Labor and Attitude To It: Before and After Modernity

 
PIIS086904990017880-0-1
DOI10.31857/S086904990017880-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor of the Department of Philosophy, Economics, Social and Humanitarian Disciplines
Affiliation: Voronezh State Pedagogical University
Address: Russian Federation, Voronezh
Journal nameObshchestvennye nauki i sovremennost
EditionIssue 6
Pages61-72
Abstract

The article examines  the problem of the changing nature of labor and attitudes towards it. The relevance of this topic continues to grow due to current trends in socio-economic development. The author draws attention to the fact that only in the industrial society, which was formed in Europe of the XIX century as result of the industrial revolution, labor was seen as the ability, need and duty of a person, as something that did and makes him a person. The positive value status of labor persists to some extent even today, but the industrial society has ceased to exist due to the overflow of labor force from industry to service. This overflow happened because of the increase in working efficiency. In the postindustrial society the process of a general reduction in labor in favor of leisure is unfolding as the value of the latter increases and the value of the former decreases. In this regard, it is useful to remember that in the agrarian society, as well as in the era of Antiquity and the Middle Ages labor was viewed as an anti-value and was the occupation of the lower classes and estates. The attitude towards labor in the post-industrial era approaches the attitude of the pre-industrial period, turning from positive to negative, while leisure becomes self-valuable and self-sufficient. Thus, one can agree with the opinion that the civilization of labor is being replaced today by the civilization of leisure.

Keywordslabor, leisure, work ethics, value of labor, agrarian, industrial, post-industrial society
Received25.09.2021
Publication date20.12.2021
Number of characters24699
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Человек труда
2 Вопреки распространенному мнению, Ф. Энгельс не писал, что «труд создал из обезьяны человека». Он считал, что «труд создал самого человека», что труд есть «первое основное условие всей человеческой жизни», и что труд вместес (вместе с) прямохождением, инструментальным использованием рук, членораздельной речью и пр. превратил мозг обезьяны в человеческий мозг, а стадо обезьян – в человеческое общество. «И в чем же опять мы находим характерный признак человеческого общества, отличающий его от стада обезьян?», – задавался вопросом классик и тут же отвечал: «В труде» [Энгельс 1941, 134, 138]. Как известно, речь шла не только о роли труда в превращении обезьяны в человека, а о том, что, словами другого классика, труд есть «вечное естественное условие человеческой жизни»: совместный и орудийный труд как целенаправленная деятельность по производству благ, которые удовлетворяют потребности человека, есть то, что перманентно воспроизводит его в качестве такового. В процессе производства Homo Faber создает не только вещи, но и себя самого как творца/производителя, что отличает его от присваивающего у природы животного. Предполагалось, что при наступлении коммунизма, который обеспечит изобилие предметов потребления, человек не просто продолжит трудиться – «труд станет первой жизненной потребностью людей и из тяжелого бремени превратится в наслаждение» [Краткий философский…1954, 610-612; Философский энциклопедический… 1989, 667].
3 Относиться к данному идейному комплексу можно по разному: кто-то считает, что капиталистическая по происхождению и коммунистическая по предназначению «религия труда» есть средство добровольной самоэксплуатации работника, который предается извращенным радостям трудоголизма – болезни, разрушающей его физически и психологически [Фишман, Мартьянов, Давыдов, 2019, 33; Сидорина 2018, 68]. Кто-то убежден в том, что труд есть судьба человечества – то, что создало человека и дает ему смысл жизни – и в отсутствие этого самого труда человек деградирует до потребительского паразитизма [Кутырев 2017]. Как бы то ни было, стоит заметить, что марксистская позитивная аксиология труда сложилась в русле младогегельянства, а Гегель считал, что труд поднимает преобразующего природу раба над лишь потребляющим производимые им блага господином. Как пишет Ф. Фукуяма, «согласно Гегелю, работа есть сущность человека: трудящийся раб создает человеческую историю, преобразуя естественный мир в мир, обитаемый человеком» [Фукуяма 2005, 340]. Известно, что Гегель был достаточно укоренен в протестантской традиции, в связи с чем нельзя не вспомнить о протестантской этике и духе капитализма. Конечно, он был далек от кальвинистского пуританства, но все же интересны замечания М. Вебера о присущей последнему страстной проповеди «упорного, постоянного физического или умственного труда», где труд не просто средство аскезы – «он как таковой является поставленной Богом целью всей жизни человека», тогда как «нежелание работать служит симптомом отсутствия благодати» [Вебер 2006, 113]. В данном контексте конфессиональные (и национальные) различия, видимо, не столь важны – Л. Февр прослеживает, как понятие «труд» во французской католической среде с XVI по XIX вв. приобретало все более положительные коннотации. Его все реже видели как проклятие, которое тяготеет над обездоленными, и все чаще представляли обязательным общественным долгом, противопоставляя труд пагубной праздности монахов, вельмож и рантье [Февр 1991, 364-370]. В XIX столетии, по словам Й. Хейзинги, «труд и производство становятся идеалом, а вскоре и идолом. Европа надевает рабочее платье» [Хейзинга 1992, 216]. В индустриальном обществе труд начали воспринимать как сущностную способность, обязанность и потребность человека («Как известно, важнейшим видом человеческой деятельности является труд» [Волков 2009, 27]), вследствие чего формировался «трудоцентричный образ жизни» [Сидорина 2018, 57].

Number of purchasers: 1, views: 539

Readers community rating: votes 0

1. Bell D. (2004) Grjadushhee postindustrial'noe obshhestvo. Opyt social'nogo prognozirovanija [The Coming of Post-Industrial Society: A Venture in Social Forecasting]. Moscow: Akademia. 944 p.

2. Biblija [Bible] (1976). Moscow: Moskovskaja patriarhija.

3. Bourdieu P. (2019) Jekonomicheskaja antropologija: kurs lekcij v Kollezh de Frans (1992-1993) [Economic Anthropology - Course at the Collège de France 1992-1993]. Moscow: Delo. 408 p.

4. Chernykh P.Ya. (1999) Istoriko-etimologicheskii slovar’ sovremennogo russkogo yazyka. [Historical and Etymological Dictionary of the Modern Russian Language]. In 2 Volumes. Vol. 2. Moscow: Russkii yazyk.

5. Engels F. (1941) Dialektika prirody [Dialectics of Nature]. Moscow: Gospolitizdat. 352 p.

6. Febvre L. (1991) Boi za istoriju [Combats for History]. Moscow: Nauka. 632 p.

7. Filosofskij jenciklopedicheskij slovar' (1989) [Philosophical Encyclopedic Dictionary]. Moscow: Sovetskaja jenciklopedija. 840 p.

8. Fishman L.G., Mart'janov V.S., Davydov D.A. (2019) Rentnoe obshhestvo: v teni truda, kapitala i demokratii [Rent Society: in the Shadow of Labor, Capital and Democracy]. Moscow: Izd. dom Vysshej shkoly jekonomiki. 416 p.

9. Florida R. (2007) Kreativnyj klass: ljudi, kotorye menjajut budushhee [The Rise of The Creative Class and How It's Transforming Work, Leisure, Community and Everyday Life]. Moscow: Klassika-HHI. 430 p.

10. Ford M. (2016) Roboty nastupayut: Razvitie tekhnologii i budushchee bez raboty [Rise of the Robots: Technology and the Threat of a Jobless Future]. Moscow: Al’pina non-fiction. 430 p.

11. Fukuyama F. (2005) Konec istorii i poslednij chelovek [The End of History and the Last Man]. Moscow: AST: Ermak. 588 p.

12. Giddens A. (2015) Nespokoinyi i mogushchestvennyi kontinent: chto zhdet Evropu v budushchem? [Turbulent and Mighty Continent: What Future for Europe?]. Moscow: Delo. 240 p.

13. Graeber D. (2015) Dolg: pervye 5000 let istorii [Debt: The First 5000 Years]. Moscow: Ad Marginem Press. 496 p.

14. Graeber D. (2018) Bredovaja rabota. Traktat o rasprostranenii bessmyslennogo truda [Bullshit Jobs: A Theory]. Moscow: Ad Marginem Press. 440 p.

15. Gurevich A.Ja. (1972) Kategorii srednevekovoj kul'tury [Categories of Medieval Culture]. Moscow: Iskusstvo. 350 p.

16. Gurevich A.Ja. (1990) Srednevekovyj mir: kul'tura bezmolvstvujushhego bol'shinstva [The Medieval World: The Culture of the Silent Majority]. Moscow: Iskusstvo. 396 p.

17. Harari Y.N. (2018) Homo Deus. Kratkaja istorija budushhego [Homo Deus: A Brief History of Tomorrow]. Moscow: Sindbad. 496 p.

18. Huizinga J. (1992) Homo ludens. V teni zavtrashnego dnja [Homo Ludens. In the Shadow of Tomorrow]. Moscow: Progress. 464 p.

19. Keynes J.M. (2009) Jekonomicheskie potrebnosti dlja nashih vnukov [Economic Possibilities for our Grandchildren]. Voprosy jekonomiki. no. 6, pp. 60–69.

20. King B., Lightman A., Rangaswami J. P., Lark A. (2018) Jepoha dopolnennoj real'nosti [Smart Life]. Moscow: Olimp-Biznes. 528 p.

21. Kolganov A.I., Buzgalin A.V. (2014) Reindustrializacija kak nostal'gija? Teoreticheskij diskurs [Re-industrialization as Nostalgia? Theoretical Discourse]. Sociologicheskie issledovaniya. no. 1, pp. 80–94.

22. Kratkij filosofskij slovar' (1954) [Brief Philosophical Dictionary]. Moscow: Gospolitizdat. 704 p.

23. Kutyrev V.A. (2017) Otdadim trud mashinam… Chto budet s chelovekom? [We’ll Give the Labor to the Machines ... What Will Happen to the Man?]. Chelovek. no. 5, pp. 68–74.

24. Lafargue P. (2012) Pravo na len'. Religija kapitala [The Right to be Lazy. The Religion of Capital]. Moscow: LIBROKOM. 216 p.

25. Le Goff J. (2010) Srednevekov'e i den'gi: ocherk istoricheskoj antropologii [The Middle Ages and Money: An Essay on Historical Anthropology]. St.-Petersburg: EVRAZIA. 221 p.

26. Lévi-Strauss C. (2016) Uznavat' drugih. Antropologija i problemy sovremennosti [Anthropoligy Faced with the Problems of the Modern World]. Moscow: Tekst. 160 p.

27. Mart'janov V.S. (2017) Nashe rentnoe budushhee: global'nye kontury obshhestva bez truda? [Our Rental Future: Global Outlines of a Laborless Society?] Sociologicheskie issledovaniya. no. 5, pp. 141–153.

28. Mason P. (2016) Postkapitalizm: putevoditel' po nashemu budushchemu [PostCapitalism. A Guide to Our Future]. Moscow: Ad Marginem Press. 416 p.

29. Novikov A.N. (2017) Na-strojka vmesto strojki: svoboda vybora vmesto «proekta svobody» [Adjustment Instead of Construction: Freedom of Choice Instead of the "Project of Freedom"]. In: Gorozhanin: chto my znaem o zhitele bol'shogo goroda? [Citizen: What Do We Know about a Resident of a Big City?]. Ed. end comp.: Furman I. Moscow: Strelka Press. 216 p.

30. Parijs Ph. Van, Vanderborght Y. (2020) Bazovyj dohod. Radikal'nyj proekt dlja svobodnogo obshhestva i zdorovoj jekonomiki [Basic Income. A Radical Proposal for a Free Society and a Sane Economy]. Moscow: Izd. dom Vysshej shkoly jekonomiki. 440 p.

31. Penn M., Fineman M. (2019) Mikrotrendy, menjajushhie mir prjamo sejchas [Microtrends Squared. The New Small Forces Driving The Big Disruptions Today]. Moscow: Al'pina Pablisher. 430 p.

32. Piketty T. (2015) Kapital v XXI veke [Capital in the Twenty-First Century]. Moscow: Ad Marginem Press. 592 p.

33. Ponukalina O.V. (2011) Trud i svobodnoe vremja v diskurse potrebitel'skih praktik [Work and Leisure in the Discourse of Consumer Practices]. Zhurnal sotsiologii i sotsial’noi antropologii. no. 5, pp. 210–218.

34. Schwab K. (2016) Chetvertaja promyshlennaja revoljucija [The Fourth Industrial Revolution]. Moscow: Jeksmo. 208 p.

35. Sidorina T.Yu. (2014) Tsivilizatsiya truda: zametki sotsial’nogo teoretika [Civilization of Labor: Notes of the Social Theorist]. St.-Petersburg: Aletejja. 400 p.

36. Sidorina T.Yu. (2018) Zhizn' bez truda ili trud vo spasenie? [Life Without Work or Work for Salvation?] St.-Petersburg: Aleteyya. 188 p.

37. Srnicek N., Williams A. (2019) Izobretaja budushhee: postkapitalizm i mir bez truda [Inventing the Future. Postcapitalism and a World Without Work]. Moscow: Strelka Press. 336 p.

38. Standing G. (2014) Prekariat: novyj opasnyj klass [The Precariat: New Dangerous Class]. Moscow: Ad Marginem. 328 p.

39. Toffler A. (2004) Tret'ja volna [The Third Wave]. Moscow: AST. 345 p.

40. Uemura N. (2017) Obshhestvo 5.0: vzgljad Mitsubishi Electric [Society 5.0: Mitsubishi Electric's View]. Jekonomicheskie strategii. no. 4, pp 122–131.

41. Volkov Ju.E. (2009) K vyrabotke sovremennogo predstavlenija o sushhnosti truda [Towards the development of a modern understanding of the essence of labor]. Sociologicheskie issledovanija. no. 3, pp. 27–35.

42. Weber M. (2006) Protestantskaja jetika i duh kapitalizma [The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism]. Moscow: ROSSPJeN. 656 p.

43. Zhvitiashvili A.Sh. (2013) Rabochij klass v postindustrial'nom obshhestve [Working Class in a Post-industrial Society]. Sociologicheskie issledovaniya. no. 2, pp. 34–41.

Система Orphus

Loading...
Up