Общественная палата РФ: возникновение и этапы развития

 
Код статьиS086904990017877-6-1
DOI10.31857/S086904990017877-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаОбщественные науки и современность
ВыпускНомер 6
Страницы104-118
Аннотация

Статья посвящена созданию Общественной Палаты РФ и эволюции ее деятельности в контексте изменения общественно-политической ситуации в России за последние пятнадцать лет. Деятельность ОП РФ рассматривается в рамках предложенной автором концепции институтов-медиаторов. Показано, что нормативная закрепленность ОП РФ в рамках трех федеральных законов делает ее важным звеном в развитии патерналистской модели взаимодействия власти и общества в России. Вместе с тем существовавший в первые созывы палаты баланс между «активными» и «лояльными» членами ОП РФ постепенно изменяется в пользу последних, что связано как с трансформацией политического режима в стране, так и с изменением порядка формирования палаты. В последние годы половину ее состава набирают из представителей Общественных палат субъектов РФ, которые прошли уже двойную проверку на лояльность.

Ключевые словаинституты-медиаторы, общественные палаты, общественно-консультативные советы, гражданское общество
Источник финансированияРабота выполнена при поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований № 19-011-00573.
Получено19.09.2021
Дата публикации20.12.2021
Кол-во символов39005
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Развитие любого современного государства – в том числе и России – сегодня включает в себя совершенствование институтов и практик взаимодействия власти и общества в процессе подготовки и принятия политико-управленческих решений (policy processes) [Rhodes 2007; Никовская, Якимец 2017; Owen, Bindman 2017; Лукьянова 2020]. В рамках анализа данных процессов в современной России автор более двадцати лет назад сформулировал предположение о важной роли в таком взаимодействии институтов-посредников, выполняющих медиаторские функции [Сунгуров 1999], а позже развил его [Сунгуров 2015]. Примерами таких институтов-медиаторов можно считать общественно-консультативные советы различного типа и общественные палаты разного уровня [Брянцев, Евстифеев 2020; Сулимов 2018]. Ранее автор анализировал деятельность одного из таких институтов – Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) [Сунгуров 2020].
2 Настоящая работа посвящена эволюции деятельности другого института с функциями посредника между организациями гражданского общества и властью – Общественной Палаты Российской Федерации (ОП РФ), которая возникла в середине 2000-х гг. и действует на основе федерального закона. За прошедшие пятнадцать она стала своеобразной «опорной базой» для еще двух федеральных законов – сначала об общественном контроле в местах принудительного содержания, а затем и об общественном контроле в целом. По ее подобию были созданы и аналогичные Общественные палаты во всех субъектах РФ [Тарасенко 2010], которые в свою очередь, стали участвовать в формировании федеральной Общественной палаты. Можно предположить, что ОП РФ постепенно заняла ведущую роль в создаваемой системе взаимодействия российской власти с гражданским обществом. Данному институту посвящены уже несколько кандидатских диссертаций [Курмаев 2006; Урюпин 2008; Назаров 2011] и монография ее бессменного члена [Гриб 2010]. Однако эти работы носят преимущественно правоведческий характер, и в основном в них анализируют лишь нормативные основы ОП РФ.
3 Настоящее исследование посвящено анализу деятельности ОП РФ в контексте изменения общественно-политической ситуации в России за последние пятнадцать лет. С учетом выводов предыдущей статьи [Сунгуров 2020], особое внимание будет уделяться персональному составу палаты, включая и личности ее руководителей. Исследование выполнено на анализе нормативных документов, материалов о деятельности ОП РФ в СМИ и на веб-сайтах (включая и сайт самой Общественной палаты), а также на десяти полуструктурированных экспертных интервью с членами Общественной палаты. Каждому из семи созывов (2006, 2008, 2010, 2012, 2014, 2017 и 2020 г.) соответствует не менее двух интервью с членами палаты соответствующего созыва.
4 История современной Общественной палаты РФ началась в сентябре 2004 г., когда после трагедии в Беслане президент РФ В.В. Путин одновременно с отменой прямых выборов губернаторов объявил о планах создать Общественную палату РФ, первую треть состава которой он назначал бы сам. Таким образом, выбор был сделан в пользу патерналистской модели взаимодействия власти и общества [Нездюров, Сунгуров 2008]. Отметим, что в это время идея структуры типа Общественной палаты, по-видимому, уже «носилась в воздухе». Приведем цитату из экспертного интервью с создателем и многолетним председателем Общественного совета при губернаторе одного из российских регионов: «моими же отчасти руками была создана Общественная палата России в свое время. Я написал письмо Путину вместе с Матвиенко…Был получен через неделю ответ, что, пожалуй, смысла нет, от руководителя Администрации Президента. А через три дня произошел Беслан, и на следующий день Путин сказал, что надо нам создавать Общественную палату1». 1. Интервью с респондентом А., членом Общественной палаты РФ 1-го созыва, председателем Общественного совета при губернаторе, декабрь 2018 г.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 539

Оценка читателей: голосов 0

1. Брянцев И.И., Евстифеев Р.В. (2020) Проблемы оценки эффективности институтов государственно-общественного управления (на примере Общественных палат Владимирской и Саратовской областей) // Вопросы государственного и муниципального управления. №1. С. 115–136.

2. Волков В. (1997) Общественность: забытая практика гражданского общества // Pro at Contra. Т.2. N. 4, С.77–91.

3. Наталья Городецкая. (2013) Общественная палата может лишиться руководства. Евгению Велихову и Михаилу Островскому прочат отставку // Газета «Коммерсант»ю № 112 от 01.07.2013. С. 3. (https://www.kommersant.ru/daily/73842).

4. Гриб В. В. (2010) Общественная палата Российской Федерации как элемент политико-правовой институциализации гражданского общества. М.: Юрист. 59 С.

5. Курмаев Р.М. (2006) Общественная палата Российской Федерации как институт гражданского общества. Автореф. дис. канд. юрид. наук. Коломна.

6. Лукьянова Е. А. (2020) Имитационные политические режимы как новая политико-правовая реальность. Политико-правовой анализ // Общественные науки и современность. № 1. C. 61–76. DOI: 10.31857/S086904990008511-4

7. Назаров А.В. (2011). Правозащитная деятельность Общественной палаты Российской Федерации. Автореф. дис. канд. юрид. н. Москва.

8. Нездюров А.Л., Сунгуров А.Ю. (2008) Взаимодействие органов власти и структур гражданского общества: возможные модели и их реализация в общественно-политической жизни современной России // Факторы развития гражданского общества и механизмы его взаимодействия с государством. Под ред. Л.И.Якобсона. М.: Вершина. C. 209–236.

9. Никовская Л.И., Якимец В.Н. (2017) Качество публичной политики и продвижение общественных интересов: российская специфика // Публичная политика. №1. С. 29–53.

10. Общественные палаты в субъектах РФ: между медиацией и имитацией. Коллективная монография (2020). Под ред. А.Ю. Сунгурова. СПб: Алетейя.

11. Общественные советы и их роль в формировании государственной политики (2009) // Государство и гражданское общество: практика эффективного взаимодействия. Международный опыт: сб. ст. и док. Сост. Е. Б. Тонкачева, Г. Б. Черепок. Минск: ФУАинформ. C. 183–188.

12. Руденко В. (2009) Консультативные общественные советы: особенности организации и деятельности. // Государство и гражданское общество: практика эффективного взаимодействия. Международный опыт : сб. ст. и док. Минск : ФУАинформ. C. 162–173.

13. Сулимов К. А. (2018) Системы консультативно-совещательных органов в современной России как институциональные условия со-управления: между унификацией и разнообразием // Вестник Пермского университета. Серия Политология. № 1. С. 5–23. DOI: 10.17072/2218-1067-2018-1-5-23.

14. Сунгуров А.Ю. (1999) Организации-посредники в структуре гражданского общества. Некоторые проблемы политической модернизации России. // ПОЛИС. № 6. с. 34–48.

15. Сунгуров А. Ю. (2015) Как возникают политические инновации: «фабрики мысли» и другие институты-медиаторы. М.: Политическая энциклопедия, 2015.

16. Сунгуров А.Ю. (2020) Президентский совет по развитию гражданского общества и правам человека: эволюция за четверть века // Общественные науки и современность. № 4. С. 90–106.

17. Сунгуров А.Ю., Козлова Н.Н., Мамагулашвили Д.И. (2020) Общественные палаты как институты реализации патерналистской модели взаимодействия власти и общества: опыт Тверской области и Санкт-Петербурга. // ПОЛИС. № 3. С. 93–109. https://doi.org/10.17976/jpps/2020.03.07 (https://www.politstudies.ru/article/5662).

18. Тарасенко А.В. (2010) Деятельность общественных палат в регионах России: эффективность vs фиктивность // Полития. №1(56). С. 80–88.

19. Урюпин А.Н. (2008) Конституционно-правовой статус Общественной палаты Российской Федерации. Автореф. дис. канд. юрид. наук. Москва.

20. Валерий Фадеев: от власти надо требовать адекватности к проблемам людей (2017) // РИА Новости. 28.06.2017. (https://ria.ru/amp/20170628/1497424755.html).

21. Owen C., Bindman E. (2017) Civic Participation in a Hybrid Regime: Limited Pluralism in Policymaking and Delivery in Contemporary Russia // Government and Opposition. Vol. (54)1. P. 98–120. (https://doi/10.1017/gov.2017.13).

22. Rhodes, R. (2007). Understanding Governance: Ten Years On // Organization Studies. Vol. 28(8). Pp. 1243–1264.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх