Об эксплуатации (с позиции принципа Юма)

 
Код статьиS086904990018429-3-1
DOI10.31857/S086904990018429-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Одобрена к публикации
Авторы
Должность: профессор
Аффилиация:
Псковский филиал Академии ФСИН России
Псковский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Псков
Аннотация

Вопрос о природе эксплуатации в обществе рассмотрен в свете принципа Юма – утверждения о невозможности вывести этические положения из фактов. Обоснованы тезисы: 1) прогресс в истории человечества есть следствие роста двух векторов, не сводимых один к другому: интеллектуального и этического; 2) эксплуатация в первую очередь социальный, политический и психологический феномен, и только потом экономический. Это, однако, не означает, что прогресс в уменьшении эксплуатации – это только (и исключительно) вопрос нравственного совершенствования каждого отдельного человека. Устройство социума (экономические и социальные институты) могут легитимизировать ту или иную форму насилия, а могут, напротив, его системно подавлять.

Ключевые словаистория человечества, кейнсианство, Маркс, мораль, неравенство, прибавочная стоимость, эксплуатация, экономическая теория
Получено01.02.2022
Кол-во символов33828
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Что является главной проблемой современности? Недостаточно высоки темпы роста технологий? Проблемы экологии? по результатам опроса, проведенного в 2017 году Международной Конфедерацией профсоюзов в 17 странах мира, большинство людей считает, что главная мировая проблема – рост мирового неравенства (74% респондентов) [Буткалюк 2017]. Другое название для проблемы роста неравенства в мире – проблема эксплуатации.
2 Сразу следует отметить: эксплуатация не всегда предполагает, что «богатые угнетают бедных»: рост неравенства и эксплуатации, как правило, связаны между собой, но это не одно и то же. беженец, живущий на пособие, и не предполагающий искать работу, отличается в аспекте эксплуатации от рабовладельца, рэкетира или недобросовестного финансиста количественно, но не качественно. В основе - стремление что-то взять (от какого-то конкретного индивида или социума), существенно превышающее желание что-то отдать взамен:
3 Под эксплуатацией мы понимаем присвоение результатов труда других людей безвозмездно или с предоставлением взамен благ существенно меньшей стоимости1. 1. Дословно слово "Эксплуатация" в переводе с французского означает «использование»: можно говорить об эксплуатации технической системы, природных ресурсов, etc., - но в настоящей работе речь будет идти об эксплуатации в социальном смысле.
4 Вопрос о природе эксплуатации в обществе мы предполагаем рассмотреть в свете принципа Юма – утверждения о невозможности вывести этические положения из фактов (эмпирических обобщений). шотландский философ Дэвид Юм в своем известном «Трактате о человеческой природе» заметил, что во всех известных ему попытках вывести моральные нормы из знаний о сущем неизменно присутствуют логические ошибки, а именно: переход от суждений со связкой «есть» к суждениям со связкой «должен» (что логически невозможно) [Юм 1996, 33]. Было осуществлено множество попыток поставить принцип Юма (известный также как «гильотина Юма») под сомнение, но ясного опровержения до сих пор никто не смог предложить [Максимов 2012].
5 Начнем с критического рассмотрения трех достаточно широко распространенных (и при этом, по нашему мнению, – неверных) представлений, что эксплуатация в рыночной экономике: (а) неизбежна; (б) невозможна; (в) невыгодна.
6

Эксплуатация неизбежна?

7 Представления, что эксплуатация есть неизбежное следствие объективных экономических законов (и, соответственно, для ее исчезновения необходимо изменение в первую очередь экономической системы общества), - один из основных тезисов концепции К. Маркса. Как описание конкретной исторической ситуации европейского капитализма ХIХ века утверждение об эксплуатации рабочих, очевидно, справедливо. Маркс, однако, считал этот тезис универсальным законом, действующим в любой «капиталистической» экономике, и претендовал на его «научное обоснование».
8 По нашему мнению, это «научное» обоснование есть идеологема. Идеологичны (неправомерно обобщены) два принимаемых Марксом принципа: а) стоимость создается только трудом2; б) стоимость рабочей силы равна прожиточному минимуму. 2. «Силы природы не стоят ничего; они входят в процесс труда, не входя в процесс образования стоимости» [Маркс 1973, 498].

1. Автономов В.С. (2014) Еще несколько слов о методологическом индивидуализме // Общественные науки и современность. № 4. С. 53– 56.

2. Амосов Н.М. (1992) Мое мировоззрение // Вопросы философии.№ 6. с. 50-74.

3. Аристотель. (1984) Никомахова этика / Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 4 // М.: Мысль. С. 53-293. ( https:// www. klex. ru/ u32).

4. Аттали Ж. (2008) Карл Маркс: Мировой дух. М.: Молодая гвардия. 410 с.

5. Багдасарян В.Э. (2013) Бог и эволюция: эволюционная теория в дискурсе цивилизационных проектов // Биологическая и социальная эволюция. Вып. № 7. М.: Научный эксперт. C. 124-131. ( https:// rusrand. ru/ files/14/08/25/140825102928_ gum2012_07. pdf)

6. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 671 с.

7. Бузгалин А.В. (2018) Капитал в ХХ I веке: закон накопления // Маркс в эру высоких технологий: глобализация, капитал и классы. Материалы международных научных семинаров. СПб.: ИНИР. С. 13-29.

8. Буткалюк В. (2017) Великое разделение: социальное неравенство в эпоху неолиберализма //Спільне ( https:// commons. com. ua/ ru/ velikoe- razdelenie- socialnoe- neravenstvo- v- epohu- neoliberalizma)

9. Валлерстайн И. (2006) Миросистемный анализ:введение. М.: Территория будущего. 248 с.

10. Вебер М. (1990) Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс. С. 61-272.

11. Герасимов И. (2009) Социализм и «природа человека» : убить в себе Зверя //maxpark ( http:// maxpark. com/ community/1218/ content/927515).

12. История экономических учений (2001) Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, В. Макашевой. М.: ИНФРА-М. 784 с.

13. Кант И. (1994) Критика практического разума / Кант И. Сочинения в восьми томах. Т. 4 // М.: Чоро. С. 373-565.

14. Капица C. (2012) Парадоксы роста: Законы глобального развития человечества. М.: Альпина нон-фикшн . 204 с.

15. Кларк Дж.Б. (2000) Распределение богатства. М.: Гелиос АРВ. 367 с.

16. Кондорсе Ж.А. (1936) Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М.: Государственное социально-экономическое издательство. 266 с.

17. Крадин Н.Н. (2009) Проблемы периодизации исторических макропроцессов // История и Математика: Модели и теории. М.: ЛИБРОКОМ. С. 166-200.

18. Кляйн Н. (2011) Доктрина шока. М.: Добрая книга. 656 с. ( https:// www. klex. ru/ yxg).

19. Люй Ц. (2021)политические мысли Конфуция в книге «Лунь Юе» // Международный научно-исследовательский журнал.№ 12-4. С . 9-13. DOI:10.23670/IRJ.2021.114.12.117.

20. Люй Ц. (2022) Конфуцианское высшее идеальное общество, «Общество Датун» // Международный научно-исследовательский журнал.№ 1-3. С . 6-9. DOI: 10.23670/IRJ.2022.115.1.070.

21. Максимов Л.В. (2012) «Гильотина Юма»: pro et contra // Этическая мысль. Вып. 12. М.: ИФ РАН. С . 124 –142.

22. Маркс К. (1973) Экономическая рукопись 1861-1863 годов / К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Т. 47 // М.: Госполитиздат. 65 9 с. ( http:// www. uaio. ru/ marx/27. htm)

23. Маркс К. (1960) Капитал. Том первый. // К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Т. 23. М.: Госполитиздат, 907 с. ( http:// www. uaio. ru/ marx/23. htm)

24. Назаретян А.П. (2001 ) Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории: Синергетика, психология и футурология. М.: ПЕР СЭ. 239 с.

25. НазаретянА.П. (2015)Мегаистория и ее «загадочная сингулярность» // Вестник Российской академии наук. № 8.с. 755– 764. DOI: 10.7868/ S0869587315080216

26. Петти В. (1940) Экономические и статистические работы. М.: Соцэкгиз. 323 с.

27. Пикетти Т. (2015) Капитал в XXI веке. М.: Ад Маргинем Пресс. 592 с.

28. Полтерович В.М. (2015) От социального либерализма к философии сотрудничества // Общественные науки и современность. № 4.C. 41 -64.

29. Поппер К. (1992) Открытое общество и его враги. Т. 1. М. :Феникс. 448 с.

30. Социализм// Энциклопедия Британника // www.britannica.com/topic/socialism

31. Стиглиц Дж. (2011) Крутое пике: Америка и новый экономический порядок после глобального кризиса. М. :Эксмо.512c .

32. Струве П.Б. (1999) Социальный либерализм // Струве П.Б. Избр. соч. М.: РОССПЭН (http:// www. yabloko. ru/ Publ/2006/2006_05/060522_ struve. html).

33. Федорович В.А., Патрон А.П., Заварухин В.П. (2002) США: федеральная контрактная система и экономика: механизм регулирования. М.: Наука. 812 с.

34. Фукидид (1999) История. СПб.: Наука. 590 с . (https://royallib.com/get/doc/fukidid/istoriya.zip)

35. Хайтун С.Д. (2011) Постиндустриальная нравственная революция и ее экономическая (кейнсианская) первооснова // Вопросы философии. № 3. С. 24-35.

36. Чхан Х. (2018) Злые самаритяне. Миф о свободной торговле и секретная история капитализма. М.: Манн, Иванов и Фербер.256 с .

37. Эткинд А.М. (2020) Природа зла. Сырье и государство. М.: НЛО. 253 с.

38. Юм Д. (1996) Трактат о человеческой природе, или попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам // Юм Д. Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль. С. 53-655.

39. CoaseR. (1937)Then atureof thef irm //Economica.N 5.P. 386– 405.

40. Einstein A. (2009) Why Socialism? // Monthly Review (https://monthlyreview.org/2009/05/01/why-socialism).

41. Fogel R.W. (1992) Without Consent or Contract: The Rise and Fall of American Slavery. New York: Norton. 408 p.

42. Lange O., Taylor F.(1938)On the economic theory of socialism. Minneapolis.143 p.

43. Stiglitz J. (2012) The Price of Inequality. How Today's Divided Society Endangers Our Future. NY: W.W. Norton, 452 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх