Возможности и ограничения социально-экономической адаптации в условиях коронакризиса

 
Код статьиS086904990016455-2-1
DOI10.31857/S086904990016455-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Российская Академия народного хозяйства и государственной службы
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаОбщественные науки и современность
ВыпускНомер 4
Страницы33-48
Аннотация

В статье предложено обоснование методологических предпосылок и результатов глубинных интервью, проведенных в мае 2020 г. с целью выявить различные аспекты социально-экономической адаптации населения в условиях кризиса, вызванного пандемией коронавируса. Автор выделяет традицию феноменологической социологии, герменевтику и нарративный анализ в качестве методологии анализа содержания глубинных интервью. Анализ позволил выявить определенные черты сходства и различия между двумя группами респондентов, выделенных по статусу занятости (наемные работники и предприниматели) с точки зрения оценки влияния кризиса на положение предприятий/бизнеса, особенности социально-экономического поведения, ресурсы и практики адаптации. Для обеих категорий характерна общая черта социально-экономического поведения – стремление занять выжидательную позицию, чтобы выявлять возможные перспективы в экономике и на рынке труда. Однако респонденты в статусе наемных работников более уверенно оценивали перспективы сохранения работы и уровня доходов. Активные формы адаптационного поведения особенно отчетливо проявлялись среди респондентов, занятых в сфере информационно-коммуникационных технологий. Предпринимателям было свойственно сочетание, с одной стороны, негативной оценки влияния кризисной ситуации на положение их бизнеса, а с другой – стремление искать новые рыночные возможности, реалистично оценивать угрозы и риски, полагаться на собственные силы. Отмечено, что в условиях продолжающегося кризиса особенности социально-экономической адаптации населения связаны не только со статусом занятости, но и с отраслевой спецификой, наличием сформированного портфеля заказов, устойчивостью клиентской базы, социального капитала.

Ключевые словаглубинные интервью, социально-экономическая адаптация, кризис, экономическое поведение
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС
Получено23.09.2021
Дата публикации24.09.2021
Кол-во символов45653
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Методологические предпосылки анализа социально-экономической адаптации на основе глубинных интервью
2 Мировой экономический кризис, спровоцированный пандемией коронавируса, разворачивается с 2020 г. и оказывает серьезное негативное влияние на все сферы социально-экономической жизни населения. Эксперты сравнивают последствия нынешней ситуации с «Великой депрессией». Нередко их комментарии наполнены алармистскими настроениями.
3 Среди наиболее пострадавших от кризиса и связанных с коронавирусом ограничительных мер оказались такие сферы экономики, как туризм, транспорт, гостиничный бизнес и общественное питание, оптовая и розничная торговля, производство, недвижимость, массовая культура. В наиболее уязвимом положении оказались компании малого и среднего бизнеса, многие из которых были вынуждены закрыться либо перейти на «гибкий» режим функционирования, перевести своих сотрудников на дистанционную надомную работу или частичную, временную занятость. Неизбежными последствиями массовой глобальной безработицы и распространения «гибких» неформальных форм занятости становится рост бедности.
4 Наибольшую устойчивость и даже рост деловой активности продемонстрировали высокотехнологичные компании, которые обеспечили необходимые технологические возможности для дистанционной работы (видеоконференции, онлайн-торговля, электронная почта, социальные сети, компьютерные игры, потоковые мультимедиа и т.п.).
5 Кризис объективно усугубляет риск «социальной дистанции». Увеличение «социальной дистанции» проявляется в размывании источников доверия: рациональный расчет на выгодность поддержания деловых обязательств, приверженность общему ценностно-нормативному порядку, подтвержденные ранее обязательства, следование традиции, эмоциональные связи.
6 Ожидаемым последствием кризиса может стать изменение принятых и усвоенных ранее моделей и форм социально-экономического поведения, социальных представлений о профессионально-образовательных траекториях, путях и способах построения карьеры.
7 Чтобы содержательно понять и осмыслить проблемы влияния современного кризиса на изменение ранее освоенных моделей социально-экономического поведения, сотрудники Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС в мае 2020 г. провели углубленные интервью с 24 респондентами, которые проживают в региональных столицах Приволжского Федерального округа: Самара, Уфа, Ижевск, Оренбург, Нижний Новгород, Киров, Саратов, Пермь, Пенза, Йошкар-Ола, Ульяновск, Казань. Было бы некорректно экстраполировать полученные в ходе интервью данные на население страны в целом. Соответственно, результаты анализа могут быть распространены только на локальные социально-демографические группы.
8 Интервью проводились при личных контактах с респондентами на основе сценария, который содержал следующие тематические блоки:

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 536

Оценка читателей: голосов 0

1. Авраамова Е.М. (2005) Воспроизводство адаптационных практик в период российской трансформации // Общественные науки и современность. №6. С. 5-15.

2. Авраамова Е.М. (2008) Средний класс эпохи Путина // Общественные науки и современность, № 1. С. 28-36.

3. Авраамова Е.М. (2019) Доступность ресурсов развития для различных категорий населения // Общественные науки и современность. №3. С.36-51.

4. Авраамова Е.М., Дискин И.Е. (1997) Адаптация населения и элит (Институциональные предпосылки) // Общественные науки и современность. №1. С.24-33.

5. Авраамова Е.М., Логинов Д.М. (2002) Социально-экономическая адаптация: ресурсы и возможности // Общественные науки и современность. № 5. С. 24-34.

6. Авраамова Е.М., Логинов Д.М. (2018) Адаптационные стратегии населения в 2017 г. // Экономическое развитие России. Т. 25. № 3. С. 74-76.

7. Гордон Л.А. (1994) Социальная адаптация к современным условиям // Социологические исследования. № 8-9. С. 3-15.

8. Григорьев Л.М., Малева Т.М. (2001) Средний класс в России на рубеже этапов трансформации // Вопросы экономики. №1. С.45-61.

9. Логинов Д.М. (2020) Социальное самочувствие российского населения в период острой фазы эпидемиологического кризиса // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 6. С. 470-487.

10. Малева Т.М (ред.) (2003) Средние классы в современной России: экономические и социальные стратегии. Моск. М.: Гендальф. 506 с.

11. Робертс Б. (2004) Конструирование индивидуальных мифов. // ИНТЕР, № 2-3. С.7-15.

12. Титов В.Н. (2019) Наследие М. Хайдеггера и А. Шютца в контексте развития интерпретативной социологии. // Общественные науки и современность. №6. С.157-173.

13. Тихонова Н.Е., Мареева С.В. (2009) Средний класс: теория и реальность. М.: Альфа. 320 с.

14. Шабанова М.А. (1995) Социальная адаптация в контексте свободы // Социологические исследования. № 9. С. 81-88.

15. K.J. Gergen (Ed.) (1999). An Invitation to Social Constructionism. London: Sage.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх