в совокупности с геополитической напряженностью способны подорвать постпандемийное восстановление всей системы глобальной экономики.

Ключевые словамировая торговля, морской транспорт, морской флот, международные морские перевозки, пандемия, санкции.
Получено21.04.2022
Кол-во символов29754
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Введение. Не успело мировое сообщество справиться с пандемией COVID-19 и его новыми штаммами типа «Омикрон», как начались новые проблемы, обусловленные спецоперацией российских войск на территории Украины и вызванными в ответ новыми антироссийскими санкциями со стороны большинства стран мира. Через несколько недель после начала операции становится очевидно, что внешнеторговая блокада принимает затяжной характер. В этой связи представляется актуальным проанализировать состояние и динамику морской торговли. Тот факт, что 4/5 физических объемов мировой торговли перевозится морским транспортом объясняет первостепенный интерес именно к этому виду транспорта.
2 Для развития мировой торговли в перспективе должна быть обеспечена достаточная пропускная способность морских портов и судов. В случае ее дефицита возникает рост фрахтовых ставок на грузовые перевозки, увеличивается время транспортировки грузов, в случае избытка – убытки судовладельцев. В связи с тем, что строительство морских судов сложный, дорогостоящий проект с длительным сроком окупаемости, исследование тенденций развития мировой торговли и морского транспорта не теряет своей актуальности на протяжении всего периода развития внешнеэкономических взаимодействий между странами. Взаимосвязь мировой торговли и морских перевозок находит отражение в аналитических исследованиях по данной проблематике1. С целью предотвращения кибер рисков и угроз, вызванных активным развитием процессов цифровизации на морском транспорте в ряде работ исследуются меры по их предотвращению2. Пандемия COVID-19 радикально изменила привычный образ жизни мирового сообщества. «Отсутствие лекарства привело к тому, что основными методами борьбы с распространением заболевания стали массовый карантин и всеобщая самоизоляция, размеры которой достигли невероятного размаха. Глобальный мир … никогда не испытывал такого ограничения в свободе передвижения»3. Локдауны и ограничения в передвижениях отразилась на всех сферах деятельности человечества, что требует анализа взаимосвязи этих трансформаций. В ряде работ подчеркивается, что при исследовании морского транспорта и международных морских перевозок возникают проблемы, связанные со сложностью сбора и сопоставления информации, отмечается4. С одной стороны, ряд показателей выражается в денежном выражении (экспорт и импорт товаров, стоимость фрахта), с другой стороны, используются натуральные показатели – грузооборот морских портовых операторов в тоннах или TEU5, дедвейт и грузовместимость торгового флота в тоннах, количество судов зарегистрированных под национальным и иностранным флагом и др. В обзорах ЮНКТАД отмечается, что «большинство портов имеет смешанную – государственно-частную форму, а имеющаяся по ним информация не всегда является однородной и сопоставимой с данными других портов»6. При проведении анализа использовались статистические данные, опубликованные в докладах Международного валютного фонда, ЮНКТАД (Обзор морского транспорта, Мировая торговля), информация агентства Drewry по мировому контейнерному индексу (WCI, World Container Index) и др. организаций. 1. Бабурина О.Н., Кондратьев С.И. >>>> // >>>> . 2016.  >>>> . С. 112-116; Бабурина О.Н., Хекерт Е.В. >>>> // >>>> . 2017.  >>>> . С. 11-17.

2. Бабурина О.Н., Гуриева Л.К. >>>> // >>>> . 2019.  >>>> . С. 109-115; Бабурина О.Н., Кузнецова Г.В. >>>> // >>>> . 2020.  >>>> . С. 67-72. DOI:  >>>> /

3. Громыко А.А. Коронавирус как фактор мировой политики // >>>> . 2020.  >>>> . С. 5-13. DOI:  >>>>

4. Поливач А. П. Методология количественной оценки морского потенциала различных стран // Общественные науки и современность. – 2021. – Номер 6 C. 135-149 . URL: https://ons-journal.ru/s086904990017875-4-1/ DOI: 10.31857/S086904990017874-3; Бабурина О.Н., Садыков Э.А. (2021) >>>> // >>>> . 2021. Т. 20.  >>>> . С. 924-958. DOI:  >>>>

5. TEU ( от >>>> twenty-foot equivalent unit – двадцати футовый эквивалент) - условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств,

6. Review of maritime transport 2020 // >>>>

Система Orphus

Загрузка...
Вверх