On exploitation (from the standpoint of Hume's principle)

 
PIIS086904990018429-3-1
DOI10.31857/S086904990018429-3
Publication type Article
Status Approved
Authors
Occupation: professor
Affiliation:
Pskov branch of the Academy of Federal Penitentiary Service of Russia
Pskov State University
Address: Russian Federation, Pskov
Abstract

The issue of the nature of exploitation in society is considered in the light of Hume's principle - the statement about the impossibility of deriving ethical provisions from facts. The theses are substantiated: 1) progress in the history of mankind is a consequence of the growth of two vectors that cannot be reduced to one another: intellectual and ethical; 2) exploitation is primarily a social, political and psychological phenomenon, and only then an economic one. This, however, does not mean that progress in reducing exploitation is only (and exclusively) a matter of the moral improvement of each individual. The structure of society (economic and social institutions) can legitimize this or that form of violence, or, on the contrary, they can systematically suppress it.

Keywordsexploitation, economic theory, human history, inequality, Keynesianism, Marx, morality, surplus value
Received01.02.2022
Number of characters33828
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Что является главной проблемой современности? Недостаточно высоки темпы роста технологий? Проблемы экологии? по результатам опроса, проведенного в 2017 году Международной Конфедерацией профсоюзов в 17 странах мира, большинство людей считает, что главная мировая проблема – рост мирового неравенства (74% респондентов) [Буткалюк 2017]. Другое название для проблемы роста неравенства в мире – проблема эксплуатации.
2 Сразу следует отметить: эксплуатация не всегда предполагает, что «богатые угнетают бедных»: рост неравенства и эксплуатации, как правило, связаны между собой, но это не одно и то же. беженец, живущий на пособие, и не предполагающий искать работу, отличается в аспекте эксплуатации от рабовладельца, рэкетира или недобросовестного финансиста количественно, но не качественно. В основе - стремление что-то взять (от какого-то конкретного индивида или социума), существенно превышающее желание что-то отдать взамен:
3 Под эксплуатацией мы понимаем присвоение результатов труда других людей безвозмездно или с предоставлением взамен благ существенно меньшей стоимости1. 1. Дословно слово "Эксплуатация" в переводе с французского означает «использование»: можно говорить об эксплуатации технической системы, природных ресурсов, etc., - но в настоящей работе речь будет идти об эксплуатации в социальном смысле.
4 Вопрос о природе эксплуатации в обществе мы предполагаем рассмотреть в свете принципа Юма – утверждения о невозможности вывести этические положения из фактов (эмпирических обобщений). шотландский философ Дэвид Юм в своем известном «Трактате о человеческой природе» заметил, что во всех известных ему попытках вывести моральные нормы из знаний о сущем неизменно присутствуют логические ошибки, а именно: переход от суждений со связкой «есть» к суждениям со связкой «должен» (что логически невозможно) [Юм 1996, 33]. Было осуществлено множество попыток поставить принцип Юма (известный также как «гильотина Юма») под сомнение, но ясного опровержения до сих пор никто не смог предложить [Максимов 2012].
5 Начнем с критического рассмотрения трех достаточно широко распространенных (и при этом, по нашему мнению, – неверных) представлений, что эксплуатация в рыночной экономике: (а) неизбежна; (б) невозможна; (в) невыгодна.
6

Эксплуатация неизбежна?

7 Представления, что эксплуатация есть неизбежное следствие объективных экономических законов (и, соответственно, для ее исчезновения необходимо изменение в первую очередь экономической системы общества), - один из основных тезисов концепции К. Маркса. Как описание конкретной исторической ситуации европейского капитализма ХIХ века утверждение об эксплуатации рабочих, очевидно, справедливо. Маркс, однако, считал этот тезис универсальным законом, действующим в любой «капиталистической» экономике, и претендовал на его «научное обоснование».
8 По нашему мнению, это «научное» обоснование есть идеологема. Идеологичны (неправомерно обобщены) два принимаемых Марксом принципа: а) стоимость создается только трудом2; б) стоимость рабочей силы равна прожиточному минимуму. 2. «Силы природы не стоят ничего; они входят в процесс труда, не входя в процесс образования стоимости» [Маркс 1973, 498].

1. Amosov N.M. (1992) Moye mirovozzreniye [My worldview]. Voprosy filosofii . No. 6, pp 50-74.

2. Aristotle. (1984)Nikomakhova etika[Nicomachean Ethics]. InAristotle. Sochineniya: v 4 t. Moscow: Mysl'. vol. 4, pp. 53-293. (https://www.klex.ru/u32).

3. Attali J. (2008) Karl Marks: Mirovoy dukh[ Karl Marx: World Spirit]. Moscow: Molodaya gvardiya . 410 p.

4. А vtonomov V.С . (2014)Yeshche neskol'ko slov o metodologicheskom individualizme [A Few More Words on Methodological Individualism].Obschestvennye nauki i sovremennost .n o. 4, pp. 53– 56.

5. Bagdasaryan V.E. (2013)Bog i evolyutsiya: evolyutsionnaya teoriya v diskurse tsivilizatsionnykh proyektov [God and Evolution: Evolutionary Theory in the Discourse of Civilizational Projects].Biologicheskaya i sotsial'naya evolyutsiya. Issue 7. Moscow: Nauchnyy ekspert, pp. 124-131. (https://rusrand.ru/files/14/08/25/140825102928_gum2012_07.pdf)

6. Becker G.S. (2003)Chelovecheskoe povedenie: ekonomicheskii podkhod[The Economic Approach to Human Behavior] Moscow: Vishaya shkola economiki. 671 p.

7. Butkalyuk V. (2017) Velikoye razdeleniye: sotsial'noye neravenstvo v epokhu neoli beralizma[ The Great Divide: Social Inequality in the Era of Neoliberalism]. Spн l'ne ( https://commons.com.ua/ru/velikoe-razdelenie-socialnoe-neravenstvo-v-epohu-neoliberalizma)

8. Buzgalin A.V. (2018) Kapital vXXI veke: zakon nakopleniya [ Capital in the 21st century: the law of accumulation]. Marks v eru vysokikh tekhnologiy: globalizatsiya, kapital i klassy.St. Petersburg: INIR. P. 13-29.

9. Chang H. (2018) Zlyye samarityane. Mif o svobodnoy torgovle i sekretnaya istoriya kapitalizma [Bad Samaritans. The Free Trade Myth and the Secret History of Capitalism]. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber, 2018, 256 pp. Chkhan KH.. M.: Mann, Ivanov i Ferber. 256p.

10. Clark J.B. (2000) Raspredeleniye bogatstva [ Distribution of wealth]. Moscow: Gelios ARV. 367 p.

11. Coase R. (1937) Then ature of thef irm. Economica . No 5. P. 386– 405.

12. Einstein A. (2009) Why Socialism?Monthly Review(https://monthlyreview.org/2009/05/01/why-socialism).

13. Etkind A.M. (2020) Priroda zla. Syr'ye i gosudarstvo[ The nature of evil. Raw materials and thes tate].Moscow: NLO253 p.

14. Fedorovich V.A., Patron A.P., Zavarukhin V.P. (2002)SShA: federal'naya kontraktnaya sistema i ekonomika: mekhanizm regulirovaniya[US federal contract system and the economy: regulatory mechanism]. Moscow: Nauka. 812 p.

15. Fogel R.W. (1992)Without Consent or Contract: The Rise and Fall of American Slavery . New York: Norton. 408 p.

16. Gerasimov I. (2009)Sotsializm i «priroda cheloveka»[Socialism and "human nature"].m axpark(http://maxpark.com/community/1218/content/927515).

17. Hume D. (1996) Traktat o chelovecheskoy prirode [ Treatise on human nature]In Hume D .Sochineniya: v 2 t.Moscow: Mysl'. vol. 1, pp. 53-655.

18. Istoriya ekonomicheskikh ucheniy [ History of Economic Teachings] (2001) Ed. V. Avtonomov, O. Ananyina, V. Makasheva. Moscow: INFRA-M. 784 p.

19. Kant I. (1994)Kritika prakticheskogo razuma [Critique of practical reason]InKant I.Sochineniya: v 8 t.Moscow: Choro.v ol. 4, pp.373-565.

20. Kapitza S. (2012)Paradoksy rosta: Zakony global'nogo razvitiya chelovechestva [Paradoxes of growth: The laws of the global development of mankind]Moscow:Al'pina non-fikshn. 204 p.

21. Khaitun S.D. (2011) Postindustrial'naya nravstvennaya revolyutsiya i yeye ekonomicheskaya (keynsianskaya) pervoosnova[ Post-industrial moral revolution and its economic (Keynesian) fundamental principle]. Voprosy filosofii . No. 3. Pp. 24-35.

22. Klyain N. (2011)Doktrina shoka[The shock doctrine]. Moscow: Dobraya kniga. 656 p. (https://www.klex.ru/yxg).

23. Kondorse J.A. (1936) Eskiz istoricheskoy kartiny progressa chelovecheskogo razuma [Sketch of the historical picture of the progress of the human mind]. Moscow: Gosudarstvennoye sotsial'no-ekonomicheskoye izdatel'stvo. 266 p.

24. Kradin N.N. (2009) Problemy periodizatsii istoricheskikh makroprotsessov[ Problems of periodization of historical macroprocesses]. Istoriya i Matematika: Modeli i teorii . Moscow:LIBROKOM. Pp. 166-200.

25. Lange O., Taylor F.(1938) On the economic theory of socialism . Minneapolis.143 p.

26. Lu J. (2021)Politicheskiye mysli Konfutsiya v knige «Lun' YUye» [ Confucius' political thoughts in the The Analects “Lun Yu”].Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal . No. 12-4. P. 9-13. DOI:10.23670/IRJ.2021.114.12.117.

27. Lu J. (2022) Konfutsianskoye vyssheye ideal'noye obshchestvo, «Obshchestvo Datun» ["Datong", the Confucian ideal society].Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal.No. 1-3. P. 6-9. DOI:10.23670/IRJ.2022.115.1.070.

28. Maksimov L.V. (2012) «Gil'otina Yuma» : pro et contra[ Hume's Guillotine: pro et contra]. Eticheskaya mysl' .Issue 12.Moscow: IF RAN. Pp. 124– 142.

29. Marx K. (1973) Ekonomicheskaya rukopis' 1861-1863 godov [ Economic manuscript of 1861-1863]InK. Marks & F. Engel's, Works,vol. 47 Moscow: Gospolitizdat. 65 9 p.(http://www.uaio.ru/marx/27.htm)

30. Marx K. (1960)Kapital. Tom I[Capital. Volume One] InK. Marks & F. Engel's, Works,vol. 23. Moscow: Gospolitizdat. 907 p. (http://www.uaio.ru/marx/23.htm)

31. Nazaretyan A.P. (2001) Tsivilizatsionnyye krizisy v kontekste Universal'noy istorii [Civilization Crises in the Context of Universal History].Moscow:PER SE. 239 p.

32. Nazaretyan A.P.(2015)Megaistoriya i yeye «zagadochnaya singulyarnost'» [Megahistory and its "mysterious singularity" ]. Vestnik Rossijskoj akademii nauk. No.8. P .755– 764 . DOI: 10.7868/S0869587315080216

33. Petty W. (1940) Ekonomicheskiyei statisticheskiye raboty[ Economic and statistical work]. Moscow: Sotsekgiz. 323 p.

34. Piketty T. (2015) Kapital v XXI veke[ Capital in the 21st century]. Moscow: Ad Marginem Press. 592 pp.

35. Polterovich V.М .(2015) Ot sotsial'nogo liberalizma k filosofii sotrudnichestva[From social liberalism towards the philosophy of collaboration ]. Obschestvennye nauki i sovremennost. no. 4, pp. 41-64.

36. Popper K. (1992)Otkrytoe obshchestvo i ego vragi[The Open Society and Its Enemies]. Vol. 1. Moscow: Feniks. 448 р .

37. Socialism// Encyclopedia Britannica// (www.britannica.com/topic/socialism)

38. Stiglitz J. (2011)Krutoye pike: Amerika i novyy ekonomicheskiy poryadok posle global'nogo krizisa[Steep Dive: America and the New Economic Order after the Global Crisis]. Moscow: EKSMO. 512 p.

39. Stiglitz J. (2012)The Price of Inequality. How Today's Divided Society Endangers Our Future . New York: Norton, 452 p.

40. Struve P.B. (1999)Socialniy liberalism[Social liberalism] In: Struve P.B.Izbrannie sochineniya [Selected Writings] Moscow: ROSSPE, pp. 412– 423. (http://www.yabloko.ru/Publ/2006/2006_05/060522_struve.html).

41. Thucydides (1999) Istoriya [History]. St. Petersburg: Nauka, 1999. 590 p. (https://royallib.com/get/doc/fukidid/istoriya .zip)

42. Wallerstein I. (2006) Mirosistemnyy analiz: Vvedeniye [World-system analysis: An introduction]. M.: Territoriya budushchego . 248 p.

43. Weber M. (1990) Protestantskaya etika i dukh kapitalizma [ Protestant Ethics and the Spirit of Capitalism] In Veber M.Izbrannyye proizvedeniya. Moscow: Progress. pp. 61-272.

Система Orphus

Loading...
Up